II . Актуализация знаний и фиксирование индивидуального результата. Поверка домашнего задания. 1.Формулирование темы урока. 2. Построение плана урока и определение целей урока. III. Знакомство с творчеством и биографией поэта. IV. Заключительный Работа с текстом Предъявляет учащимся список из 2-3 вопросов (задач), требующих сложных мыслительных операций (индукции, дедукции, верификации, интерпретации и т. д.) В течение 4-5 минут обдумывают ответы. Формулируют логически обоснованные высказывания. Отвечают по желанию | - С творчеством какого хакасского писателя мы познакомились на предыдущем уроке? - Что вам особенно запомнилось о В.А.Кобякове? - Кто хочет прочитать своё сочинение? ( Читают 2 учащихся). -Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писателей Хакасии. Эпиграфом к нашему уроку будут слова хакасского поэта Георгия Суворова « Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей». Он погиб в годы Великой Отечественной войны. – Как вы понимаете эти слова? - Сегодня мы будем говорить о поэте, который прожил жизнь, как настоящий человек, прожил жизнь для людей. Слайд №1.( Тема урока). - Прочитайте тему урока. Какова цель нашего урока? - Валерий Гаврилович Майнашев, певец хакасских степей, относится к тем поэтам, кто способен ощущать ход бытия в шуме метели, запахе талой воды, в глухарином пении, в голосе кукушки, в песнях цветов, «хакасский Есенин», так называли Валерия Гавриловича Майнашева. –Вспомните, что мы уже читали из творчества этого поэта? - Давайте определим цели нашего урока. План урока(составляют дети): Наблюдает за поведением учащихся. Отмечает активных и пассивных участников. Подведение итогов работы на данном этапе. Какой следующий этап? Слайд № 4 (Портрет поэта). - Мороз по утрам ещё звонок, И радуясь жизни, на ветке, Метель ещё шумно метёт, Поёт о весне воробей, Но солнце,как белый телёнок, И чудится бабке-соседке: Сосульки под крышей сосёт. Журчит под окошком ручей. -Это стихотворение называется «Дыхание весны». -Какое необычное сравнение вы заметили в этом стихотворении? (Солнце, как белый телёнок) - Весна- любимое время года Валерия Майнашева. весне весне. Прочитайте, как сам Аркадий Петрович говорил о своей жизни «Я любил Красную Армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 23-м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Все что-то шумело в висках, гудело, и губы неприятно дергались. Долго меня лечили, и, наконец, в апреле 1924 года, как раз когда мне исполнилось двадцать лет, я был зачислен по должности командира полка в запас. Вышел я из армии в декабре 1924 года, потому что заболел. Потом я стал писать». Оцените свою работу на данном этапе урока. 2 действие – вторая группа говорит о произведениях писателя – А какие произведения А.П.Гайдара вы знаете? Дети называют произведения, которые он написал. - Что из этих произведений прочитано вами? Ваше мнение? Дети делятся своими впечатлениями о прочитанном. -Какие произведения А.П.Гайдара вам больше всего понравились и почему? Ребята рассказывают о полюбившихся произведениях. - Вы могли бы прочитать нам отрывки из своих любимых произведений? Дети зачитывают отрывки из произведений: « Человек должен трудиться, - поднимая влажный лоб и обращаясь к Коле, наставительно произнёс седой джентльмен Ф.Г. Колокольчиков. - У тебя же такое лицо, как будто бы я угощаю тебя касторкой. Подай отвёртку и возьми клещи. Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает» «Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть голуби будут чайками, а этот сарай с его верёвками, фонарями и флагами - большим кораблём. Она же будет капитаном». «Тимур и его команда» «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». А.Гайдар «Чук и Гек» Вопросы участников второй команды: 2) Что привлекает детей в произведениях Гайдара? 3) Чем Гайдар ценен для нынешнего поколения детей и подростков? - У Гайдара есть такие герои с которых можно брать пример. В его произведениях герои совершают поступки, на которых можно учиться. Оцените свою работу на данном этапе урока. 3 действие – третья группа читает высказывания великих людей о творчестве Гайдара Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец, И умер как солдат. С.Маршак «Жизнь Гайдара была как бы продолжением его книг, а может быть, иногда их началом». К.Г.Паустовский. Он был «автором и героем своих книг». С.Я.Маршак «Его жизнь, пожалуй, одна из самых интересных книг на свете». Б.А.Емельянов Оцените свою работу на данном этапе урока. Если вы были внимательны и активны, то поставьте себе ! или * или , если что-то прослушали или не удалось вспомнить то? или Вернёмся к плану урока , что мы уже выполнили, что будем делать дальше? 4 действие. Предлагаю выполнить слайды сначала на бумаге. Из тематических карточек– биография, произведения, отзывы современников о А.П.Гайдаре Оцените свою работу на данном этапе урока. Если работать , понравилось то поставьте себе ! или * или , если что-то не удалось то - ? или | Включаются в учебную деятельность.Отвечают на вопросы учителя. Читают домашние сочинения. Дают оценку сочинениям. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока и составляют план работы по данной теме урока 1 действиейе - вспомнить произведения, которые уже всречались; 2 действие- знакомство с биографией поэта; 3 действие - знакомство с произведениями поэта и анализ их содержания; 4 действие – сделать обобщение и высказать своё мнение. 5- оценить свою работу и работу своих товарищей. Слушают учителя. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Высказывают свои суждения. Осуществляют анализ произведений. |