СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварение в полости рта.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка  предназначенна по предмету "биология" для учащихся 8 класса 

Просмотр содержимого документа
«Пищеварение в полости рта.»

Учитель: Велиляева Нияра Сулеймановна

8 класс, биология

Номер урока _____ Дата проведения урока_____________

Тема урока:  Пищеварение в полости рта.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в полости рта; роль ферментов в пищеварении;

Планируемые результаты урока:

Предметные:

называть и описывать виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками, коренными зубами. Объяснять особенности пищеваре­ния в полости рта, необходимость соблюдения правил личной гигиены. Выполнить лабораторную работу «Расщепление веществ в ротовой по­лости».

Метапредметные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: Фиксировать результаты наблюде­ний, делать выводы.

Личностные:

соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обра­щения с лабораторным оборудова­нием.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник, презентация, кусочки хлеба, листочки с заданиями

Ход урока:

1.Орг. момент. Приветствие. Проверка отсутствующих

2. Проверка Д.З.

Учащиеся получают листочки с тестовыми заданиями и выполняют их

Выполните тестовые задания (макс балл 5)

1. Какой из перечисленных продуктов питания является лучшим источником углеводов?

1) картофель 2) говядина 3) рыба 4) шпинат

2. Вы­бе­ри­те вер­ные утвер­жде­ния

1) В сме­та­не из ор­га­ни­че­ских ве­ще­ств боль­ше всего жиров.

2) В ржа­ном хлебе пре­об­ла­да­ют белки.

3) Наи­боль­шее со­дер­жа­ние бел­ков на­блю­да­ет­ся в сырах и го­ро­хе.

4) Жиров нет в яб­ло­ках, са­хар­ном песке и пшене.

5) Уг­ле­во­ды есть во всех про­дук­тах.

3. Какой орган пи­ще­ва­ри­тель­но­го ка­на­ла об­ла­да­ет функ­ци­я­ми пе­ре­ва­ри­ва­ния пищи?

  1) пря­мая кишка 2) пи­ще­вод 3) глот­ка 4) же­лу­док

4. Пищевод - это узкая вертикальная трубка, по которой пища продвигается в желудок

5. На рисунке изображена схема строения пищеварительной системы человека. Какой буквой на ней обозначен орган, в котором происходит интенсивное всасывание питательных веществ? 

1) А 2) Б 3) В 4) Г

Осуществляется взаимопроверка.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проблемный вопрос

Возьмите в рот небольшой кусочек черного хлеба и жуйте его, не глотая, несколько минут.

Что произошло с куском хлеба? Как изменился вкус? Где начинается начальный этап пищеварения?

Ответ объясните.

Как вы думаете, какова тема урока, о чем мы сегодня будем говорить? (формулируют тему) (Слайд)

Пищеварение в полости рта.

Какова цель сегодняшнего урока (формулируют цель)

Откройте тетради, запишите

22 января

Классная работа

Тема урока: Пищеварение в полости рта.

4. Актуализация опорных знаний (Слайд)

1 Что такое пищеварение?

2 Что такое ферменты? Какие ферменты вы знаете?

3. Какие функции выполняет пищеварительная система?

4. Выбрать:

1.Мороженное;  2. Лимон; 3.Жирные кислоты; 4.Нуклеиновые кислоты; 5. Углеводы; 6.Хлеб; 7.Треска; 8.Сливочное масло; 9.белки; 10.Глицерин; 11.Картофель; 12.Мясо; 13.минеральные соли; 14.Аминокислоты; 15.Глюкоза; 16.Колбаса;  17.Жиры.


1 вариант – питательные вещества

2 вариант – продукты питания

5. Установить последовательность органов пищеварительной системы:

1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.

5. Основная часть

Учитель. Реализовывать поставленные перед нами цели мы будем через работу в группах. Для этого мы с Вами разделились на две команды: “Зубники”, “Слюнтяи”. Каждая команда получает свое задание.

Работа с учебником стр 84-85

Работа 1 группы “Слюнтяи”.

А) Вкусовые ощущения

Б) Значение и состав слюнных желез

Вопросы: 

1. Как называются специальные чувствительные образования, воспринимающие вкус? (рецепторы)

2. Где расположены вкусовые рецепторы? (на языке) Как это можно доказать? Слайд

3. Откуда берется слюна? (из слюнных желез)

4. Как называются три пары крупных слюнных желез (Околоушная, Поднижнечелюстная, Подъязычная.) Слайд

5. Какой секрет они выделяют в ротовую полость? (Слюну)

6. Сколько литров слюны выделяется у человека? (1,5 -2 л.)

7. Посмотрите на Слайды. При каких условиях у человека выделяется много слюны? (запах пищи, образ еды, вид пищи)

8 Каков состав слюны? Его внешний вид?

(Запись в тетрадь новых терминов)

Вода- 90 %

(Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.

Лизоцим - убивает микробы.

