Пишу без ошибок.
Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчетам, таких детей сегодня около 25 % от общешкольной популяции. Эти факты свидетельствуют о том, что четверть детского населения страны не владеет родным языком! Еще более печально знать, что трудности письма и чтения, которые возникают у школьников, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными.
Попробуем выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся проблем:
несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов;
нечитаемый почерк;
незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «направило»;
несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;
неумение составлять связные, логичные тексты;
нелюбовь или даже ненависть к чтению;
негативное отношение к урокам русского языка и чтения.
Грамотность.
Следует отметить, что в большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Прежде всего необходимо понять, из каких аспектов складывается грамотность, и проанализировать каждое звено в отдельности.
Грамотность складывается из трех основных блоков. Выделим эти аспекты:
Первый из них — нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.
Второй аспект — социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение б семье к чтению.
Третий аспект — психологический, то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.
Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.
Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002). Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое — за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных.
Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока (Лурия, 1972).
Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.
Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
При недостаточном развитии третьего блока — блока программирования и контроля — ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.
Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторой степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребенок живет за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или вообще прогрессируют.
Что же могут сделать учителя и родители?
Первое и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика, чтобы своевременно и эффективно помочь ребенку.
Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосется», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.
Третье: понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.
Рекомендации для педагогов:
Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо,
остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.
Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
Чтение.
Одна из основных причин, по которой дети не хотят читать, такая же, как и у безграмотного письма, — нейропсихологическая. Труднее всего чтение дается детям с недоформированной межполушарной связью.
Что же можно сделать в домашних и школьных условиях, чтобы стимулировать процесс чтения?
Рекомендации для педагогов:
Постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.
Попробуйте перед началом «скучного» произведения писателя прочитать детям один из наиболее веселых, коротких и соответствующих возрасту ребенка рассказов или расскажите какой-нибудь неожиданный факт из биографии писателя.
Составьте на лето индивидуальный список чтения, соответствующий интересам ребенка, — тогда это будет выглядеть как совет старшего друга и знак внимания.
Чаще говорите о необходимости семейного чтения родителям, не бойтесь повториться.
Организовывайте просмотр видеоматериалов по программным произведениям, объясняя разницу между прочтением произведения и просмотром фильма.
Советуйте родителям покупать аудиокассеты с произведениями писателей — исполнение артистов-профессионалов может привлечь внимание к книге.
Существует еще одна проблема, признаваемая по законам психологии важной составляющей грамотности. Л. С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он еще в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему» (Выготский, 2003). Оказывается, ребенок попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью: ведь со сверстниками и родителями он может объясниться устно. Так встает проблема мотивации, над которой предстоит много работать. Мы легко достигаем самых высоких целей, если осознаем их необходимость. И наоборот, самые простые вещи кажутся немыслимо сложными, если мы считаем, что они нам не нужны.
Как же внушить ребенку мысль о необходимости грамотно излагать чужие и свои мысли, строить текст, писать без ошибок или с их минимальным количеством?
Практические рекомендации для повышения уровня мотивации к письму:
Организуйте письменное общение. Дома это может быть деловая и одновременно остроумная переписка между детьми и взрослымми. В школе — специальные записки — рекомендации учителей с просьбой письменного ответа. Кстати, появился дополнительный стимул: e-mail и sms... Правда, существует парадокс: ребенок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому что при печатании слова исчезает один из элементов письма — моторика.
Верните из прошлого поздравительные открытки, адресованные бабушкам и дедушкам, тетям и дядям в другие города и страны.
Наладьте выпуск классной газеты или журнала, в которых будет сообщаться о новостях.
Как же заниматься с такими детьми? Какой подход к ним искать? Что делать? — ИГРАТЬ!
В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы и, в частности, для грамотного письма и формирования навыка чтения.
Проблема: пропуск букв в словах.
В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?
Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком (Глозман, 2002). Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.
Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:
ребенок первый раз слышит слово;
ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.
Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например, в слове «упражнение». Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:
у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.
«Магазин»
Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:
А – ароматный,
Р – рубиновый,
Б – большой,
У – укатить домой,
З – звонкий.
М – маленький,
Ы -ы, ы,
Ш – шуршит,
Ь – мягкая шубка.
Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.
