СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пишем и рисуем на песке Картотека игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке описаны и представлены  игры и упражнения в лотке с песком.

Песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка.

Игры в песке очень полезны гиперактивным детям. 

Просмотр содержимого документа
«Пишем и рисуем на песке Картотека игр»


Игры в песке


«Резиновый мячик»


Этот мячик является отличным средством для тренировки пальцев. Перемещаемый по песку мяч оставляет на нем следы. Прокатывая шарик по задуманной троектории, можно сделать красивый рисунок


Игры в песке

Варианты игры

«Здравствуй, песок!»

Педагог начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощу­щениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки».

После того как ребенок получил образец проговаривания ощущений педагога, он должен попробовать рассказать о том, что чувствует он сам. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще нужно повто­рять эту игру.

Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувствен­ный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ощущения педагога и ощущения ребенка будут не совпа­дать. При этом педагог не должен навязывать ребенку свое мнение.






Игры в песке



Песок в ответ также хочет поздороваться с ребенком с помощью пе­сочного дождика. Педагог набирает в кулак песок и медленно сыплет его на руку ребенка. Песок может поздороваться и с каждым пальчиком отде­льно - тогда педагог сыплет его на отдельные пальчики.

Чтобы внести разнообразие в игру, можно предложить ребенку закрыть глаза и положить на песок ладонь с расставленными пальчиками. При этом педагог сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок, закрыв глаза, назы­вает этот палец. Затем педагог и ребенок меняются ролями - и теперь уга­дывает взрослый.



«Песочный карандаш»

Трубку ставят на стеклянную поверхность и надолняют песком при помощи воронки и неболь­шого совочка. Заполненную трубку проводят с небольшим зазором над поверхностью. При этом лесок просачивается через маленькое отверстие на ее торце и оставляет на поверхности след. Таким образом на поверхность наносится нужный рису-яок. Высыпание песка можно остановить, закрыв этверстие указательным пальцем. С помощью это­го карандаша можно рисовать и писать.

Педагог помещает контурный рисунок под

стеклянное дно поддона, очищает это место от песка с помощью скребка. Затем предлагает ребенку с помощью песочного карандаша обвести конту­ры рисунка.

Ниже приведены примеры контурных рисунков различной слож­ности


РИСУЕМ НА ПЕСКЕ: ЗЕРКАЛО

Игра способствует развитию:

  • мелкой моторики и чувства сим­
    метрии;

  • зрительно-моторной координа­ции, произвольного внимания,
    пространственной ориентации и
    мышления.

Описание игрового пособия

Это игровое пособие является дополнением к базовому комплекту и вклю­чает в свои состав: зеркало из акрилового стекла размером 42*22 см и тол­щиной 3 мм и два деревянных держателя с пазами для облегчения сборки.

Установите зеркало в центре поддона с песком и предложите ребенку рисовать на песке и одновременно наблюдать за его отражением в зеркале.

Сначала следует подобрать совсем простой объект для рисования, а за­тем постепенно усложнять задания.








Игры в песке

Педагог переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевер­нул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?»

  • Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сде­лать, чтобы их изменить.

Игры в песке

«Утята»

Идя этой игры необходимы лейка, фигурка мамы-утки и фигурки утят, ма­териал для изготовления мостиков.

Из песка надо заранее построить домик, где живут утята. Вокруг дома : соорудить горы, сделать ямы и канавы, перекинуть через них мостики.

Вместе с детьми надо разыграть историю о том, что утята отправились гулять далеко от дома. Во время прогулки пошел дождь (полить из лейки) и размыл дорожку к дому, где их ждет мама-утка. Утята заблудились. Необходимо помочь им найти дорогу домой.

















«Рисуем на песке»

Для этой игры достаточно тонкой палочки и образцов с фигурами и линия для рисования.

Для рисования нужен влажный и разглаженный песок.

Сначала педагог может нарисовать на песке прямую, волнистую, ломаную линию и попросите детей повторить его рисунки без отрыва руки. Затем педагог может изобразить человечка на песке, и при этом продекла­рировать известное четверостишье:

«Точка, точка, запятая

Вышла рожица кривая,

Ручки, ножки, огуречик,

Получился человечек!».



«Секретики»


В игре используются мелкие природные и искусственные цветные камеш­ки, фольга, орехи, небольшие квадратики из оргстекла или другого про­зрачного пластика.

Предложите детям выкопать маленькие ямки. На дно ямок укладыва­ются кусочки фольги, а на фольге раскладываются камешки и орехи. Все закрывается оргстеклом, засыпается песком, выравнивается и на поверх­ности каждый ребенок ставит какой-нибудь незаметный знак. Затем дети ищут «секретики» друг друга и демонстрируют их.


Игры в песке


«Автопробег»

Для игры потребуются небольшие машинки, маленькие дорожные знаки, материалы для строительства мостов и ограждения дороги.

При подготовке к игре педагог совместно с детьми должен спроектиро­вать и построить на песке сложную автомобильную трассу с подъемами и спусками, крутыми поворотами и прочими препятствиями. Далее необхо­димо очертить границы трассы и установить там соответствующие дорож­ные знаки.

