СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварение в ротовой полости и в желудке

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Пищеварение в ротовой полости и в желудке»

Цель: развить знания учащихся о роли пищеварительных желез и ферментов в процессе пищеварения.

Задачи:

Образовательные: раскрыть значение механической и химической обработки пищи в ротовой полости, процессы пищеварения в ротовой полости, в желудке, роль ферментов в пищеварении.

Развивающие: развивать умение слушать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы; включать каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность.

Воспитательные: воспитание культуры здоровья, положительной мотивации к учебно- познавательной деятельности, формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: таблица «Схема строения органов пищеварения», фильтровальная бумага, пропитанная крахмальным клейстером, спиртовой раствор йода, тарелки, ватные палочки, дополнительный материал для работы в группах, листочки с вопросами.

Просмотр содержимого документа
«Пищеварение в ротовой полости и в желудке»

«Пищеварение в ротовой полости и в желудке»

Цель: развить знания учащихся о роли пищеварительных желез и ферментов в процессе пищеварения.

Задачи:

Образовательные: раскрыть значение механической и химической обработки пищи в ротовой полости, процессы пищеварения в ротовой полости, в желудке, роль ферментов в пищеварении.

Развивающие: развивать умение слушать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы; включать каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность.

Воспитательные: воспитание культуры здоровья, положительной мотивации к учебно- познавательной деятельности, формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: таблица «Схема строения органов пищеварения», фильтровальная бумага, пропитанная крахмальным клейстером, спиртовой раствор йода, тарелки, ватные палочки, дополнительный материал для работы в группах, листочки с вопросами.



Ход урока

I. Организационный момент.

Вам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.

Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох.

Вдох-выдох.

Садитесь.

Аутотренинг: (настрой на плодотворную работу)

- Я сижу на уроке;

- Я внимательный ученик;

- У меня хорошая память;

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали



ІІ. Актуализация опорных знаний 

Задание» 1. Найди соответствие («Что такое», Терминологический диктант «Пищеварение»)

1. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее на простые растворимые вещества называется … (пищеварением).

2. Питательные вещества выполняют … (строительную и энергетическую) функции.

3. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник образуют … (пищеварительный канал).

4. Стенка пищеварительного канала состоит из …(3..)слоев.

5. Начальный отдел тонкого кишечника – ... (двенадцатиперстная кишка).

6. Самая крупная железа нашего организма – (печень).

7. Самый длинный отдел пищеварительного канала – ... (тонкая кишка).

8. Червеобразный отросток слепой кишки -…. (аппендикс)

9. Микроскопические выросты на стенках тонкой кишки – ... (ворсинки).

10. Использование недоброкачественных или несвежих продуктов может вызвать … (пищевое отравление). 



Задание № 2 «Узнай орган»

Ученики называют органы на картинках, таблице.

1- глотка, 2- печень, 3- ротовая полость, 4 желудок, 5- желчный пузырь, 6- толстый кишечник, 7- поджелудочная железа,8- тонкий кишечник 9- пищевод, 10- прямая кишка 11- двенадцатиперстная кишка, 12- аппендикс.

Задание № 3

Установить последовательность органов пищеварительной системы:

1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.7. - прямая кишка



Задание № 4 «Исключите лишнее» (резервное задание)

Зачитывается группа слов, нужно найти лишнее слово.

1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник

2. Функции пищеварительной системы - секреторная, двигательная, строительная, всасывающая.

3. Питательные вещества – это сыр, белок, жиры, углеводы

4. К продуктам животного происхождения относятся: яйца, творог, сахар, мясо.

5. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных, хищных зубов.

6. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая

7. В ротовой полости пища размельчается, смачивается слюной и окончательно переваривается.

9. У каждого зуба имеются выступающая в ротовую полость коронка, шейка, дентин, корень.



Задание № 5 «Расскажи мне, расскажи…» (резервное задание)

1. Почему «зуб мудрости» так называется? («молочные зубы» у детей так названы Гиппократом. Когда человек «благодаря учению приобретает мудрость», вырастают «зубы мудрости» – так думал великий древний врач).

2. Объясните, почему движения зубной щёткой слева направо и наоборот не очищают зубы? (для наглядности можно взять расчёску и начесать на неё вату, предложив эту вату счистить. Ясно, что только движения от основания к краям зубов смогут это сделать. Обратные движения нежелательны, т.к. «грязь» забивается под дёсны и содействует заболеванию дёсен и зубов).

3. Почему нельзя сразу после горячего есть мороженое, а мороженое запивать горячим чаем? (эмаль легко разрушается, а это приводит к заболеванию кариесом).

4. Почему необходимо беречь зубы? (зубы у человека меняются только один раз и надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Только здоровые зубы хорошо размельчают пищу, и она лучше усваивается организмом).

5. Почему пища продвигается по пищеводу, даже если человек висит головой вниз? (сокращение мышечных стенок пищевода обеспечивает продвижение пищевого комка только в одну сторону – к желудку). 







ІІІ. Определение темы и цели урока 2

Работа с пословицами. Нужно вставить недостающее слово.

1.Рот без … – все равно, что мельница без жерновов. Сервантес

2.Желудок всегда «жалуется» на …

Это слово Зубы. Как вы уже успели догадаться, речь сегодня на уроке пойдет о пищеварении в ротовой полости и желудке. Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости и желудке». (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)



ІV. Мотивация

Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?

Мы вернемся к этому историческому факту в конце урока.



V. Изучение нового материала 5

Учитель:

1. Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.

В ротовой полости есть такой орган – язык.

Вопрос: Для чего нам нужен язык? (ответы учеников).

Учитель:

  • Да, совершенно верно. Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса.  

