Рекомендации по подготовке учеников к выполнению задания 40 ЕГЭ 2022 по английскому языку - письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы/графика
Задание 40 предполагает развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы/графика. От участника экзамена требуется проанализировать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы, по определенной теме проектной работы, описать основные данные и проведя необходимые сравнения. Далее, обозначить одну-две проблемы, которые могут возникнуть в этой сфере, и предложить пути их решения. В заключении кратко выразить свое мнение по предложенной теме.
Время, рекомендуемое на выполнение данного задания, составляет 60 ми
Важные особенности данного задания
Коммуникативная задача – не описать таблицу или график, а выразить свой мнение, опираясь на данные
Коммуникативная ситуация – проектная работа, для которой ученик нашёл статистические данные
Структура работы (важно- на каждый пункт плана –это отдельный абзац, включающий 2-3 предложения. Каждый абзац посвящён одной контролирующей идее. Стилевое оформление – нейтральный стиль.
Введение (соответствует теме) – сообщить, о чем мы сейчас будем рассуждать.
Привести данные из таблицы/графика – 2-3 факта.
Сравнить данные из таблицы/графика – 1-2 существенных сравнения.
Описать возможную проблему и предложить её решение – не всегда проблема очевидна из таблицы/графика – проблему связать с тем, что указано в задании, а не с тем, что дано в таблице. Т.е. если в задании фигурируют литературные жанры – надо ставить проблему, связанную с чтением. Можно связывать её с таблицей/графиком, но не обязательно. Необходимо четко следовать заданию – не проблема с жанрами, не проблема с информацией – а с чтением. Именно поэтому задание является письменным рассуждением с опорой на таблицу/график, а не описание таблицы/графика.
Изложить мнение автора о заданном предмете.
Это задание высокого уровня сложности, поэтому нужно использовать лексику высокого уровня. Чтобы получить 3 балла за лексику, словарный запас должен соответствовать. Что значит это соответствие - правильно назвать таблицу/график, правильно назвать тенденции (поднимается/спадает популярность, отличается/сильно отличается). Также сочинение не должно состоять только из простых предложений. Там должны быть и сложносочинённые, и сложноподчинённые предложения.
В нашу задачу не входит учить старшеклассников понимать таблицы/графики – они этому научены на других предметах. Нам нужно вооружить их нужной лексикой и научить выстраивать грамотные высказывания.
Учим создавать ответ.
Введение.
Предложение 1 – важность темы – Reading is an important part in the life of teenagers, but not all genres equally popular. - предложение сложносочинённое, поэтому соответствует уровню сложности. Но лексика не дотягивает. Поэтому 2 предложение д.б. более богатым лексически.
Предложение 2 – Начало просто копируем, даже не перефразируя тему проекта, из задания. In my project on what book genre are more popular among teenagers I am going to discuss/consider/analyse the results of a poll provided in the form of the table/bar chart/diagram. – здесь у нас появляется требуемая лексика.
Сообщаем основные факты.
Для этого выбираем из данных наиболее отличающиеся – те, которые будет удобно сравнивать. Например, самые популярные жанры, и наименее популярные. Затем описываем их в одном абзаце. Если мы видим, что 1 пункт таблицы очень мало отличается от 2 и это кажется нам интересным, этот факт тоже модно включить в описание. Или можно взять что-то из середины, если этот пункт сильно отличается от двух крайних. Мы пока ещё не сравниваем цифры, а просто пишем the most popular/frequent…the second most popular… the least popular. Здесь у старшеклассника появляется возможность показать, что он понимает эту таблицу/график и может выразить своё понимание словами.
Полезные фразы для вступления
- The information in the table/bar chart/diagram shows/illustrates the relative popularity of ……,in percentages.
- The information in the table/bar chart/diagram shows/illustrates the frequency of common (e.g. complaints)
- The information in the table/bar chart/diagram shows/illustrates the most common reasons for… which (e.g. people) prefer to…
Вот появилась лексика, которая обеспечивает высокий уровень сложности.
Целесообразно посоветовать ученикам запомнить клише и вводные фразы, которые могут помочь на экзамене. Но необходимо предостеречь ребят, чтобы они попытались заучить готовые ответы, потому что есть риск не вписаться в критерии коммуникативной задачи. Будут неточные или неполные ответы. Однако, полезные фразы обеспечивают логику построения ответа.
Полезные фразы для описания таблицы/диаграммы
- Football ranks just below (e.g. basketball) and roughly a third (a quarter) of those who took part in the survey either prefer/like/enjoy playing tennis (or swimming)
Maintaining healthy lifestyle ranks just below and roughly a quarter/ a third of those surveyed either list (e.g. education) or (e.g. friendship) as important…
Следующий абзац – сравниваем данные в цифрах. При этом числа записываем цифрами, а не словами.
