«Пищеварение в ротовой полости и в желудке»
Цель: развить знания учащихся о роли пищеварительных желез и ферментов в процессе пищеварения.
Задачи:
Образовательные: раскрыть значение механической и химической обработки пищи в ротовой полости, процессы пищеварения в ротовой полости, в желудке, роль ферментов в пищеварении.
Развивающие: развивать умение слушать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы; включать каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность.
Воспитательные: воспитание культуры здоровья, положительной мотивации к учебно- познавательной деятельности, формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: таблица «Схема строения органов пищеварения», фильтровальная бумага, пропитанная крахмальным клейстером, спиртовой раствор йода, тарелки, ватные палочки, дополнительный материал для работы в группах, листочки с вопросами.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.
Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох.
Вдох-выдох.
Садитесь.
Аутотренинг: (настрой на плодотворную работу)
- Я сижу на уроке;
- Я внимательный ученик;
- У меня хорошая память;
На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали
ІІ. Актуализация опорных знаний
Задание» 1. Найди соответствие («Что такое», Терминологический диктант «Пищеварение»)
1. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества называется … (пищеварением).
2. Питательные вещества выполняют … (строительную и энергетическую) функции.
3. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник образуют … (пищеварительный канал).
4. Стенка пищеварительного канала состоит из …(3..)слоев.
5. Начальный отдел тонкого кишечника – ... (двенадцатиперстная кишка).
6. Самая крупная железа нашего организма – (печень).
7. Самый длинный отдел пищеварительного канала – ... (тонкая кишка).
8. Червеобразный отросток слепой кишки -…. (аппендикс)
9. Микроскопические выросты на стенках тонкой кишки – ... (ворсинки).
10. Использование недоброкачественных или несвежих продуктов может вызвать … (пищевое отравление).
Задание № 2 «Узнай орган»
Ученики называют органы на картинках, таблице.
1- глотка, 2- печень, 3- ротовая полость, 4 желудок, 5- желчный пузырь, 6- толстый кишечник, 7- поджелудочная железа,8- тонкий кишечник 9- пищевод, 10- прямая кишка 11- двенадцатиперстная кишка, 12- аппендикс.
Задание № 3
Установить последовательность органов пищеварительной системы:
1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.7. - прямая кишка
Задание № 4 «Исключите лишнее» (резервное задание)
Зачитывается группа слов, нужно найти лишнее слово.
1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник
2. Функции пищеварительной системы - секреторная, двигательная, строительная, всасывающая.
3. Питательные вещества – это сыр, белок, жиры, углеводы
4. К продуктам животного происхождения относятся: яйца, творог, сахар, мясо.
5. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных, хищных зубов.
6. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая
7. В ротовой полости пища размельчается, смачивается слюной и окончательно переваривается.
9. У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин, корень.
Задание № 5 «Расскажи мне, расскажи…» (резервное задание)
1. Почему «зуб мудрости» так называется? («молочные зубы» у детей так названы Гиппократом. Когда человек «благодаря учению приобретает мудрость», вырастают «зубы мудрости» – так думал великий древний врач).
2. Объясните, почему движения зубной щёткой слева направо и наоборот не очищают зубы? (для наглядности можно взять расчёску и начесать на неё вату, предложив эту вату счистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов смогут это сделать. Обратные движения нежелательны, т.к. «грязь» забивается под дёсны и содействует заболеванию дёсен и зубов).
3. Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем? (эмаль легко разрушается, а это приводит к заболеванию кариесом).
4. Почему необходимо беречь зубы? (зубы у человека меняются только один раз и надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Только здоровые зубы хорошо размельчают пищу, и она лучше усваивается организмом).
5. Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит головой вниз? (сокращение мышечных стенок пищевода обеспечивает продвижение пищевого комка только в одну сторону – к желудку).
ІІІ. Определение темы и цели урока 2
Работа с пословицами. Нужно вставить недостающее слово.
1.Рот без … – все равно, что мельница без жерновов. Сервантес
2.Желудок всегда «жалуется» на …
Это слово Зубы. Как вы уже успели догадаться, речь сегодня на уроке пойдет о пищеварении в ротовой полости и желудке. Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости и желудке». (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)
ІV. Мотивация
Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?
Мы вернемся к этому историческому факту в конце урока.
V. Изучение нового материала 5
Учитель:
1. Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.
В ротовой полости есть такой орган – язык.
Вопрос: Для чего нам нужен язык? (ответы учеников).
Учитель:
Да, совершенно верно. Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса.
“Покажите язык!” – эту фразу большинство из нас слышали на приёме у врача. Действительно, язык может многое сказать о состоянии, как органов желудочно-кишечного тракта, так и других органов и систем организма. В восточной медицине существует отдельная отрасль медицины, занимающаяся диагностикой всего организма по языку.
Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?
(Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается, перемешивается ….).
Вопрос: Откуда берется слюна? (ответ учеников: из слюнных желез)
Учитель:
Правильно. Вы знаете какие железы и где находятся в ротовой полости?