  • “Покажите язык!” – эту фразу большинство из нас слышали на приёме у врача. Действительно, язык может многое сказать о состоянии, как органов желудочно-кишечного тракта, так и других органов и систем организма. В восточной медицине существует отдельная отрасль медицины, занимающаяся диагностикой всего организма по языку.

Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?

(Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается, перемешивается ….).

Вопрос: Откуда берется слюна? (ответ учеников: из слюнных желез)

Учитель:

Правильно. Вы знаете какие железы и где находятся в ротовой полости?

  1. Околоушная.

  2. Поднижнечелюстная.

  3. Подъязычная.

Учитель:

А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение

Определение положения околоушных слюнных желез.

Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.

Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.

Определение положения подчелюстных слюнных желез. 

Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).

Подъязычная железа. 

Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

Физкультминутка. 1

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 
Крутим-вертим головой, 
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)



Пищеварение в ротовой полости (работа с текстом) 5

Для формирования пищевого комка помимо участия зубов и языка необходима слюна. Слюна выделяется в ротовую полость из нескольких тысяч мелких слюнных желез, располагающихся в слизистой оболочке ротовой полости, а также по протокам трех пар крупных слюнных желез (околоушных, подчелюстных и подъязычных). Объем слюны зависит от того, какую пищу поглощает человек: если сухую пищу, то выделяется много слюны, если жидкую — небольшое количество слюны, если кислую — много слюны. При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. В среднем выделяется около 1 л слюны в сутки.

На 98-99 % слюна состоит из воды. Она содержит также муцин — вещество, делающее пищевой комок скользким, что облегчает его проглатывание. В состав слюны входят антибактериальное вещество лизоцим и ферменты (это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов)— амилаза и мальтаза, которые расщепляют углеводы. Ферменты слюны активны в слабощелочной среде. Таким образом, в ротовой полости пища измельчается зубами, перемешивается, пропитывается слюной и в ней начинается переваривание углеводов (сахаров), значительная часть бактерий погибает.

Вопросы:

  1. Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?

  2. Где образуется слюна?

  3. От чего зависит объем слюны?

  4. Почему при долгом жевании сырого картофеля ощущается сладковатый вкус?

  5. Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?

А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя исследовательский практикум № 2.

Всё необходимое для его выполнения у вас находится на столах.



Исследовательский практикум № 2 5

Тема. Действие ферментов слюны на крахмал

Цель: Определить, как слюна действует на крахмал.

Оборудование: фильтровальная бумага, пропитанная крахмальным клейстером, спиртовой раствор йода, тарелки, ватные палочки.

Ход работы

Смочите слюной ватную палочку.

Напишите на фильтровальной бумаге, пропитанной крахмальным клейстером, ватной палочкой, смоченной слюной, какой-нибудь символ (первую букву своего имени, смайлик и т.п.). Подождите 1 минуту.

Опустите фильтровальную бумагу в раствор йода.

Наблюдайте.

Запишите в тетрадь наблюдения.

Сделайте вывод.

Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)

Вопрос: Значит, какие вещества начинают перевариваться в ротовой полости? (углеводы)



Пищеварение в желудке (работа с текстом)

В желудке продолжается переваривание пищи. Его вместимость в среднем составляет 2 л. В слизистой оболочке желудка располагаются миллионы желез, выделяющих желудочный сок. Одни из этих желез вырабатывают белок, который под действием соляной кислоты, выделяемой другими железами, превращается в пищеварительный фермент — пепсин. Пепсин расщепляет белки на пептиды. Смесь пепсина и соляной кислоты способна переварить не только пищевые белки, но и стенки желудка. Поэтому так важна функция желез желудка, выделяющих слизистое вещество, защищающее его стенки изнутри. Кроме пепсина желудочный сок содержит липазу, химозин и желатиназу. Желатиназа расщепляет белок соединительной ткани — желатин. Липаза расщепляет жиры (действует лишь на эмульгированные жиры). Химозин вызывает свертывание молока. Желудочный сок не содержит ферментов, расцепляющих углеводы.

Стенки желудка сокращаются, постепенно перемешивая проглоченный пищевой комок с желудочным соком. Внутри пищевого комка в желудке некоторое время продолжают действовать ферменты слюны, расщепляющие углеводы.

Известно, что пепсин желудочного сока расщепляет белки пищи в кислой среде при температуре 37°С. В зависимости от количества и состава съеденной пищи переваривание в желудке может продолжаться от трех до десяти часов.

Вопросы:

  1. Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока?

  2. Какое органическое вещество не расщепляется в желудке?

  3. От чего зависит время переваривания пищи в желудке?

  4. Какую роль в пищеварении играет соляная кислота?

Физкультминутка для глаз. 1

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх).
Мы глаза сейчас закроем, (Глаза закрыть ладошками)
В классе радугу построим!
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, не держись! (Зажмуриться, открыть глаза и поморгать ими).

VI. Рефлексия

Вернемся к нашему историческому факту и попробуем ответить на вопрос.

В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.

Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)

При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.

VII. Подведение итогов урока

Ученики отвечают на вопросы:

На уроке я понял ...

Я похвалил бы себя за ...

Я поставил себе оценку ...

Теперь бы я хотел узнать о ... потому, что ...

Достигли ли мы целей урока, которые ставили вначале.

Выставление оценок.



VIII. Домашнее задание:

§ 8, стр.32-33

Творческие задачи.

1. Выдающийся гигиенист Ф.Ф.Эрисман, автор первого в России руководства по гигиене  и создатель школы  гигиенистов, писал, что пища, не содержащая нужных для организма минеральных веществ, « хотя бы во всём остальном удовлетворяла условиям питания, ведёт к медленной смерти…». Почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.

2. За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров. Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животным.

3. У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?



Учитель: Вы - молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я – думал, я – старался, я – делал открытия».

Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удач.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!