Амилаза - является ферментом и расщепляет молекулы крахмала с образованием мальтозы и сахарозы)


Слайд А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу и выясним, какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны.

Всё необходимое для выполнения лабораторной работы у вас находится на столах. 

Лабораторная работа № 8 Расщепление веществ в ротовой полости.

Цель: доказать, что в ротовой полости происходит расщепление крахмала.

Оборудование: куски бинта, ватные палочки, йод, стакан с чистой водой, крахмал

6. Физминутка для глаз

Работа 2 группы “Зубники”

В) Строение зуба

1. Где и как расположены зубы? (в ячейках нижней и верхней челюстях)

2. С какого месяца у детей прорезаются молочные зубы и почему они так называются? (6-7 месяцев, т.к. ребенок питается молоком)

3. Сколько зубов у человека и как они называются? (32) Слайд

4. Почему последние коренные зубы получили название зубы мудрости? (они образуются у человека в возрасте 20-25 лет)

5. Какие функции выполняют зубы (захватывание, дробление, пережевывание, откусывание, защита)

6. Каково строение зуба? Слайд

7. Что происходит с пережеванной пищей? (пища попадает на корень языка и сглатывается)

8.Почему пища не попадает в трахею? (во время глотания она закрывается надгортанником)

Г) Уход за зубами. Заболевание зубов

Памятка Гигиена зубов (Выступление учащегося)

    1. Чистить зубы два раза в день- утром и вечером

    2. Пользуйтесь только своей зубной щеткой

    3. После еды полощите рот

    4. Не грызи зубами твердые предметы: карандаш, орехи

    5. Употребляйте продукты, содержащие кальций, фосфор, фтор

    6. Каждые три месяца меняйте зубную щетку

    7. Не употребляйте горячую пищу и слишком холодную

    8. Реже употреблять сладости (т.к. при брожении углеводов образуется молочная кислота, которая разрушает эмаль)

    9. Избавиться от вредных привычек (курение, употребление алкоголя)

    10. Посещайте стоматолога два раза в год

7. Закрепление

Выполнение тестовых заданий

1. В ротовой полости происходит:

а) завершение переваривания пищи;

б) механическая переработка пищи и начальное расщепление крахмала;

в) переваривание жиров.

2. Каким веществом покрыта коронка зуба:

а) прочным цементом; б) дентином; в) эмалью.

3. Всего у взрослого человека:

а) 32 зуба; б) 36 зубов; в) 30 зубов.
4) Слюна содержит ферменты, которые расщепляют 
А) липиды Б) белки В) жиры Г) углеводы 
5. Нарушение эмали зуба: 
А) пульпит Б) пародонтоз  В) кариес Г) ринит 

6) Количество молочных зубов: 
А) 10 Б) 32  В) 20 Г) 30 

8. Рефлексия (на доске информация)

Выражают свои эмоции с помощью смайликов (на доске информация)

9. Домашнее задание прочитать параграф 34, выписать 2 пословицы и поговорки связанные с пищеварением в ротовой полости. Составить синквейн на слово «ЗУБ»

10. Резерв.

1. В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.

Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)

2. За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров. Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животным.












Учитель: Велиляева Нияра Сулеймановна

6 класс, Курс «Крымоведение»

Номер урока _____ Дата проведения урока_____________

Тема урока: Крым в годы Великой Отечественной войны.

Цели урока: познакомить учащихся с историей Крыма в годы Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты.

Личностные: развить интерес к предмету; воспитывать чувства ответственности и самостоятельности, уверенности в своих силах.

Метапредметные: формировать умение работать с картой, развивать устную речь, умение давать развернутые ответы на вопросы.

Предметные: изучить историю Крыма в годы Великой Отечественной войны.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, иллюстрации, дополнительный материал, физ. и полит карта Крыма

Ход урока

1.Орг. момент. Приветствие. Проверка отсутствующих

2. Проверка Д.З. фронтальный опрос

3. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока

Прослушайте стихотворение. О каких событиях мы будем сегодня говорить. Для чего нам нужны об этих событиях?

Зарево войны над  Крымом

 В рейхсканцелярии хранили в сейфе

 «Вагbагоssа Fа11» — «План Барбаросса».

 Зловещие страницы предрекали

 Падение Советского Союза,

 Уничтожение его народов.

  В Берлине книгу «Готенланд» издали —

  «Страною готов» Крым именовали

  В честь племени германского — ост-готов,

Что нашу землю жгли и разоряли

В далёком и кровавом третьем веке.

... И снова зарево войны над Крымом!

Перед ордой фашистской отступая,

От Перекопа горной шли дорогой

Бойцы Приморской армии на запад,

Чтоб биться там с врагом за Севастополь.

Как вы думаете, какова тема урока, о чем мы сегодня будем говорить? (формулируют тему)

Какова цель сегодняшнего урока (формулируют цель)

4. Актуализация знаний

Что вам говорят данные цифры 1941-1945 года?