«Арабское письмо»
Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение
«В океане живет необычная рыба -рыба-ёж», написанное «по- арабски», должно выглядеть так: «же-абыр — абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».
Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.
Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по-арабски» целые предложения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные (вода, море), затем возьмите слова более трудные, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.
«Древнерусское письмо»
Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: ...тв...жн...й б..ж...т ...т
М...Ш.... Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: о а ый ...и...а
...в...и... о ы...и.
Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.
Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо также необходимо с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.
«Неудачный робот»
Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый — конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по __ , ____ де___ , ____ик.
Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.
«Словесный мяч»
Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус — слово — окно и т. д.
Модификация упражнения: бросаем ребёнку мяч и называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется.
Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения. Через некоторое время хорошо перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода, только I склонения, подбирать глаголы только I спряжения (вариации на каждую теоретическую тему), а преподаватель может в любой момент изменить номер буквы, на которую нужной придумывать слова.
Проблема: замена букв при письме
Путаница и замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто, причем не только у учеников младших классов. Некоторые замены стойко сохраняются на протяжении всей школьной жизни и даже позже. Чаще всего можно встретить следующие замены:
несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, у-б и пр.);
несформированность фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т);
отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё);
несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: а-я, у-ю, ё-ю, о-у).
Работа по решению подобной проблемы в таком случае будет чисто коррекционной. Она сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое различение букв, во втором случае — на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях — на создание ясного образа буквы и соотнесение его акустического образа с графическим.
Дети с вышеуказанными проявлениями изначально нуждаются в помощи логопеда.
Проблема: не могу запомнить словарные слова.
Алгоритм запоминания словарных слов:
Объяснить значение слова. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, а иногда объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание.
Орфографическое чтение вслух. Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Обычно дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся, и неосознанно выбирают тот вариант, который подходит и совпадает с тем, который слышали. Не «караблъ», не «кораболь», а именно «кОраБЛь».
Одновременно писать и произносить словарное слово (дома на бумаге, желательно цветным фломастером или карандашом, в классе — на доске). Так мы одновременно реализуем звуковую и визуальную природу слова. При таком подходе «работаем» сразу на два типа детей: визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух).
Записать по памяти.
Проверить по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом еще раз прописать слово, проговаривая его.
Способы запоминания и проверки словарных слов:
Лучшему запоминанию словарных слов способствует орфографическое проговаривание слова, написание его в воздухе пальчиком, воображаемым карандашом, который находится на кончике носа, при этом слово нужно написать на потолке или противоположной стене.
«Запоминание слова по сетке»
Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву.
«ВОКЗАЛ»
Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс.
«Устный кроссворд»
Предложите ребенку узнать слова. Вы называете определение, а ребенок называет слово и записывает его. Но не следует давать определения, представленные в академических словарях. Например, архитектурное сооружение, предназначенное для подъема или спуска пешком. Что это? (Лестница.)
При выполнении такого упражнения актуализируется значение слова и закрепляется связь значения с акустическим образом слова.
Проблема: не умею пользоваться правилами.
«Сказки - небылицы»
Чтобы отработать правила, вместе с ребятами придумывайте забавные рассказы, такие как мини-сказка про ПРЕ и ПРИ (Таня Егорова, 11 лет): «Жила-была ПРИдумка. Она любили ПРИдумывать всякие наряды. Как-то раз ПРИдумала себе платье. ПРИмерила — неПРИятно. ПРИсела. ПРИзадумалась, решила ПРИшить к платью кружева. ПРИшила и ПРИшла показать «ПРЕ». “ПРЕлестно, ПРЕвосходно!» — ответила ПРЕ. ПРИдумка ПРИпрыгнула, ПРИхлопнула, ПРИтопнула, ПРИльнула к «ПРЕ» и сказала, что в следующий раз ПРИдумает что-нибудь специально дляПРЕкрасной «ПРЕ». “ПРЕмного благодарна”, — ответила «ПРЕ»».
Проблема: не умею описывать, рассказывать, рассуждать.
«Собрать рассыпавшиеся пословицы. Создать собственные из частей известных пословиц».
