Конспект урока.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Музыка в басне.
Цель урока: Углубить и расширить знания детей о связи музыки с другими видами искусства (литературой).
Задачи:
- знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
- дать представление о группе струнно-смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель);
- развитие вокально – хоровых навыков;
- воспитывать творческую личность, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
- развивать музыкальный слух, формирование навыков ансамблевого и коллективного пения;
- развитие внутреннего слуха;
- привить любовь к классической музыке, ко всему прекрасному;
- развивать музыкальный кругозор детей.
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
Приёмы:
Формирование УУД:
Предметные:
научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания пьес и песен, закрепят понятия квартет, ноктюрн.
Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать.
Регулятивные действия: самостоятельно определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный цент, скрипка, нотная хрестоматия 5 класс.
Материал к уроку: карточки с изображением музыкальных инструментов, портрет А. П. Бородина и И. А. Крылова, выставка детских рисунков, картины с изображением квартетов, книга Басни, Хрестоматия музыкального материала 5 класс Критская, вырубной плакат «кузнечик- музыкант», мультимедийная презентация.
Программное обеспечение: компьютерная презентация, CD записи.
Материал урока:
Музыкальное приветствие;
Песня «Сказки гуляют по свету» Е. Птичкина;
«Квартет» И. А, Крылов;
А. Бородин “Квартет 2” – III часть, ;
Физкультминутка;
Песня «Кузнечик – музыкант»;
Музыклальное приветствие.
Учитель:Прозвенел уже звонок, он позвал вас на урок,
Здравствуйте ребята.
Дети: здравствуйте.
Сегодня мы начнем урок с песни «Сказки гуляют по свету».
-Какие виды искусства помогли создать эту песню? (М и Л). Что дает союз музыки и литературы – ( рождение новых музыкальных и литературных жанров и тем.)
- Мы с вами коллективно спели песню. А как называется коллектив, исполняющий одно произведение? (хор).
А песню можно петь только хором?.
Нет (1,2,3). 1 – соло; 2.3.4.- ансамбль.
Предлагаю создать ансамбль и прямо здесь.
Будем петь сегодня песню,
Но одной не справиться,
Приглашу я Леру, Сашу,
Аню и, конечно же, Наташу.
Замечательный ансамбль!
И песня получается.
- Посмотрите, сколько певцов у нас получилось? (4). Т.е. ансамбль певцов из четырех исполнителей называется Квартет. От музыкального интервала кварта, что означает – 4.
В переводе с латинского «Квартус» - четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет - музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых инструмента. Квартет - коллектив музыкантов, состоящий из четырёх человек
Много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.
Без стихов Есенина не появилось бы произведение Г.В. Свиридова, не было бы песни «Жаворонок» М.И. Глинки и Вариации на неё М. Балакирева. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как по своей природе они незамысловаты и могут существовать только с музыкой.
Но не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляют свою волшебную силу, помогают в трудную минуту, пробуждают чувства, останавливают зло.
И сейчас мы проверим еще на одном произведении, что музыка и литература живут нераздельно друг от друга. Если бы не существовала музыка, то и не смогла бы появиться замечательная басня И.А Крылова «Квартет». На примере этого произведения попробуем сопоставить литературный и музыкальный квартет, а чтобы глубже ощутить взаимосвязь литературы и музыки проведем беседу в игровой стихотворной форме.
На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, но и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” . Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?
Ученики: Басня
Учитель: Кто написал эти басни?
Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов (Показ портрета И.А.Крылова)
Учитель: Басня – что же означает это слово? (ученики предлагают ответы)
Учитель: Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно? (краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает).
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Тема нашего урока звучит так «Музыка в баснях»
(запись на доске и в тетрадях).
Учитель: Что нам нужно выяснить на уроке? Какова цель нашего урока?
Ученики: Выяснить, для чего нужна музыка в баснях, какую роль она играет в баснях…
Учитель: Цель урока - выяснить роль музыки в басне.
III. Работа по теме урок.
Опережающее домашнее задание. Выступление ученика.
Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминал так: “Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей”. Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.
В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.
С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Мысли великого баснописца прошли через века и не потеряли своей актуальности.
Учитель : Да,басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело.
В Санкт-Петербурге в Летнем саду и в Москве на Патриарших прудах стоят памятники И.А.Крылову.
И сегодня на уроке мы еще на одном произведении убедимся , что музыка и литература живут нераздельно друг от друга. Если бы не существовала музыка, то и не смогла бы появиться замечательная басня И.А Крылова «Квартет». На примере этого произведения попробуем сопоставить литературный и музыкальный квартет, а чтобы глубже ощутить взаимосвязь литературы и музыки проведем беседу в игровой стихотворной форме.
Не будем говорить мы слишком много слов,
Но баснописца русского зовут?... Иван Крылов. (хором)
Каких только сюжетов в баснях его нет
Одна из них о музыке…название? ... «Квартет» (хором)
Учитель: Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Ивана Андреевича Крылова, которая называется «Квартет» .
Альт и бас - музыкальные струнные инструменты. Прима - первая скрипка в оркестре, втора - вторая скрипка.

