СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменность и грамотность в Древней Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена технологическая карта 1 урока из темы "Культурное пространство Европы и культура Руси" (история России 6 класс).Эту тему я предлагаю давать на двух уроках. Первый урок посвящен пистменности и грамотности в Древней Руси. В разработке содержится Приложение, где представлен фрагмент текста, с которым обучающиеся работают на уроке. Здесь же есть ссылка на интересный дополнительный материал.

Просмотр содержимого документа
«Письменность и грамотность в Древней Руси»

урок по истории в 6 классе по теме

«КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЫ И КУЛЬТУРА РУСИ. Письменность и грамотность»

Педагогические
цели

- сформировать у обучающихся знания по письменной культуре и книгах Киевской Руси. Показать достижения этого периода, привить понимание значимости данных элементов культуры в истории народа.

- развивать умения работы с историческими документами; коммуникативные навыки; умение формулировать ответ

- воспитывать чувство прекрасного; чувство уважения к своему народу, его истории.


Тип и вид урока

Комбинированный урок

Используемые технологии

ТРКМ, ИКТ, технология проблемного обучения

Планируемые
результаты
(предметные)

овладение целостными представлениями о письменной культуре и грамотности в Киевской Руси;

способность анализировать исторический материал;

умение получать информацию из различных исторических источников;

умение работать парах;

формирование навыков работы с картой.

Личностные
результаты

уважительное отношение к культуре своего народа;

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

представление о нравственных ценностях.

Метапредметные результаты

способность решать творческие задачи;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Основное содержание темы, понятия и термины

Кириллица, глаголица, берестяная грамота, писало, буквицы, пергамен, заставка, миниатюра

Образовательные ресурсы

Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович. История России. Просвещение. 2017; настенная карта «Киевская Русь»; фрагмент исторического источника – отрывок из статьи А.В.Арциховского «Берестяные грамоты мальчика Онфима»

Компьютер и мультимедийный проектор. Презентация по теме урока

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Приветствие учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


II. Этап вызова - мотивации к учебной деятельности

1. Актуализация знаний

Частично-поисковый: прием «Понятийное колесо», прием визуализации темы

–Какие понятия, ассоциации возникают у вас при слове «культура»?


-Учитель корректирует ответы, постепенно заполняя схему на интерактивной доске


-Посмотрите внимательно на экран (слайд 2): как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Называют понятия,

Регулятивные: принимают учебную задачу; управление своей деятельностью

Коммуникативные: речевая деятельность

Познавательные: анализ полученной информации


Корректировка формулировок

2. Формулирование темы урока

Фронтальная беседа




На протяжении двух уроков мы познакомимся с культурными достижениями Киевской Руси. И начнем мы знакомство с письменности

-Какую или какие из трех иллюстраций (слайд 3) письменности вы считаете правильной (-ми) для сегодняшнего урока? Почему?

Учащиеся формулируют тему урока





Отвечают на вопрос

Регулятивные: принимают учебную задачу

Корректировка формулировки

темы

3. Постановка проблемных задач

Фронтальная беседа с опорой на слайд презентации

- (слайд 4) Перед вами икона и памятник, на которых изображены святые. Знаете ли вы их имена? (Кирилл и Мефодий.) Что вам о них известно?


Проблемные задачи (слайды 5-6):

-зачем нужно было создавать азбуку для Руси?

- почему кириллица вытеснила глаголицу?

- в чем особенность древнерусского алфавита?

- в чем трудность изучения древнерусской азбуки?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя и вместе с ним формулируют проблемы

Регулятивные :управление своей деятельностью

Коммуникативные :речевая деятельность

Познавательные :работа с информацией, анализ


Беседа по изображениям богов на слайде

III. Этап осмысления - усвоение новых знаний и способов действий.

1.

Письменность Древней Руси

Чтение текста




Объяснительно-иллюстративный, проблемный.

-Работа в парах: прочтите фрагмент исторического документа (см. Приложение ниже), подчеркивая слова или предложения, которые вам будут непонятны.



- Что было непонятного в тексте документа?

- Что нового вы узнали?