Околоушная.
Поднижнечелюстная.
Подъязычная.
Учитель:
А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение
Определение положения околоушных слюнных желез.
Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.
– Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.
Определение положения подчелюстных слюнных желез.
Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.
– Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).
Подъязычная железа.
Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.
Физкультминутка. 1
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Пищеварение в ротовой полости (работа с текстом) 5
Для формирования пищевого комка помимо участия зубов и языка необходима слюна. Слюна выделяется в ротовую полость из нескольких тысяч мелких слюнных желез, располагающихся в слизистой оболочке ротовой полости, а также по протокам трех пар крупных слюнных желез (околоушных, подчелюстных и подъязычных). Объем слюны зависит от того, какую пищу поглощает человек: если сухую пищу, то выделяется много слюны, если жидкую — небольшое количество слюны, если кислую — много слюны. При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. В среднем выделяется около 1 л слюны в сутки.
На 98-99 % слюна состоит из воды. Она содержит также муцин — вещество, делающее пищевой комок скользким, что облегчает его проглатывание. В состав слюны входят антибактериальное вещество лизоцим и ферменты (это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов)— амилаза и мальтаза, которые расщепляют углеводы. Ферменты слюны активны в слабощелочной среде. Таким образом, в ротовой полости пища измельчается зубами, перемешивается, пропитывается слюной и в ней начинается переваривание углеводов (сахаров), значительная часть бактерий погибает.
Вопросы:
Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?
Где образуется слюна?
От чего зависит объем слюны?
Почему при долгом жевании сырого картофеля ощущается сладковатый вкус?
Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?
А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя исследовательский практикум № 2.
Всё необходимое для его выполнения у вас находится на столах.
Исследовательский практикум № 2 5
Тема. Действие ферментов слюны на крахмал
Цель: Определить, как слюна действует на крахмал.
Оборудование: фильтровальная бумага, пропитанная крахмальным клейстером, спиртовой раствор йода, тарелки, ватные палочки.
Ход работы
Смочите слюной ватную палочку.
Напишите на фильтровальной бумаге, пропитанной крахмальным клейстером, ватной палочкой, смоченной слюной, какой-нибудь символ (первую букву своего имени, смайлик и т.п.). Подождите 1 минуту.
Опустите фильтровальную бумагу в раствор йода.
Наблюдайте.
Запишите в тетрадь наблюдения.
Сделайте вывод.
Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)
Вопрос: Значит, какие вещества начинают перевариваться в ротовой полости? (углеводы)
Пищеварение в желудке (работа с текстом)
В желудке продолжается переваривание пищи. Его вместимость в среднем составляет 2 л. В слизистой оболочке желудка располагаются миллионы желез, выделяющих желудочный сок. Одни из этих желез вырабатывают белок, который под действием соляной кислоты, выделяемой другими железами, превращается в пищеварительный фермент — пепсин. Пепсин расщепляет белки на пептиды. Смесь пепсина и соляной кислоты способна переварить не только пищевые белки, но и стенки желудка. Поэтому так важна функция желез желудка, выделяющих слизистое вещество, защищающее его стенки изнутри. Кроме пепсина желудочный сок содержит липазу, химозин и желатиназу. Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани — желатин. Липаза расщепляет жиры (действует лишь на эмульгированные жиры). Химозин вызывает свертывание молока. Желудочный сок не содержит ферментов, расцепляющих углеводы.
Стенки желудка сокращаются, постепенно перемешивая проглоченный пищевой комок с желудочным соком. Внутри пищевого комка в желудке некоторое время продолжают действовать ферменты слюны, расщепляющие углеводы.
Известно, что пепсин желудочного сока расщепляет белки пищи в кислой среде при температуре 37°С. В зависимости от количества и состава съеденной пищи переваривание в желудке может продолжаться от трех до десяти часов.
Вопросы:
Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?
Какое органическое вещество не расщепляется в желудке?
От чего зависит время переваривания пищи в желудке?
Какую роль в пищеварении играет соляная кислота?
Физкультминутка для глаз. 1
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)
В классе радугу построим!
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).
VI. Рефлексия
Вернемся к нашему историческому факту и попробуем ответить на вопрос.
В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.
Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)
При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.
VII. Подведение итогов урока
Ученики отвечают на вопросы:
На уроке я понял ...
Я похвалил бы себя за ...
Я поставил себе оценку ...
Теперь бы я хотел узнать о ... потому, что ...
Достигли ли мы целей урока, которые ставили вначале.
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание:
§ 8, стр.32-33
Творческие задачи.
1. Выдающийся гигиенист Ф.Ф.Эрисман, автор первого в России руководства по гигиене и создатель школы гигиенистов, писал, что пища, не содержащая нужных для организма минеральных веществ, « хотя бы во всём остальном удовлетворяла условиям питания, ведёт к медленной смерти…». Почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.
2. За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров. Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животным.
3. У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?
Учитель: Вы - молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я – думал, я – старался, я – делал открытия».
Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удач.