Проказница Мартышка,
Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки (раздается «музыка»),
Дерут, а толку нет.
Стой братцы стой кричит Мартышка,-
Погодите!
Как музыке идти, ведь вы не так сидите!
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы,
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет («музыка»);
Он все-таки на лад нейдет.
- Постойте ж, я сыскал секрет,
кричит Осел: «Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла, уселись чинно в ряд; («музыка»)
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
- «Пожалуй,» говорят: «Возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!»
- «Чтоб музыкантом быть,
Так надобно уменье
И уши ваших понежней,
Им отвечает Соловей.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!»
Чтение басни сопровождается музыкой.
Можно себе представить, какая чепуха, какая бессмыслица, какая фальшь получилась у этих горе – музыкантов.
А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих мастеров, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.
Пояснение слов.
Прима - первая скрипка в оркестре, втора - вторая скрипка. "Музыка" во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, ничем между собой не согласованных, лишённых интонационной и ритмической определённости. "Кто во что горазд" - вот "стиль" этой квартетной "музыки".
Учитель: Какую роль играет музыка?
Учитель: С какой целью она здесь использована.
Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
Учитель: Какая музыка по характеру?
Может у такой музыки быть композитор?
Учитель: В чем мораль сей басни?
Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель: Грустные и понурые поплелись «горе- музыканты» в лес. Шли и размышляли о ом, что ничего не вышло у них из этой затеи. И вдруг перед ними открылся прекрасный парк со сценой, на которой сидели люди и в руках у них были те же инструменты, что и у них. Они остановились и слышат голос ведущего: «Сейчас уважаемые гости прозвучит «Ноктюрн» из «Квартета №2» А. П. Бородина. Звери замерли…
Учитель: А если эти же инструменты возьмут в руки профессиональные музыканты музыкантов, такая же зазвучит музыка или нет?...

Русский композитор А.П.Бородин, с музыкой которого мы уже встречались на уроках, написал произведение для этих инструментов. Послушайте, что получилось. Подберите слова, как звучит музыка, ее эмоциональное состояние. Давайте послушаем музыку А. П. Бородина, которую пытались сыграть горе-музыканты.
Слушание фрагмента «Ноктюрн» из“Квартета №2” А.П.Бородина.

Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.
А пока мы слушаем, 4 ребят (Фамилия и имя) найдут карточки с изображением инструментов на которых играют музыканты.
Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.
Учитель: При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.
Ответы детей.
Учитель: Как звучала музыка?
Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель…
Дать понятиие струнного квартета.