Полезные фразы для этого абзаца.
- The data shows that (e.g. adventure stories) is more popular than (e.g. novels) by a huge margin, having a % popularity rating, against one of only ….%
- The data also shows that (e.g. baseball) is far more popular than (e.g. gymnastics), having a % popularity rating, against only/in contrast to only….% for the latter.
- Thrillers re a great deal more popular than (e.g. romance film) with a % popularity rating in stark contrast with merely % for the latter.
В другом варианте
As noted earlier, (e.g. Science) barely eclipses/exceeds/surpasses (e.g. History) which…. % of (e.g. people) express a preference for..
Also of note is that (e.g. science fiction) only rank small fraction higher than (e.g. comedies ), which have a (e.g. viewership) of …%.
As noted earlier, (e.g. cakes) are only very slightly more popular than (e.g. ice cream), which % of (e.g. dessert- lovers) state a preference for.
As noted earlier, (e.g. classical music) is only negligibly higher than (e.g. pop music) with % respondents preferring/expressing a preference for the latter (e.g. music genre).
Далее излагаем возможную проблему. Она не обязательно д.б. связана с данными таблицы/графика. Главное, чтобы она соотносилась с заданием. Можно написать любую проблему, которую видит ученик – это творческая часть. Также необходимо предложить решение проблемы – эта часть ответа является свободных размышлением на задание.
Следующий абзац – заключение. Здесь ученик излагает собственное мнение о важности темы проекта.
Когда письменный ответ готов, целесообразно предложить ученикам проверить себя. Для этого возможны задания:
- соотнести таблицу/график и описание
- соотнести вступление и описание
- соотнести заключение и описание
- дать готовые вступление и заключение, предложить составить описание
Пример задания и ответа
Imagine that you are doing a project what career choices young people opt for. You have found some data on this subject –the results of the opinion polls (see the table below).
Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Popular Career Choices | Number of respondents (%) |
IT specialists | 31.5 |
Engineers | 31.4 |
Doctors | 23.1 |
Teachers | 11.6 |
Lawyers | 2.4 |
Write 200-250 words.
Use the following plan:
make opening statement on the subject of the project;
select and report 2-3 facts;
make 1-2 comparisons where relevant;
outline a problem that can arise with making the choice of a career and suggest a way of solving it;
conclude by giving your opinion on the importance of making career choices for teenagers
Пример ответа.
Adolescents always talk about what careers they may want to have in the future and I am therefore currently working on an important project to find out what careers young people want, in the hope of helping them make a career choice. I have found some useful statistics for my project in the form of a table, to help give my opinion on the subject.
The information in the table shows the popularity of each career possibility. While being an IT specialist is the most popular, being a lawyer is the least. Becoming an engineer ranks just below choosing to be an IT specialist and roughly a third either want to become a doctor or a teacher.
The table shows a significant difference in the career choices that respondents opt for. The IT profession is a great deal more popular than being aa lawyer, having a 31.5 % popularity rating, against only 2.4 %. As noted earlier, pursuing an IT career barely exceeds becoming an engineer which has 31.4 % of adolescents wishing to enter the profession.
The statistics point to an underlying problem. As being an IT specialist is the most sought after profession, it is clear that adolescents want a high salary, but they may choose money over happiness. However, this problem can be solved if teenagers receive IT training at school, so that they can see if it suits them.
In conclusion, I believe that career choice is absolutely essential because selecting the wrong one can make you unhappy. Teenagers should try to develop as many skills as they can so that they know what careers to pursue later in life.
Для подготовки старшеклассников могу рекомендовать методическое пособие Е.А. Меджибовская, М.Н. Гаджиева. Английский язык. ЕГЭ. Письменная часть. Выбирайте вариант 2022 года!
Сборник тестов предназначен для подготовки учащихся к выполнению заданий раздела „Письменная речь“ единого государственного экзамена по английскому языку.
Учебное пособие содержит 25 тренировочных тестов, которые также являются демонстрационными, образцы выполнения заданий 39 и 40, инструкции по выполнению заданий, подробные планы написания и схемы оформления личного письма и сочинения, а также критерии оценивания выполнения заданий 39 и 40 раздела „Письменная речь“.
В сборник входят полезные рекомендации и ответы на часто задаваемые вопросы. Также пособие содержит справочник (лексика, грамматика, правописание), который будет полезен не только для подготовки к ЕГЭ, но и для всех изучающих английский язык.
Также полезно пособие О.В. Щепелев, Steplighter для подготовки к ЕГЭ и для разговорных клубов.