Тема урока:
«Писатели улыбаются, или
Мелочи жизни»
Писатели «Сатирикона»
Тэффи
Арк.Аверченко
Саша Черный
А. Толстой
А. Куприн
Эпиграфы к уроку:
(Эпиграф (от греч. epigraphe — «надпись») — изречение, краткая цитата, помещаемая перед произведением или его частью и поясняющая его основную идею, замысел автора.
Также в Древней Греции так называлась надпись на каком-либо предмете.)
… И смешная же она, Русь-то, не глядя
на весь трагизм её жизни.
(М. Горький)
… Ах, эти мелочи! Как чесоточный зудень,
впиваются они в организм человека, и
точат, и жгут его. Нет места для работы
здоровой мысли, нет свободной минуты
для плодотворного труда! Мелочи, мелочи,
мелочи- заполонили всю жизнь.
(М.Е.Салтыков- Щедрин)
Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, - говорил Осоргин, - находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои — прототипов. Ведёт же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.
Эта особенность делает его творчество уникальным, позволяя читателю не только погрузиться в вымышленный мир, но и ощутить дыхание времени, в котором жил сам автор. Осоргин мастерски сочетает факты и вымысел, создавая многослойные образы, которые отражают не только его личный опыт, но и более широкие социальные и культурные контексты. Его произведения становятся своего рода зеркалом, в котором можно увидеть не только судьбы отдельных людей, но и целых эпох, полных противоречий и изменений.
Таким образом, Осоргин не только оставил богатое литературное наследие, но и создал важный исторический документ, который поможет будущим поколениям лучше понять не только его жизнь, но и жизнь общества в целом.
Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя- Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов.
Он родился и вырос в Перми, « в глубокой провинции, в деревянном доме, окружённом несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась…независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса… Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведённые здесь,- лучшими университетами. « Всё, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг,- всё это было раньше вышито зелёной гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие: «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».
- Ильин принадлежал к одному из древних дворянских родов.
- Это имя в свое время было столь популярно, что существовали даже духи и конфеты.
- Писатель–сатирик, драматург родился 10 августа 1895 года в Санкт-Петербурге в семье художника.
- В 1897 г. поступил на юридический факультет Московского Университета. Адвокат. Практика. Но юридическое поприще не было призванием. Его «мечтаемая дорога» - литература.
- Настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая.
- Участвовал в Первой мировой войне. Был награжден шестью орденами.
- Был приговорён к 3 годам ссылки в Томскую обл. В мае 1906 чудом оказался на свободе. Поначалу скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, на вилле «Мария» - в приюте многих русских политэмигрантов.
- Псевдоним восходит к домашнему прозвищу слуги Степана (Стеффи).
- После Февральской революции 1917 года он был назначен комендантом Главного почтамта и телеграфа города Петрограда.
- Вместе с другими авторами участвует в создании и работе Книжной лавки писателей в Москве.
- Осенью 1922 года вместе с другими писателями и учёными оказался на «философском пароходе», был выдворен из страны. Формально на 3 года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».
- У читателей снискала репутацию наблюдательного, остроумного и беззлобного писателя. Она тонко подмечала человеческие слабости, но отличалась тонким их пониманием, мягкосердечием и состраданием к своим героям.
- Зарабатывал на жизнь разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству и куроводству, служил в милиции, был секретарем суда, а затем начал службу следователем в Уголовном надзоре.
- В Париже вырос не только в крупного писателя, но и в глубокого, оригинального мыслителя.
- Не приняла революции 1917 года – эмиграция. В 1918 году эмигрировала. Обосновалась в Париже. Ее творческая жизнь продолжалась 52 года.
- В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей был избран членом правления Союза писателей СССР.
- Весной 1943 года предложили должность ответственного редактора журнала «Крокодил», от которой он отказался.
- С началом Второй Мировой войны вынужден был покинуть Париж.. Он поселился в местечке Шабри. Умер писатель в Шабри 27 ноября 1942 г. Там и похоронен.
- В августе 1946 году, после выхода постановления ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“ творчество писателя было подвергнуто резкой критике, он был исключен из членов Союза писателей.
- После достижения пенсионного возраста и до самой смерти (с 1954 по 1958 годы) ему было отказано в пенсии. Последние годы жизни писатель жил на даче в Сестрорецке .
- Рассказ о привычных предметах, наделенных разумом.
Необычная «жизнь» вещей.
- «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».
- Больного с диагнозом “брюшной тиф” привозят в больницу.
- “ Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней. И калорийность пищи, может быть, у них более предусмотрена. Но, как говорится, дома и солома едома”.