ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ
ДЕСЯТОК В СЛУЧАЯХ ВИДА: 52 – 24
Педагогические задачи: познакомить с приемом письменного вычитания двузначных чисел в случаях вида: 52 – 24; развивать умение применять на практике изученные ранее приемы письменного сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток; закреплять умение решать задачи и выражения изученных видов.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; развивают навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи;
умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, в том числе с переходом через разряд, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; записывать задачу кратко.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения знаний; способны к саморегуляции;
познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя; управляют поведением партнера.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.
Организационная структура (сценарий) урока
I. . Мотивация к учебной деятельности.
− Ребята, сегодня вы вновь пришли на урок математики, зачем? Зачем нужна математика, где она может пригодиться в жизни?
- Чем вы занимались последние уроки математики?
− С какими числами вы работали на последних уроках? (С двузначными числами и однозначными.)
− Почему на доске появился знак вопроса, как думаете?
− Что для этого нужно? (желание и старание)
− Как вы будете работать? (С желанием)
− Ну что ж, в путь!
Каллиграфическая минутка.
Какое сегодня число? (19)
Дайте характеристику этого числа. (двузначное, число из второго десятка, нечетное).
Назовите соседей числа 19. (18 и 20).
Из каких разрядов оно состоит? (десятки и единицы)
Сколько в этом числе единиц? А десятков? (9 единиц; 1 десяток)
Чему равен 1 десяток? (10 единицам)
А сейчас откройте тетради. Запишите дату.
Пропишите число 19 до конца строки.
II. Актуализация знаний.
Устный счет.
1.

2.
III. Открытие новых знаний. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
Учитель предлагает обучающимся решить с устным объяснением выражение: 52 – 24.
52-24=(52-20)-4=32-2-2=28. Посмотрите эта запись очень длинная. Как бы нам сократить ее. (записать столбиком). Прочитаем тему урока на стр. 29.
Кто из вас догадался, как нашли значение разности?
Объяснение: из числа 52 вычесть число 24. Вычитаем единицы из единиц. Из двух единиц нельзя вычесть 4 единицы. Займем один десяток из пяти десятков (отмечаем точкой над цифрой 5, чтобы не забыть, что 1 десяток заняли). Один десяток и 2 единицы – это 12 единиц. Из 12 единиц вычесть 4 единицы, получится 8. Пишем 8 под единицами.
Вычитаем десятки. Было 5 десятков, но 1 десяток заняли, значит, осталось 4 десятка. Из четырех десятков вычесть два десятка, получится два десятка. 2 десятка и 8 единиц – это число 28. Значение разности 52 и 24 равно 28.
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Упражнение в освоении нового приема вычитания.
Применим на практике. Задание № 1 стр 29
С подробным объяснением выполняется задание 1 (с. 29) (один ученик выполняет работу на доске). После того как значение каждого выражения найдено, делается проверка.
V. Работа над задачами.
– Прочитайте текст, данный в задании 2 (с. 29). Это задача? Почему так считаете?
– Задайте вопрос так, чтобы задача была составной.
– Запишите выражение к этой задаче.
Далее фронтально разбирается задача 3 (с. 29) (один обучающийся записывает и решает задачу на доске).
VI. Развитие навыков счета.
- У вас на столе карточки. Найди в них, и подчеркните примеры, с которыми мы сегодня знакомились. Решите их.
43 -20 73 – 45 45+16
54 -14 57 +24 35-4
47 +21 65 – 29 53 -25
VII. Рефлексия учебной деятельности.
− Какие цели вы сегодня ставили?
− Достигли вы этих целей? Докажите.
− У кого остались затруднения по новой теме?
− Над чем еще вам надо будет поработать?
– Что нового узнали сегодня на уроке? Почему это важно?
VIII. Домашнее задание. Дорешать примеры на карточке, № 4 стр 29
43 -20 73 – 45 45+16 54 -1457 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 |
43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 |
43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 |
43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 |
43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 |
43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 | 43 -20 73 – 45 45+16 54 -14 57 +24 35-4 47 +21 65 – 29 53 -25 |