Письменная речь как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Согласно примерным рабочим программам образования иностранные языки признаются средством общения и ценным ресурсом личности для самореализации и социальной адаптации; инструментом развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним из средств воспитания качеств гражданина, патриота; развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных стран.
Целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции. Речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
В УМК по английскому языку включены упражнения на различные формы письменной речи: официальные и неофициальные письма, доклады, обзоры, описания, разного рода эссе, и другие. В каждый модуль включены уроки на тренировку определенного вида письма. Это формирует умения видеть особенности каждого вида письма, извлекать из инструкции максимум информации, понимать коммуникативную задачу, выполнять требования к объему и стилю, отбирать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания.
( из «ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»)
В начальной школе закладывается база для всего последующего иноязычного образования школьников, формируются основы функциональной грамотности, что придаёт особую ответственность данному этапу общего образования.
Одной из образовательных целей обучения ин. языку на начальном этапе является формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме с учётом возрастных возможностей и потребностей младшего школьника;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК»
2 класс Письмо Коммуникативные умения
- Овладение техникой письма (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов).
- Воспроизведение речевых образцов, списывание текста;
- выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;
- вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение, дописывание предложений в соответствии с решаемой учебной задачей.
-Заполнение простых формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, страна проживания) в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка.
- Написание с опорой на образец коротких поздравлений с праздниками (с днём рождения, Новым годом).
3 класс
- Списывание текста;
-выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;
- вставка пропущенного слова в предложение в соответствии с решаемой коммуникативной/учебной задачей.
- Создание подписей к картинкам, фотографиям с пояснением, что на них изображено.
- Заполнение анкет и формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, страна проживания, любимые занятия) в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка.
- Написание с опорой на образец поздравлений с праздниками (с днём рождения, Новым годом, Рождеством) с выражением пожеланий.
4 класс
- Выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений; вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение в соответствии с решаемой коммуникативной/учебной задачей.
- Заполнение простых анкет и формуляров с указанием личной информации (имя, фамилия, возраст, местожительство (страна проживания, город), любимые занятия) в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка.
- Написание с опорой на образец поздравления с праздниками (с днём рождения, Новым годом, Рождеством) с выражением пожеланий.
- Написание электронного сообщения личного характера с опорой на образец. (объём сообщения — до 50 слов).
В примерной рабочей программе для основной школы предусмотрено дальнейшее развитие всех речевых умений и овладение языковыми средствами, представленными в примерных рабочих программах начального общего образования, что обеспечивает преемственность между этапами школьного образования по английскому языку.
5 класс
Письменная речь
- Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных в начальной школе:
- списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
- написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём рождения);
- заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
- написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о себе; оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём сообщения - до 60 слов.
6 класс
-списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
-заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в англоговорящих странах;
-написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе; расспрашивать друга/подругу по переписке о его/её увлечениях; выражать благодарность, извинение; оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём письма — до 70 слов;
-создание небольшого письменного высказывания с опорой на образец, план, иллюстрацию. Объём письменного высказывания — до 70 слов.
7 класс
- списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; составление плана прочитанного текста;
-заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
-написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе, расспрашивать друга/подругу по переписке о его/её увлечениях, выражать благодарность, извинение, просьбу; оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём письма — до 90 слов;
-создание небольшого письменного высказывания с опорой на образец, план, таблицу. Объём письменного высказывания — до 90 слов.
8 класс
Развитие умений письменной речи:
-составление плана/тезисов устного или письменного сообщения;
-заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
- написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе, излагать различные события, делиться впечатлениями, выражать благодарность/извинения/ просьбу, запрашивать интересующую информацию; оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/ странах изучаемого языка. Объём письма — до 110 слов;
- создание небольшого письменного высказывания с опорой на образец, план, таблицу и/или прочитанный/прослушанный текст. Объём письменного высказывания — до 110 слов.
9 класс
Развитие умений письменной речи:
-составление плана/тезисов устного или письменного сообщения; заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
-написание электронного сообщения личного характера: сообщать краткие сведения о себе, излагать различные события, делиться впечатлениями, выражать благодарность/извинение/просьбу, запрашивать интересующую информацию; оформлять обращение, завершающую фразу и подпись в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/ странах изучаемого языка. Объём письма — до 120 слов;
- создание небольшого письменного высказывания с опорой на образец, план, таблицу и/или прочитанный/прослушанный текст. Объём письменного высказывания — до 120 слов;
- заполнение таблицы с краткой фиксацией содержания прочитанного/прослушанного текста;
- преобразование таблицы, схемы в текстовый вариант представления информации;
- письменное представление результатов выполненной проектной работы (объём — 100—120 слов).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
10 класс Письменная речь
Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных в основной школе:
- заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
- написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
- написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка Объём сообщения — до 130 слов;
- создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения и т д ) на основе плана, иллюстрации, таблицы, диаграммы и/или прочитанного/прослушанного текста с опорой на образец Объём письменного высказывания — до 150 слов;
- заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного/прослушанного текста или дополнение информации в таблице;
- письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации Объём — до 150 слов
11 класс Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
- заполнение анкет и формуляров в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
- написание резюме (CV) с сообщением основных сведений о себе в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
- написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка Объём сообщения — до 140 слов;
- создание небольшого письменного высказывания (рассказа, сочинения, статьи и т д ) на основе плана, иллюстрации, таблицы, графика, диаграммы, и/или прочитанного/прослушанного текста с опорой на образец Объем письменного высказывания — до 180 слов;
- заполнение таблицы: краткая фиксация содержания прочитанного/прослушанного текста или дополнение информации в таблице;
- письменное предоставление результатов выполненной проектной работы, в том числе в форме презентации Объём —до 180 слов