Слайды 7-13: беседа по слайдам о берестяных грамотах и новгородском мальчике Онфиме

Читают фрагмент.

Коллективно выполняют задание на закрепление прочитанного материала

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: развивают навыки чтения, осуществляют анализ текста, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Контроль за правильностью выполнения задания

Динамическая пауза

2. Древнерусские цифры

Иллюстративно-проблемный

Слайды 14-15. Учитель организует беседу на материале слайдов:

-Запишите число 12. Проверьте правильность вашей записи (щелчком мышки удалить фигуру на слайде).

-В чем трудность такой записи цифр?

Анализируют материал.

Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; выдвигают гипотезы и обосновывают их.

Коммуникативные: выстраивают монологический ответ; допускают существование различных точек

зрения

Беседа по вопросам

3. Древнерусские книги

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ одного из учеников (задание дается заранее) по иллюстрациям презентации о древнерусских книгах.

(слайды 17-22)







Записывают ключевые слова

Регулятивные: учатся работать
по предложенному учителем плану

Познавательные :работа с информацией, умение обобщать, развитие образного мышления.

Беседа

III. Этап рефлексии - закрепление знаний и способов действий.

1.

Что мы узнали на уроке

Проблемно-поисковый.

Метод фишбоун, синквейн




Вместе с детьми заполняет схему на интерактивной доске, выслушивая предложения учащихся.

Учащиеся пишут синквейн




Беседа

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Беседа по вопросам

VI. Информация о домашнем задании

Сообщение учителя

Комментирует задание.

§ 10 (разделы 1-3), в рабочей тетради (М.Н.Чернова. Рабочая тетрадь по истории России. 6 к. часть 1) по § 10 выполняют задания 2-4. Для желающих: создание интеллект-карты по темам «Письменность и грамотность в Древней Руси», «Древнерусские книги»

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу




















Приложение.

Отрывок из статьи А.В.Арциховского «Берестяные грамоты мальчика Онфима»

Новгородские берестяные грамоты безгранично разнообразны по содержанию, и это разнообразие нарастает с каждым годом раскопок. Авторами грамот являются представители всех слоев новгородского населения, мужчины и женщины, и пишут они обо всем, о чем могут писать люди. Теперь мы знаем еще одного автора — маленького мальчика. 0н оставил нам больше грамот, чем любой другой автор.

13 и 14 июля 1956 г. были обнаружены куски бересты, исписанные одним и тем же детским почерком. Всего обнаружено одиннадцать грамот. Все они относятся к рубежу XII—XIII вв. Писал на них маленький новгородский мальчик Онфим. Сначала мальчик писал буквы и склады.

Но всякий маленький мальчик, когда ему надоедает писать, начинает рисовать. Так бывает теперь, так было и на рубеже XII—XIII вв. На обороте описанного донышка туеса нарисован зверь. Рядом с рисунком имеются надписи, почерк которых совпадает с почерком мальчика, писавшего азбуку. Буквы, впрочем, небрежнее, и это понятно: здесь уже не школьное задание.

Зверь нарисован по возможности страшный. Морда у него квадратная, уши кошачьи, язык высунут и заканчивается оперением, вроде оперения стрелы (а этот мальчик видел много стрел). Шея изображена одним штрихом, так же как туловище и четыре ноги, при этом шея длинее, чем туловище. Хвост загнут спиралью. Рисунок имеет подпись: дзвере
В современном прочтении это будет: «Я зверь».

Есть и другие рисунки. Вот всадник поражает копьем врага. И возле фигуры всадника имеется подпись маленькими буквами: «Онфим»

Все мальчики мечтают стать воинами. Онфим изобразил свои будущие военные подвиги. Довольно вероятно, что мечты его сбылись. Он должен был стать взрослым в XIII в., а Новгород вел тогда много войн.



Дополнительный материал по теме.

  1. Как, чем и на чем писали в Древней Руси. https://zen.yandex.ru/media/andrey_segeda/kak-chem-i-na-chem-pisali-v-drevnei-rusi-5e6774cbcf715c1ee9b75e60




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!