Учебник (электронная форма) | Авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука Издательство: Просвещение Год издания: 2019 УМК: Перспектива |
Тема урока | «Письменное умножение трехзначного числа на однозначное» |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности. |
Цель урока | сформировать способность к умножению трехзначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное |
Задачи урока | Образовательный аспект: познакомить с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Развивающий аспект: продолжить формирование информационной грамотности обучающихся, формировать умения выдвигать гипотезы, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать монологическую речь. Воспитательный аспект: воспитывать умение слушать, общаться, ответственности и добросовестного отношения к работе, уважительных и доброжелательных отношений к товарищам; стремление сознательно соблюдать дисциплину. |
Основные термины и понятия темы | Умножение трехзначного числа на однозначное |
Планируемые результаты (УУД) | - предметные: выполнять умножение в столбик трехзначного числа на однозначное; повторять табличное умножение, нумерацию многозначных чисел, распределительное свойство умножения (умножение суммы на число); развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции; - метапредметные: выполнять задания по образцу; помнить и удерживать в памяти алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное и многозначного на однозначное; находить закономерности; участвовать в диалоге, задавать вопросы в ходе поиска информации. - личностные: уметь анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе; понимать практическую значимость уроков математики. |
Необходимое оборудование | Компьютер с выходом в Интернет и загруженным ЭФУ, планшеты с ЭФУ, интерактивная доска. |
Электронные образовательные ресурсы (в электронной форме учебника и/(или) в Сети Интернет | https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html?path=/media/ebook/303832/ |
Этапы урока | Содержание учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) | - Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах этого философа. Удачи! В добрый путь по знаниям. - Что пригодится для успешной работы на урок? | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. | Улыбаются друг другу и учителю. Проверяют наличие всего необходимого к уроку | Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: организовывают свое рабочее место под руководством учителя, контролируют себя. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин) | - Сегодня на уроке мы откроем еще одну математическую тайну, а для этого мы проведем урок – исследование. - Сегодня каждый из вас побывает в роли исследователя. Для того чтобы исследование прошло результативно, вам понадобиться умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу. - Нам нужно определить тему нашего исследования, но, к сожалению, слово зашифровано. Узнать его можно выполнив тест-контроль. Приступаем к выполнению. Тест-контроль - Увеличьте 5 в 7 раз. -Уменьшите 27 в 9 раз. -Во сколько раз 6 меньше 30? -Чему равно произведение чисел 8 и 6? -Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42? - По 53 взять 2 раза. - Увеличьте 90 на 42. -На сколько, 80 больше 21? -Увеличьте 6 в 20 раз. На доске: 35 3 5 48 7 106 132 59 120 -Поднимите руки те, кто справился с тестом и не допустил ошибок. -У кого есть ошибки, как вы будете с ними справляться? - Исследование числового ряда: 35 3 5 48 7 106 132 59 120 е е и ж н н у о м - Если вы расположите числа в порядке убывания, то узнаете, какое слово зашифровано. УМНОЖЕНИЕ | Подводит к теме урока. Выявляет цели урока. Объясняет задание практической работы. | Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на опыт, имеющиеся знания. Выполняют тест. Осуществляют самопроверку. | Личностные: мотивация к изучению нового материала. Предметные: Умение извлекать информацию, опираясь на ранее изученный материал, определять тему урока. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. |
Постановка учебной задачи (3 мин) | -Предмет нашего исследования «Умножение» -Давайте вернёмся к нашему ряду чисел. На какие группы можно разбить данные числа? -Что вы можете сказать о числах 1 группы? 2 группы? 3 группы? -Какую работу мы можем выполнять с трехзначными числами? -Представьте эти числа в виде суммы разрядных слагаемых. - Какие умения мы использовали при выполнении этого задания? -Где нам могут пригодиться эти умения? -Используя эти умения, найдите произведение чисел 132 и 3. Какие числа мы умножали? -Так как теперь будет звучать тема нашего исследования? Дополните: «Умножение трехзначного числа на однозначное». - А какую цель мы поставим перед собой? Цель исследования: научиться умножать трёхзначное число на однозначное удобным способом. - Зачем нам надо знать, как умножать трехзначное число на однозначное? Где нам это пригодится в жизни? | Определяет темы урока, целеполагание Ставит проблемный вопрос. | Формулируют тему урока. Ставят цели. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: проявляют интерес и положительное отношение к изучению математики. |
Выявление места и причины затруднения. Работа в парах (7 мин) | - Решите пример 132 ∙ 3 более удобным способом. -Теперь один представитель выйдет к доске запишет свой способ и обоснует ответ. - Как называется такая запись? Почему записали 3 под 2? Как обозначили знак умножения? - Что обозначает черта? – Что же вызвало у вас затруднение? | Организует работу в парах, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. | Находят свои способы записи и решения примера. Объясняют ответ. | Познавательные: формулирование познавательной цели; использование знаково-символических средств, построение логической цепи рассуждений, доказательств. Коммуникативные: умение работать в парах и всем классом, с учителем, слушать собеседника и вести диалог; умение осуществлять взаимный контроль. |