В ходе игры машинки, ведомые детьми, должны преодолевать эту трассу, стараясь не выезжать за границы дороги и соблюдая все дорожные знаки.

«Куличики»

Для игры необходимы разнообразные формочки, совки, а также материалы для украшения: искусственные листики, цветы, бусинки, кусочки цветной бумаги, фольги и т.д.


«Здравствуй, песок!»

Возможно использование следующих игровых техник:

  • можно предложить ребенку дотронуться до песка поочередно паль­цами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновремен­но - «здороваются пальчики»;

  • легко или с напряжением ребенок сжимает кулачки с песком, затем мед­
    ленно высыпает его из рук - «пришла пора поздороваться кулачкам»;

  • ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой, сначала внутренней,
    затем тыльной стороной - «ладошка здоровается с песочком»;

  • ребенок перетираем песок между ладонями, а затем пальцами - «руч­ки радуются песочку»;

можно заранее заготовить маленький сюрприз, спрятав в песке ма­ленькую плоскую игрушку - «с тобой захотел поздороваться один из
обитателей песка...»






«Магнитные жуки»


Для этой игры необходимо установить поддон с песком на деревянные под­ставки так, чтобы его углы точно попали в пазы. Затем необходимо разров­нять песок и поместить на него жуков.

Жуки перемещаются при помощи магнитов, которые дети двигают под стеклянным дном. При этом жуки оставляют характерные следы на песке.

Эти жуки могут двигаться по прямой, кривой или ломаной линии, со­ревноваться в скорости и точности перемещения т.д., что требует от детей разнообразных и точных движений руками











Игра «Волшебные следы на песке»

Эта игра является продолжением вышеприведенной игры со следами на песке. Вместе с ребенком можно придумать рисунки следов различных зве­рей, например:

  • «идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавли­
    вает на песок;

  • «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверх­
    ности песка, двигаясь в разных направлениях;

  • «ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными
    пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направ­
    лениях);

  • «бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя
    движение насекомых.


Следы на песке.

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообраз­ные и круговые движения (как машинки, змейки, санки)

  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

  • пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свое
    следы;

  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, реб­рами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка,
    а затем попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего
    мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и т.д.)












Следы на песке.


  • пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочеред­но правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только ука­зательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, нако­нец, мизинцем);

  • можно сгруппировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, при
    этом ребенок может увидеть загадочные следы и постараться опреде­лить, чьи они;

поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или ком­пьютера, при этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, со­вершая мягкие движения вверх-вниз; для сравнения ощущений мож­но предложить ребенку проделать те же упражнения на поверхности стола.

«Грузовик с орехами»

Для игры нужна машина с кузовом, орехи (грецкие или фундук), лейка, фигурки белки и слона, материал для изготовления мостиков.

На одном конце ванночки дети должны построить домик для белки, а на другом расположить грузовик, который везет для белки орехи.

Внезапно пошел дождь (поливаем из лейки дорогу), размыл дорогу к домику белки, грузовик застрял в луже. Машина забуксовала. Огромный :лон приходит на помощь и вытаскивает грузовик. Машина доезжает до белки, белка всех благодарит.


«Запасливый хомяк»

Для этой игры нужна машина-грузовик, фигурка хомяка, орехи (грецкие орехи фундук), совок и лейка.

Дети должны сделать в песке глубокую ямку - это норка хомяка, где хомяк будет прятать свои запасы на зиму. Хомяк складывает в ямку орехи, а дети помогает ему в этом. Дождь (из лейки) грозит залить запасы хомяка, необходимо их спасти. Грузовик вывозит орехи в другую норку, которую желают дети на более высоком месте, где орехи будут в безопасности.


«Зоопарк», «Ферма»

В этих играх используются наборы фигурок «Дикие животные» и «Домаш­ние животные», пластмассовые деревья, формочки, лопатки, совки, мате­риал для строительства мостиков.

Перед игрой песок необходимо увлажнить, чтобы ему можно было при­давать достаточно сложную форму. Затем следует поговорить с детьми о за­мысле строительства: что и где они намерены располагать.

После этого дети должны преступить к воплощению своего замысла -начать строить зоопарк или ферму: разбить клумбы, посадить деревья, сде­лать ограждения для животных, дорожки для рабочего персонала и посети­телей и т.д. Затем они должны расставить фигурки животных.

Желательно, чтобы в ходе строительства дети обсуждали и коммен­тировали свои действия. Педагог должен заботиться о том, чтобы дети не слишком отклонялись от своего замысла и построили то, что они задумы­вали.





«Рисуем на песке»


Далее можно перейти к эталонным геометрическим фигурам и нарисовать на песке круг, квадрат, прямоугольник, овал или треугольник. Попро­сить детей повторить эти рисунки, спросить, на что похожи нарисованные фигуры, и предложить их дорисовать.

Например, круг может превратиться в солнышко, яблоко, мяч, рожи­цу, часы и т.п. Из квадрата может получиться телевизор, дом, рама окна, кубик. Треугольник может стать елкой, сачком, цветком, колпаком, а овал - желудем, жуком, огурцом и т.п.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!