СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«писательское вдохновение» е. и. носова в его произведениях «кукла» и «живое пламя»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики познакомятся с рассказами Е. И. Носова, которые напоминают людям о заботливом отношении к природе, об истинных и мнимых ценностях.

Просмотр содержимого документа
««писательское вдохновение» е. и. носова в его произведениях «кукла» и «живое пламя»»

«Писательское вдохновение» Е. И. НОСОВа в его произведениях «Кукла» и «Живое пламя»

Цели: познакомить с рассказами, которые напоминают людям о заботливом отношении к природе, о бережном отношении к тому, что когда-то было необходимо человеку и было ему дорого, о падении нравственности, о губительности пошлости в жизни; развивать навыки работы с текстом; подвести к размышлению о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях; развивать навыки анализа текста.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с рассказами Е. И. Носова, которые напоминают людям о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и мнимых ценностях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать и использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета;

регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.

Методические приемы: работа с текстом, аналитическая беседа.

Сценарий урока

I. Проверка домашнего задания.

– Что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой» писателя Е. И. Носова? (Главная тема произведений Е. И. Носова – жизнь современной русской деревни, нелегкий крестьянский труд. Носов гордится своей родиной.)

– какие картины природы радовали глаз Носова, тогда еще мальчишки (с. 175–176)?

– Каковы темы произведений современного Носова (с. 176)?

– Какое значение в его писательском труде имеет природа?

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

1. Анализ рассказа «Кукла».

Аналитическая беседа.

Задание 1.

– Зачитайте начало рассказа, описание омута. (омут – глубокая яма в реке. Ударяющаяся в крутой берег вода крутит воду, создавая воронку-водоворот.)

– Для кого мастерил свое снаряжение Акимыч? (Для сома.)

– Какая картина предстала перед писателем через несколько лет? (Русло реки сузилось, песчаные излучины заросли травой, на месте омута – «грязный серый меляк». Река обмелела, не нужен теперь и перевозчик Акимыч и его шалаш. Не нужны и удочки: рыбы в реке нет.)

– Какой след в жизни Акимыча оставила война? (Тяжелая контузия; разволновавшись, он не мог говорить.)

– Чем теперь занимается Акимыч? (Работает садовником, сторожем, давно на пенсии, но сидеть без дела не может.)

– Что так взволновало Акимыча? («В грязном придорожном кювете валялась кукла... А ведь облик-то человеческий». «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется… Может, со мной с войны такое. на всю жизнь нагляделся я человечины…» – так объясняет свое отношение Акимыч к увиденному и будто извиняется перед кем-то за это. Акимыч ни в чем не виноват: он отдал свое здоровье, а потребовала бы Родина, отдал бы и жизнь свою за жизни тех, кто живет рядом с ним, кто учится и работает в «белокаменной школе». Он только не может понять легкомысленности (услышав о сожженном шалаше, который укрывал его от непогоды, а теперь мог бы пригодиться попавшему в непогоду, «он повертел указательным пальцем у виска, мол, на это большого ума не надо») тех, кто все на пути жжет, крушит, ломает то, что может пригодиться им самим, что принадлежит всем и ему тоже.

Безразличие всех: молодой парочки, которая говорит о любви и мечтает о детях, молодых мам, везущих в колясках детей, бегающих по улице школьников – удивляет, пугает его.

Нет предела его возмущению, когда говорит он о безразличии учителей, тоже спокойно проходящих мимо этой куклы. «Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!..»

Какой горький упрек, брошенный взрослым, звучит в этих словах. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худо творят. А от них дети того набираются». Но дети идут дальше своих родителей: они не только творят худо, они издеваются над куклой, а потом...)

Задание 2.

– Прочитайте стихотворение К. Случевского «Кукла» (с. 182) и сравните его с рассказом.

Вывод. В рассказе Е. И. Носов предлагает читателю «кинуть взор вокруг себя» и посмотреть на то, что он уже уничтожил – песчаные излучины, омут, где жила рыба, берега, которые покрылись илом и заросли обильной травой, силу которой дают удобрения, сносимые дождями с полей. И подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что еще осталось! С человеческой душой будет потруднее: не камень – не обточишь, не трава – не вырубишь жестокость, отсутствие милосердия, сострадания. Но бездействие пагубно: сорняк растет быстро.

2. Тест по рассказу «Кукла».

1. Жанр произведения:

а) воспоминания;

б) рассказ;

в) быль.

2. Описывая реку, рыбалку, траву, цветы, автор поднимает проблему:

а) экологическую;

б) взросления человека;

в) благодарности всему живому.

3. Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему вложен в уста:

а) учителя;

б) учеников;

в) Акимыча.

4. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным, потому что:

а) напомнил военное время;

б) дети не жалеют игрушки;

в) люди засоряют окружающую среду.

5. В этом произведении авторская позиция:

а) отчетливо выражена;

б) скрыта;

в) нейтральна.

6. Главная отличительная черта Акимыча:

а) постоянное ощущение собственной правоты;

б) жалость к обиженным;

в) чувство ответственности за все, что происходит.

7. Название этого произведения:

а) определяет его тематику;

б) имеет обобщающий смысл;

в) указывает на главного героя.

8. В основе сюжета произведения:

а) фантастика;

б) жизненная ситуация;

в) сочетание фантастики и реальности.

Ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

б

а

в

а

а

в

б

б

3. Анализ рассказа «Живое пламя».

Беседа по вопросам.

– О чем поведал нам писатель и как можно объяснить название произведения? («Да, сгорел... – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – ...Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...» Тетя Оля смотрела на мак, но говорила о своем сыне, который погиб, вспыхнув живым пламенем. Он без оглядки спикировал на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.)

– Какие литературные приемы использует автор, чтобы показать красоту короткой, но яркой жизни маков? (Эпитеты: «трепетно-ярким огнем», «озорной» (дразнящей); сравнения: «зажженные факелом»; метафоры: «маки вспыхивали», «померкли». Автор использует прием сопоставления, сравнения.)

– О каком герое вспоминаем мы, когда читаем этот рассказ? (О Данко. «“Что сделаю я для людей?” И вдруг он разорвал руками себе грудь и вынул из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца...»)

Повторное чтение рассказа учителем и учениками.

Вывод. Есть две формы жизни – тление и горение; красивые и сильные выбирают вторую форму жизни; вспыхнут, как пламя, и погаснут, но память о них жива, их подвиг совершен ради людей, ради их жизни и счастья; вспомните Ужа и Сокола: «мне здесь прекрасно: тепло и сыро» – «О, счастье битвы!»; маки вспыхнули и, озарив все вокруг радостью и светом, погасли; герой, одарив всех своей любовью, вспыхнул и угас. Но «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (М. Горький).

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Рассказ «Кукла» сначала был назван «Акимыч». Как вы думаете, какое название лучше? Почему?

– Как вы воспринимаете красоту окружающего вас мира? Может ли вас взволновать цветок, красота осеннего леса? Делаете ли вы что-либо, чтобы природа вашего края стала краше?

– Понравились ли вам рассказы?

Домашнее задание: составить краткий рассказ-справку о Ю. П. Казакове для энциклопедии, используя учебник, материал на с. 186–187; прочитать рассказ «Тихое утро», с. 187–201; составить цитатный план своего рассказа о мальчиках.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!