Конспект урока математики.
Класс: 4 «Г»
Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Цель: познакомить с приемом письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями
Планируемые результаты
Предметные умения:
- Выполнять письменное деление многозначного числа на числа оканчивающиеся нулями с остатком и без остатка
- Решать задачу и оформлять письменное вычисление, используя алгоритм деления многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
- определять вероятные способы устного (письменного) деления на числа, оканчивающиеся нулями и обосновывать своё мнение;
- определять значение выражения (целое или с остатком) и обосновывать свое мнение;
- определять зависимость результата от делимого, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм;
- выполнять взаимопроверку, корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- комментировать выполнение учебного задания, используя термины в рамках учебного диалога
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности
- проявлять интерес к изучению темы
- осознание собственных достижений при выполнении ситуативного задания.
Оборудование: учебник Моро М. И. (2 ч.), тестовые задания,презентация Power Point к уроку, компьютер, проектор
Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
Ход урока
Организационный момент
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Мы будем смекать!
Мы будем решать!
Новые приёмы вычислений
Будем изучать!
Запись даты и названия работы в тетрадях.
Минутка чистописания
Повторение нумерации.
На доске ряд чисел: 60781, 70782, 80783, 90784, 100785.
- Прочитайте числа. По какому принципу построен данный ряд?
- Найдите «лишнее» число (100785). Докажите.
- Дайте характеристику числу 100785.
- Пропишите всю строку данное число, правильно записывая в клетке каждую цифру.
III. Устный счёт
- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по загадочной и великой стране «Математика» (Слайд 2). Вам предстоит думать, вычислять, соревноваться, открыть и изучить новую тему.
Игра «Поднимись по лестнице». (Слайд 3).
- Ребята! Страна Математика находится высоко в горах. Но если вы правильно выполните задания, то сможете до неё добраться.
- Молодцы! Мы добрались до страны Математика.
2. Математический диктант.
- Но, посмотрите, двери заперты. Чтобы их открыть, надо подобрать шифр к замку и составить пословицу. Попробуете? Будьте внимательны!
На доске задание и слова. (Слайд 4).
Всех, царица, математика, наук.
2 5 3 4
- Запишите номер примера, в котором допущена ошибка.
1. 96000 : 100 = 960
2. 1250 : 10 = 125
3. 95000 : 1000 = 950
- Вычислите, запишите ответ.
350005 – 500*700
- Запишите номер верного утверждения.
Чтобы найти делитель, нужно:
Делимое умножить на частное.
Делимое разделить на частное.
- Реши задачу устно, запиши ответ.
Ученик решает 10 примеров за 40 минут.
Сколько времени в среднем идёт на решение
одного примера?
- Какой шифр у вас получился? 3 5 2 4
- Расставьте слова в соответствии с полученными ответами. Прочитайте пословицу.
Математика – царица всех наук.
- Как понимаете смысл данной пословицы?
(Математика – царица наук, потому что применяется во всех областях знаний).
- Молодцы, ребята. Вы без труда подобрали шифр и вошли в страну «Математика». А как надо знать математику, чтобы получить профессию? Ответы детей. (Слайд 5).
Чтение стихотворения хором.
IV. Изучение нового материала
1. Определение темы урока.
- Мы повторили изученный материал, а тему сегодняшнего урока вы узнаете, правильно решив примеры и записав под ответами соответствующие буквы (Слайд 7).
500 * 6 : 100 Е
4000 * 3 : 100 Н
320 : 40 * 1000 Е
950 – 720 + 42 Д
140 : 70 * 2000 И
50 * 40 : 1000 Е
(270 – 50) * 10 Л
272 30 2200 8000 120 4000 2
Слово записывается в тетради. Проверка.
У доски дети объясняют решение примера и отправляют букву к ответу.
Сообщение темы урока (Слайд 8).
Вхождение в тему (Слайд 9).
- Предлагаю вам найти значение выражения 7200 : 900.
- Получается?
- Кто объяснит, как вычисляли?
7200 : 900 = 7200 : (100 * 9) = (7200 : 100):9= =72:9=8
Объяснение нового материала.
1. Приём письменного деления без остатка.
а) - Этот пример можно записать в столбик.
Чтобы легче было подобрать цифру частного, удобно
каждое число разделить на ? (100).
Получается: 72 : 9 = 8 – частное.
Проверяем. 8 * 900 = 7200 – верно.
б) Закрепление. Работа по учебнику,
№ 111, с. 23 (2 примера – у доски;
2 примера – сам-но). Проверка.
2. Приём письменного деления с остатком.
а) - Вы научились делить на числа, оканчивающиеся нулями, когда не было остатка. Этим же приёмом пользуются и при делении с остатком.
Надо разделить 7350 на 800.
Запись примера учителем в столбик.
- Разделю мысленно каждое слагаемое на 100, а полученное число 73 разделю на 8, получится 9 – это частное.
Проверяю: 9*800=7200, 7350 – 7200 = 150 – это остаток. Сравню остаток с делителем. 150
частное нашли правильно. Читаю ответ: 9, остаток 150.
б) Закрепление. № 112, с.23 (2 примера – у доски,
примера – сам-но). Проверка.
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали!
Ногами потопали,
Руками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глаза крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем.
И считать мы продолжаем.
VI. Решение задач
а) Работа по учебнику, с.23, № 115.
- Мы продолжаем путешествовать по стране «Математика». Вместе с туристами из задачи №115 отправляемся в плавание по самой крупной реке Восточно-Европейской равнины…? (Волге). (Слайд 10).
Чтение задачи, запись условия на рисунке.
- Составьте план решения задачи.
Запись решение задачи. (1 ученик – у доски). Проверка.
3690 : 3 *1 = 1230(км) прошли на лодках
6 * 5 = 30(км) в день
1230 : 30 = 41(д) плыли туристы
б) Самостоятельная работа в группах.
- Ребята, мы с вами очень далеко уплыли из нашей страны Математика, но пора возвращаться. А вернёмся мы на автомобиле. Для этого нужно решить задачу 113 на стр. 23. (Слайд 11).
Дети решают задачу, затем 1 ученик от группы объясняет решение задачи.
1) 500 : 100 = 5 (р) по 100км
2)9 * 5 = 45(л)
VII. Тестирование
- Посмотрите, куда привез нас автомобиль! (Слайд 12).
- А встречает нас сама царица этой замечательной страны – царица Математика. Ей очень понравилось, как вы работали на уроке, но на прощание она хочет проверить, как вы усвоили полученные знания.
(Слайд 13). Тест.
VIII. Итог урока
- Царица Математика хочет услышать, что нового вы узнали на уроке?
- Чему учились в сказочной стране «Математика»?
Оценивание учителем ответов учащихся.
- Царица Математика благодарит всех за урок и говорит, что вы «МОЛОДЦЫ» и предлагает вам выполнить домашнее задание.
IX. Домашнее задание
№ 116, с.23.
X. Рефлексия