Открытый урок
Математика. 4 класс. УМК «Школа России»
Учитель начальных классов Варпетян Сусанна Жоровна
Тема: Письменное деление на двузначное число.
Цель: создать благоприятные условия для продолжения знакомства с письменными приёмами деления на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать задачи изученного вида.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию у обучающихся практических навыков деления многозначного на двузначное число.
Развивающие:продолжить работу по развитию умений анализировать; сравнивать учебный материал; совершенствовать вычислительные навыки; развивать эмоциональную и образную память; развивать логическое мышление, воображение, внимание; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные:способствовать формированию у обучающихся ??? активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
Планируемые результаты:
Личностные:развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: ответственности, аккуратности, усидчивости.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей; осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению; умение анализировать и исправлять ошибки; осуществление контроля по результату.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения сотрудничать с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия; формировать собственное мнение; использование реи для регуляции своего действия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формами речи.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Предметные: систематизировать, обобщить и закрепить знания о делении, закрепитьалгоритм письменного деления многозначного на двузначное число; применять алгоритм деления многозначного числа в столбик; владеть навыками деления многозначного числа на двухзначное число, тренировать навыки письменных вычислений, решение текстовых задач, примеров на порядок действий.
Основные образовательные ресурсы: учебник «Математика» М.И. Моро
4 класс 2 часть стр.60.; раздаточный материал, компьютер, экран.
Ход урока
Организация начала урока.
Приветствие.
У.: Здравствуйте ребята.
Проверка готовности к уроку.
У.: Ребята, проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на партах: тетрадь, ручка, карандаш, учебник.
Мотивация к обучению и познанию.
У.: Ребята, закройте глаза. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:
Я буду внимательным.
Буду думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду догадлив, старателен.
У.: Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
Актуализация умений и знаний.
Устный счёт (на экране) .
- Кит весит 150т, а масса слона составляет одну тридцатую часть его массы. Сколько весит слон? (150:30=5т)
-Средняя продолжительность жизни человека 72 года. Одну четвертую часть своей жизни он растет. До какого возраста растет человек? (72:4=18л)
- Человек спит одну третью часть суток. Сколько часов спит человек? (24:3=8ч)
2.Во сколько раз 720 больше, чем 8? (90)
Сколько часов в 1/8 суток? (30)
Сколько см в 1/5 дм? (20)
Прошла 1/5 часть века. Сколько это лет? (20)
Каким действием находили? (делением)
Открытие новой темы. Целеполагание.
Фронтальная работа.
У.: Ребята перед вами лежат смайлики, в конце урока вам придется определить как вы поработали.
1 задание
Откроем тетрадки, запишем число, классная работа.
У.: Для того, чтобы разгадать тему нашего сегодняшнего урока, вам надо проверить, правильно ли решено выражение: (все решают в тетрадях, один спрятавшись за доской)
Проверим: 29736:56
У.: А как ты решал такое выражение? С помощью чего?
О.: С помощью алгоритма письменного деления.
Алгоритм письменного деления (на экране)
Нахожу первое неполное делимое.
Определяю количество цифр в частном.
Определяю первую цифру частного.
Пробую, подходит ли пробная цифра частного.
Нахожу второе неполное делимое.
Определяю вторую цифру частного.
1.Выделяем первое неполное делимое. 2:56 нельзя, 29:56 нельзя, 297:56 можно. Значит первое неполное делимое 256.
2. Определяем число цифр в частном. У делимого 29736 мысленно выделяем первое неполное делимое 297. Ему будет соответственно одна цифра частного. Затем цифра 3 и 6 делимого, им будет соответственно еще по одной цифре частного. Получается, что всего в частном будет 3 цифры.
3. Находим первую цифру частного. 297:56, приблизительно цифра 5. 56*5=280. Записываем цифру 5 в частное. Находим остаток 297-280=17.
4. Находим вторую цифру частного. К остатку 17 приписываем следующую цифру делимого. Получается 2 неполное делимое 173. 173:56, приблизительно цифра 3. 56*3=168. Записываем цифру 3 в частное. Находим остаток 173-168=5. 5. Находим третью цифру частного. К остатку 5 приписываем следующую цифру делимого. Получается 3 полное делимое 56. 56:56, берем по 1. 56*1=56. Записываем цифру 1 в частное. 56-56=0. Получается 29736:56=531.
У.: Ответ верный получился?
О.: Да.
У.: Ответим теперь на главный вопрос. О чем мы будем сегодня говорить на нашем уроке?
О.: О письменном делении многозначного числа на двузначное число.
У.: Цель нашего урока?
О.: Закрепить умения решать эти выражения, самостоятельно делить многозначное число на двузначное число.
У.: Верно!
Открытие новых умений и знаний.
Работа по карточкам.
2 задание
У.: Вам надо решить письменно .
1 вариант: 48 984 : 52; (1,4) девочки
243 144 : 72.
2 вариант: 91 375 : 43; (2,3) мальчики
351 456 : 84.
У.: У доски будут решать 4 человека, остальные решают в тетради.
У.: Давайте проверим, правильно ли вы решили. Объясните пожалуйста решение этих выражений.
Физминутка.
У.: Предлагаю вам немного отдохнуть. Вышли все из-за парт. Повторяем за мной.
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться – три и, четыре и,
И на месте пошагать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Открытие новых умений и знаний. (продолжение)
1. Работа с учебником.
У.: Перейдем к следующему заданию.
3 задание
У.: Откройте страницу 60 учебника. Посмотрите на задачу под номером 227.
Решать будем по вариантам 1вариант (№ 227 (1), 2 вариант-(2))
Условия задач на экране (2 у доски)
№ 227(1)
| V (скорость) | T (время) | S (расстояние) | |
1 | ?один | 8ч | ? км | 350 км |
2 | 6ч | ? км |
8+6=14 (ч) – общее время.
350:14=25 (км/ч) – скорость.
25*8=200 (км) – проплыл за первый день.
25*6=150 (км) – проплыл за второй день.
Ответ: 200 км и 150 км.
№ 227(2)
| V (скорость) | T (время) | S (расстояние) | |
1 | ?один | 8ч | ? на 50 км б | 350 км |
2 | 6ч | ? км |
1)8-6=2(ч)-разница времени
2)50:2=25 (км/ч)- скорость
3) 25*8=200 (км) – проплыл за первый день.
4) 25*6=150 (км) – проплыл за второй день.
Ответ: 200 км и 150 км.
Проверим, оценим.
Подведение итогов урока.
У: Ребята, наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего сегодняшнего урока?
О: Деление многозначного числа на двухзначное число.
У.: Какую цель мы ставили в начале урока?
О.: Закрепить умения решать выражения, самостоятельно делить многозначное число на двузначное число.
У.: Смогли ли мы достигнуть поставленную цель?
О.: Да.
У: Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам самыми трудными?
Рефлексия.
У.: Ребята вам понравился урок? У вас на партах лежат смайлики. Если у вас все получилось, урок удался- веселый смайлик поднимите, если надо еще позаниматься- грустный.
У.: Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу!
Домашнее задание:
Задание на выбор
Стр. 60 № 228 или 230.