Построение проекта выхода из затруднения (10 мин) | - Рассмотрите рисунок и выражение в рамке. Объясните, как вычислено значение выражения 423х2 (ЭФУ с. 108) - А сейчас, ребята, зайдем на «ЯКласс» и посмотрим материал по нашей теме урока. https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/trekhznachnye-chisla-17111/umnozhenie-i-delenie-trekhznachnogo-chisla-na-odnoznachnoe-chislo-16616/re-74fed655-5f0f-48b4-87b4-8c5e057a76ee?ViewMode=prsnt#helper=true Составим алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное. Пишу… Умножаю единицы… Умножаю десятки… Умножаю сотни… Читаю число. | Организует самостоятельную работу с ЭФУ, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организует работу с цифровой образовательной платформой «ЯКласс», беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний | Работают со схемой ЭФУ с.108 | Предметные: умение перерабатывать полученную информацию, делать вывод с помощью учителя. Коммуникативные: умение работать в группе и всем классом, с учителем, слушать собеседника и вести диалог; умение осуществлять взаимный контроль. |
Физкультминутка (3 мин) | Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе. Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два» -выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре» -выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе. | Обучает комплексу физкультминутки на личном примере. | Выполняют комплекс физкультминутки | Регулятивные: выполнять действия по алгоритму. Личностные: формирование правильного отношения к организации работы с позиции здоровьесбережения |
Реализация проекта (1 мин) | Фронтальная работа - Ребята, до вас на доске уже кто-то поработал. Пожалуйста, посмотрите внимательно. Что хотите сказать? 243 103 * 2___ * 2___ 223 2 0 3 | Разъясняет, предлагает задания. | Рассматривают примеры, записанные на доске, находят допущенные ошибки и исправляют их, объясняя своё решение вслух поэтапно, у доски. | Предметные: уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать ее. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону (5 мин) | - Используя составленный алгоритм, найдите значения выражений. https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/trekhznachnye-chisla-17111/umnozhenie-i-delenie-trekhznachnogo-chisla-na-odnoznachnoe-chislo-16616/re-21af2372-a5e6-4b55-a8ec-434ecf0794fd/pe?resultId=525718863&ViewMode=prsnt#helper=true | Организует работу с цифровой образовательной платформой «ЯКласс» | | Познавательные: выполняют действия по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; строят логическую цепь рассуждений, доказательств. |
Первичное закрепление (8 мин) | - Предлагаю применить полученные знания на практике. | Организует самостоятельную работу с учебником. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. | Выполняют задание в учебнике с.108,№ 2, с. 109. №4 ЭФУ. Отчёты о выполнении данного задания. | Коммуникативные: формируют умение работать в паре, формулируют собственное мнение и позицию; формируют умение слушать и понимать других; аргументировать свою точку зрения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в процессе выполнения работы. |
Домашнее задание ( 1 мин) | 1) Стр. 109, задача 5 ЭФУ 2) Выполнить задания на платформе «Учи.ру» https://uchi.ru/teachers/groups/288858/subjects/1/course_programs/3/lessons/27865 | Разъясняет, предлагает задания. | Записывают домашнее задание. | Предметные: уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать ее |
Рефлексия учебной деятельности. ( 1 мин) | Наше исследование подходит к концу. Давайте вернемся к плану нашего исследования. -Что нового вы сегодня узнали? - О каком математическом открытии рассказали? - Объяснили, где можно воспользоваться этим открытием? - Результативно ли прошло наше исследование? Как доказать? -Тот, у кого еще есть вопросы и сомнения поднимите - ? -Кто хорошо понял новый вычислительный прием, поднимите карточку с - ! -Пора подводить итоги, друзья! Исследовали умножение мы не зря. В дальнейшей работе вам пригодятся ваши знания. – Молодцы! Спасибо за хорошую работу! | Задает вопросы. Подводит итог урока | Отвечают на вопросы учителя. Делятся мнением о своей работе на уроке. | Личностные: дают оценку своей работе на уроке. Коммуникативные: слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. |
№ | Название объекта ЭФУ/ЭОР | Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.) | Номер страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из сети Интернет | Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.) |
1 | ЭФУ Математика, 3 класс, Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука (2 часть https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html?path=/media/ebook/303832/) | Текст | Стр. в ЭФУ 108 | Открытие новых знаний. |
2 | ЭФУ Математика, 3 класс, Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука (2 часть https://media.prosv.ru/static/books-viewer/index.html?path=/media/ebook/303832/) | Текст | Стр. в ЭФУ 108-109 | Применение полученных знаний. |
3 | Цифровая образовательная платформа «ЯКласс» | Текст | https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/trekhznachnye-chisla-17111/umnozhenie-i-delenie-trekhznachnogo-chisla-na-odnoznachnoe-chislo-16616/re-74fed655-5f0f-48b4-87b4-8c5e057a76ee?ViewMode=prsnt#helper=true | Открытие новых знаний. |
4 | Цифровая образовательная платформа «ЯКласс» | Текст | https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/trekhznachnye-chisla-17111/umnozhenie-i-delenie-trekhznachnogo-chisla-na-odnoznachnoe-chislo-16616/re-21af2372-a5e6-4b55-a8ec-434ecf0794fd/pe?resultId=525718863&ViewMode=prsnt#helper=true | Применение полученных знаний. |
5 | Цифровая образовательная платформа «Учи.ру» | Текст | https://uchi.ru/teachers/groups/288858/subjects/1/course_programs/3/lessons/27865 | Применение полученных знаний. |