Учитель: Это произведение написал Александр Порфирьевич Бородин – русский ученый-химик.
Ученик (опережающее домашнее задание- сообщение с презеньацией). Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать, простая женщина, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написал первое музыкальное произведение. Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Мы послушаем «Струнный квартет №2». При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.
Учитель: подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет.
Композитор уезжает за границу, далеко от жены, скучает и пишет этот квартет.
Учитель: Как звучала музыка?
Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно
Учитель: Какая музыка по настроению?
Ученики: Мягкая, спокойная, певучая.
Учитель: Кто исполнял эту музыку?
Ученики: квартет…
Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет
Послушайте, как об этом произведении пишет Галина Левашева в своей книге «Музыка и музыканты». «Вторая скрипка и альт сыграли два вступительных аккорда аккомпанемента, и не успел еще отзвучать, затихнуть второй аккорд, как запел глубокий, густой, как цвет черного бархата, голос виолончели. Медленно плывет над залом мелодия, полная какой-то особой «ночной» красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всем, что слышали и чем только что наслаждались. Такая музыка покоряет сразу же. В этой мелодии и тихая задумчивость, и в то же время взволнованность, страстность, ночная глубина, волнующий ночной покой.
Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?
Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.
Только настоящие музыканты могли передать чувство композитора Бородина, очень тонкое, нежное, лиричное, светлое – чувство любви композитора к своей жене.
В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.
Струнные квартеты сочиняли Моцарт, Бетховен, Шуберт, Григ, Глинка, Бородин, Чайковский.
Какую роль играет музыка в басне?
Ученики: Музыка играет в басне главную роль?
Учитель: Появились бы басни о музыке и музыкантах, если бы не было музыки?
Ученики: Нет.
Учитель: Какое значение имеет музыка для литературы?
Ученики: Музыка обогащает литературу.
Учитель: C творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?
Ученики: С творчеством А. П. Бородина
Учитель: Что такое квартет? Какие квартеты звучали на уроке?
Ученики: Квартет – это музыка, в исполнении которой участвуют 4 исполнителя или
4 инструмента. На уроке звучали инструментальные и вокальные.
Мы услышали сегодня 2-а квартета. Какие это были квартеты?
(Один – не умеющий играть, другой прекрасно исполняющий музыку).
Музыка какого квартета понравилась? Почему мы отдаем предпочтение музыке Бородина? (т.к. это – настоящая музыка, музыка виртуозов, мастеров своего дела)
Что говорит басня Крылова о тех, кто хочет стать музыкантом? Настоящим музыкантом? Зачитайте.
«чтоб музыкантом стать, так надобно уменье…»
Вернемся к нашему вопросу.
- музыка композитора Бородина помогает раскрыть мораль басни Крылова? Как мы ответим на этот вопрос. Меняю знак? На !
Учитель : что отличает прекрасную музыку от хаоса, производимого четырьмя «музыкантами» из басни И.А.Крылова?
Учитель : Как звучало произведение? Какие возникли чувства у вас?
Ученики : Медленно, тихо, протяжно, нежно. Звуки как волшебные. Мелодия будто переливается. Ведёт мелодию и передаёт по ведению то скрипка, то альт, то её подхватывает и уверенно проводит виолончель.
Учитель: Кто исполнял эту музыку?
Ученики: Инструментальный ансамбль. Тема переходит от одного инструмента к другому. Ощущение поющего человеческого голоса здесь достигается звучанием струнных инструментов.
А чтобы музыка творила чудеса, нужны недюжие таланты
Поэтому лишь настоящие квартеты пишут только музыканты.
Вокально-хоровая работа.
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … и все хором отвечают (скрипка).
Ребята, скажите пожалуйста, какую мы сейчас будем петь песню?
«Маленький кузнечик».

Показываю детям плакат «Кузнечик-музыкант» и исполняют песню ( можно класс разделить на квартеты).
Музыка - Алексей Волков
Слова - Владимир Щукин
Маленький кузнечик до полудня спал -
С полудня до вечера на скрипице играл.
Прилетела, села важная пчела,
Музыканта худенького слушать начала.
Он отставил ножку, и, отдав поклон,
Заиграл на скрипице Летний сон.
Золотистым кругом света и тепла
Над зеленым лугом музыка плыла.
Музыка звучала, и, забыв дела,
Головой качала важная пчела.
А кузнечик маленький на скрипице играл,
Будто всем по горсточке счастье раздавал.
Не кричал, не плакал, слов не говорил -
По зеленой скрипице травиночкой водил.
(У нас в школе учится мальчик, который учится в школе искусств( класс срипка). Я его пригласила к нам на урок.)
А сегодня к нам на урок пришел Сережа- скрипач. Он нам расскажет об этом удивительном инструменте и подыграет во время пения.( См. фото с урока в конце конспекта урока).
Рефлексия.
Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?
- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?
Нужна ли музыка литературе?
О каком литературном жанре мы сегодня говорили?
Появились бы на свет басни у И.А.Крылова, если бы на свете не было музыки?
Какое новое слово узнали?
Послушали музыку…?
На уроке мы с вами убедились, что музыка и литература взаимообогащают друг друга. Ведь взаимосвязь музыки и литературы - одно из самых обширных, сложных и интересных взаимодействий. Границ между этими видами искусств не существует. Литература находит своё продолжение музыке и наоборот. Писатель-поэт помогает понять глубину и выразительность музыки, а музыкант-композитор способствует более яркому раскрытию образов поэзии и прозы.
Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку…
Домашнее задание:
1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока.
2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой.
3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».

Примечание.
Если останется время можно посмотреть мультфильм «Квартет «Ква-ква».
Или рассказать, что жанр квартета не исчез и до наших дней. В двадцатом столетии существовало несколько ярких квартетов, которые оказали большое влияние на популярную музыку. Их исполнительское мастерство восхищало слушателей своей искренностью, разнообразием, профессионализмом. Не смотря на то, что они уже не существуют, их музыка продолжает звучать в записях и до сих пор завораживает слушателей. Это такие коллективы, как «Битлз», «АББА», «Машина времени».
А сегодня мы послушаем еще один квартет – «Секрет». В нем участвуют четыре музыканта, которые являются одновременно и певцами. Песни этого коллектива отличало необыкновенное веселье, а подчас и яркий юмор.
СЛУШАНИЕ: Бит – квартет «Секрет» : «Сара – Барабу».



Фото с урока.