Расшифруйте аббревиатуру ВОВ?

Что вам известно о событиях ВОВ?

5. Изучение нового материала

Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа 16

Устно составляют тезисы

Выписывают в хронологической последовательности основные события

6. Физминутка

7. Закрепление изученного материала.

Исторический диктант

1)Начало второй мировой войны.

2)Глава СССР в ВОВ.

3)Союзники СССР в ВОВ.

4)Когда СССР стал участником ВОВ.

5)Глава Фашистской Германии в ВОВ.

6)Ударный танк советских войск в ВОВ.

7)Маршал принявший капитуляцию Фашистской Германии.

8)Год окончания ВОВ.

9)Союзники Фашистской Германии в ВОВ.

10)Год окончания второй мировой войны.

Взаимопроверка  в парах

Прослушайте верные ответы, поставьте оценки.

1) 1 сентября 1939 года.

2) Сталин И.В.

3) Англия, США.

4) 1941 год.

5) Адольф Гитлер.

6 )Т-34

7) Жуков Георгий Константинович

8) 1945 год.

9) Италия, Япония.

10) 2 сентября 1945года.

8.Рефлексия (на доске информация)

Выражают свои эмоции с помощью смайликов (на доске информация)

9.Домашнее задание изучить параграф 16, подготовить сообщение «Участники ВОВ в моем селе»









Учитель: Велиляева Нияра Сулеймановна

7 класс, биология

Номер урока _____ Дата проведения урока_____________

Тема урока:  Тип Кишечнополостные.

Цель урока: дать определение типу кишечнополостных. Объяснить особенности строения гидры.

Планируемые результаты урока:

Предметные: выявлять характерные признаки типа Кишечнополостные. Приводить примеры представителей разных классов типа Кишечнополо­стные. Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объ­ектах. Характеризовать признаки более высокой организации кишечнополо­стных по сравнению с простейшими.

Метапредметные: формировать умения устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и жизнедея­тельности гидры обыкновенной, раскрывать роль кишечнополост­ных в экосистемах

Личностные: развитие мотивации к получению новых знаний


Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, иллюстрации, дополнительный материал, иллюстрации

Ход урока

1.Орг. момент. Приветствие. Проверка отсутствующих

2. Проверка Д.З. Задания из ТПО

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

« И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей!.. На вертикальной стене… находилась великолепная группа снежно-белых животных, а в центре её – особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые особи. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение лица сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные начали медленно сокращать щупальца. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны. Перед ним открылся чудесный мир многочисленного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе… и не могли решить, какая же из них самая живописная. У одних особей была почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое венчала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенно красивые сочетания цветов.… Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца; красное тело с фиолетовыми мазками на нем; изумрудно-зеленое тело и оливкового цвета щупальца. Так можно перечислять долго. Среди множества животных не встречалось и двух с одинаковой окраской».

Вопрос к учащимся: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Что мы будем сегодня изучать? Какова цель сегодняшнего урока?

4. Актуализация опорных знаний

Какая симметрия тела называется двусторонняя?

Какие основные части имеет тело гидры?

Почему гидру называют полипом?

Какие животные относятся к типу кишечнополостные?

5. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Самостоятельная работа с учебником стр 74-75 (составление тезисов)

Основные признаки

Разнообразие кишечнополостных

Роль кишечнополостных в экосистемах

6. Физминутка

7. Закрепление изученного материала

1. Какие основные части имеет тело гидры?

2. Какой образ жизни ведет пресноводный полип гидра?

3. Почему гидру называют полипом?

4. В чем заключается сходство в строении кишечнополостных животных?

5. Какие животные относятся к типу кишечнополостные?

8.Рефлексия (на доске информация)

Выражают свои эмоции с помощью смайликов (на доске информация)

9.Домашнее задание прочитать параграф 29, составить вопросы к параграфу

10. Резерв.

1. Какое значение в жизни медузы имеет ее куполообразная форма тела со свисающими вниз щупальцами? (Тело медуз имеет форму диска, зонтика или колокола. Уплощение тела увеличивает его удельную поверхность, студенистое тело уменьшает его плотность — все это приспособления, облегчающие парение в воде).

2. Коралловые полипы образуют известковый скелет. Откуда они берут известь для строительства скелета? (Добывая из морской воды известь, полипы образуют скелет — известковую оболочку. Скелет отлагается наружным слоем клеток коралловых полипов. Образующая их известь имеет особую некристаллическую форму).

3. На какой максимальной глубине могут обитать актинии? (Актиний можно встретить на разных глубинах. Галатеаптемида — одна из самых глубоководных актиний. Они чаще всего обитают на дне и склонах глубоководных океанических впадин — на глубине 6—10 тыс. м. Образ жизни их еще совершенно не изучен).

4. От чего зависит красная окраска скелета у кораллов? (Благодаря концентрации окиси железа известковый скелет коралла окрашен в различные оттенки красного цвета — от почти белого до почти черного).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!