Под лежачий камень товарищей нет. Жизнь прожить — в лес не ходить. Одна голова хорошо, а две — в мешке не утаишь. Без труда и лоб расшибет. За двумя зайцами погонишься — горю не поможешь. Снявши голову — полезай в кузов.
Упражнение развивает лексические и грамматические связи слов, умение найти оригинальное выражение, дает возможность отойти от языковых шаблонов.
Творческие упражнения
«Описание любого предмета»
Например, опиши карандаш с помощью 5 прилагательных, тетрадь — с помощью 5 существительных, линейку — 5 глаголов.
Очень хороший результат будет достигнут, если ребенок начнет описывать предмет по различным модальностям (карандаш — простой, острый, ребристый, длинный, легкий).
Характеристика явления природы, праздника, времяпрепровождения и т. д. Такое описание можно превратить в игру, если слова называются игроками по очереди, кто называет последнее слово — тог выигрывает. Перед началом игры оговариваем, что такие слова. как красивый, хороший употреблять нельзя, так как они могут характеризовать много явлений.
«Дописывание текста»
Для этого требуется заготовить первое предложение текста или целый текст, состоящий только из грамматических основ.
Зима — очень красивое время года. Мне очень нравится ее (какой ?) снег, яркое и (еще какое ?) солнышко и украшенные (чем ?) деревья. Кроме того, зима — веселое время года, потому что можно ходить (куда?) кататься (на чем?). Люблю лепить (что?) и люблю ходишь (куда?) любоваться (чем?).
Кошки — самые удивительные домашние животные. Они бывают хитрые и..., ласковые и..., пушистые и..., одноцветные и.... У нас дома живет кошка.... Мы ее так назвали, потому что она похожа на ... . Ей уже ... лет, но она все еще ... . У нашей кошки очень (какой?) характер. Она любит (что делать ?). (К кому?) у кошки особое отношение, она (что делает?). Мне кажется, что нашей домашней любимице нравится жить у нас, потому что....
«Паровозик»
Игра развивает фразовую речь, увеличивает словарь, особенно количество прилагательных в активном словаре ребенка, и учит правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции. Она также активно тренирует вербальную память ребенка. Игра может проводиться в устной или письменной форме (в последнем случае игра переводит процесс письма на непроизвольный уровень). Игра не требует специального материала. Количество играющих не должно быть меньше двух. Возраст игроков не ограничен.
Первый игрок называет любое существительное — подлежащее, второй игрок должен сказать глагол — сказуемое, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто-нибудь из игроков опустил при повторении какое-либо из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Выигрывает игрок, который закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова.
«Сочинялки»
Игра развивает воображение и фантазию, образное и логическое мышление, расширяет словарь и предметные образы слов, учит описывать предметы и составлять тексты из предложений, логически связанных между собой, улучшает навык глобального чтения. Игра особенно помогает тем детям, которые затрудняются в составлении текстов, написании сочинений. Преимуществом игры также является возможность постепенного усложнения задания и объективизации успехов ребенка в коррекционно-развивающих занятиях.
Материал: кубики с изображениями предметов (машина, ботинки, дом, кастрюля, дерево).
Литература
Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. — М.: Изд-во Мин. общего и среднего образования РФ, 1998.
Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: ЭК СМ О, 2003.
Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. — М.: Академия, 2002.
Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Ж. М. Глозман. — М.: В. Секачев, 2006.
Ладыженская Т. А. Характеристика связной речи детей. — М.: Просвещение, 1980.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во МГУ, 1969. - 504 с.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во МГУ, 1972.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. — М.,1997.
Мельникова И. И. Развитие речи детей 7-10 лет. — Ярославль,
2002.
Пирогова Л. И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. — М., 2004.
СимаковаЕ. С. Самостоятельная работа над словарными словами. — М., 2006.
Соболева А. Е. Деятельностный и нейропсихологический подходы к коррекции дисграфии у школьников // Международный институт чтения. Материалы 7-й Международной конференции по психологии, педагогике и социологии чтения. Часть 1. - М.: ИНЛОКК, 2004.
Соболева А. Е. Когда учитель плачет... //Директор школы, 2006. - № 3.
Соболева А. Е. Русский язык с улыбкой: Луриевский подход к коррекции дисграфии // Тезисы Второй Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия. — М., 2002.
Сутин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. — Ярославль, 2005.