СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: « Культурное пространство Европы и культура Руси».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомиться с важнейшими чертами культуры стран Европы в IX – XII веке; особенностями культуры Руси;

            - оценить уровень развития письменной культуры Древней Руси, грамотности и образованности населения;

            - характеризовать уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства;

Просмотр содержимого документа
«Тема: « Культурное пространство Европы и культура Руси».»

Тема: « Культурное пространство Европы и культура Руси».


Цели и задачи: познакомиться с важнейшими чертами культуры стран Европы в IX – XII веке; особенностями культуры Руси;

- оценить уровень развития письменной культуры Древней Руси, грамотности и образованности населения;

- характеризовать уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства;

Планируемые результаты:

предметные:

  • Соотносить и систематизировать информацию различных источников; выделять особенности древнерусской культуры;

  • Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, характерные предметы декоративно- прикладного искусства;;

  • овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования летописных сведений и археологических данных

  • соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей;

метапредметные: ( коммуникативные)

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств, потребностей;

  • организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимся,

  • воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи,

( регулятивные)

  • формулировать новые задачи учебной деятельности,

  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

  • составлять план действий, оценивать правильность решений.

  • Оценивать правильность решения учебной задачи;

( познавательные)

  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; привлекать ранее изучаемый материал для решения познавательных задач;

  • работать с различными источниками информации,

  • устанавливать причинно- следственные связи,

  • строить логическое рассуждение,

личностные:

  • формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России,

  • развивать творческие способности через активные формы деятельности

  • формировать российскую гражданскую идентичность;

  • расширять опыт оценочной деятельности;


Оборудование: учебник, проектор, презентация, ноутбук, мультимедийный экран, дополнительная информация

Основные вопросы урока:

1) Важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XII вв.

2) Особенности культуры Руси.

3) Письменность и грамотность.

4) Литература.

5) УНТ.

6) Зодчество и изобразительное искусство.

7. Художественное ремесло.


Тип урока: изучение нового материала.

Ресурсы урока: учебник, презентация

Основные понятия и термины: христианская культура, былины, жития, храм, фреска, мозаика, миниатюра

Персоналии: Нестор

Основные даты: 1113 г. – написание « Повести временных лет»


Ход урока.

1. Орг. начало урока.


Учитель:

О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославилась ты. Всеми ты преисполнена, Земля Русская! (Эпиграф урока)


Учитель : Что изображено на слайде? Что объединяет эти картинки?

(Уч-ся рассматривают иллюстративный материал)

Учитель : Что такое культура? (Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей)

Учитель: Понятие «культура» связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях. 

  • Подумайте, какие достижения отнесем к материальной, а какие к духовной?

  • Культура

  • материальная

  • духовная

  • архитектура, орудия труда, предметы быта


Учитель: Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты- ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах Киевской Руси.


Учитель:

О чем пойдет речь на нашем уроке? Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Знакомству с этим и посвящен наш урок. (Сообщение темы и цели урока).


Учитель: В заданиях ВПР( зад.8 ,9), ОГЭ и ЕГЭ (зад. 17) есть задания по культуре.


1. Важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XII вв.

Учитель:

-В какой стране была наиболее развита культура? (Византия)

- В каких веках византийская культура достигла наивысшего расцвета? (В 11-12 веках)

- На становление культуры каких стран она оказала огромное влияние? (Руси, Грузии, Болгарии, Сербии).

- А как в этот период развивалась культура Западной Европы? (После падения Западной Римской империи начался упадок культуры.)

- При ком началось возрождение античной культуры? ( При императоре Карле Великом началось Каролингское Возрождение).

- С какого века в Западной Европе начинается новый культурный подъем? ( С 12 века)


Учитель: Давайте вспомним, что изучали в средневековых университетах? ( существовало три факультета: богословский, медицинский, философский)

Вывод: культуру многих стран отличало единство и взаимодействие античного и христианского начал. Культура Византии оказала большое влияние и на культуру нашего государства.

2Особенности культуры Руси.

Учитель: В древнерусской культуре исследователи видят истоки национального самосознания. Она определила идеалы русского народа на многие столетия. Какие же факторы повлияли на развитие русской культуры?

Учитель: Ознакомьтесь с п. 2 и попытайтесь выделить эти особенности.

- Давайте проверим, что у вас получилось?

Особенности культуры:

  1. Основа – богатое наследие восточных славян ( мифы и сказания, резьба по дереву и камню, искусство кузнецов)

  2. Развивалось и УНТ ( песни, сказки, былины)

  3. Впитались достижения соседних народов ( балтов, финно- угров, хазар, булгар, печенегов, половцев и др.)

  4. Влияние культуры Византии в связи с принятием христианства


Учитель: Культура славян формировалась не изолированно, а под влиянием соседей.

Учитель: Ребята , посмотрите на карту и выделите соседей славян, оказавших влияние на культуру славянских народов.

  • На слайде карта(соседи восточных славян)

  • Византия

  • Хазарский каганат,

  • Волжская Булгария,

  • угро-финские племена,

  • варяги,

  • венгры,

  • поляки,

  • печенеги

  • и другие.



Учитель: Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной.


2. Путешествие в древнерусские города. Развитие ремесла

- А сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми видами ремесел.

- Ребята, а почему мы на уроке, который посвящен культуре, затрагиваем вопрос о развитии ремесла?

(потому, что ремесленники производили предметы культуры)


Работа в группах:


1 группа: Киевский Подол

Кузница. Гудит пламя в кузнечном горне. Милонег раздувает его мехами, и домотканая рубаха уже промокла от пота. Огромными клещами он выхватывает из горна эти полосы, одни бросает на наковальню, другие закаливает, опуская в большой горшок с холодной водой. Милонег уже знает: полосы, закалённые таким образом один раз, - железо, несколько раз – сталь. Отец со старшим братом скручивают стальные и железные полосы (как будто косы заплетают), а потом сваривают и вытягивают. И только тогда начинают ковать меч. Милонег снова берётся за кленовые, отполированные до блеска его ладонями ручки мехов. Он без передышки нагнетает воздух в печь, поддерживая гудящее пламя. Меч уже готов: темная полоса железа на его лезвии чередуется со светлой – стальной полосой. Сталь дает крепость, железо – гибкость. Никогда не сломается такой меч в бою.

Приезжают в Киев заморские купцы, чтобы закупить побольше таких мечей и узнать секрет их изготовления.



2 группа: Чернигов – ювелиры

Вот и златокузец Улеб с учеником Ярошкой приступил к работе.

- Формочку для запястья, - объясняет Улеб, - делаем сначала из воска. Обмазываем её глиной и ставим в раскалённую печь. Высохнет глина – выплавим воск. Застынет – разобьем глину молотком, неровности и заусенцы снимем маленьким напильником. Но это самое лёгкое. Трудно выбить на браслете рисунок. Ты глаз оттачиваешь, как я говорил, стреляешь из лука в кольцо? Ну, тогда возьми шилбце и молоточек и попробуй по моим отметкам выбить рисунок. Эх, Ярошка, Ярошка! Неровно в одном месте ударил. То ли глаз тебя подвёл, то ли рука дрогнула. А наш брат златокузнец ошибаться никак не может. Ты знаешь, мы работаем для радости людей. В Чернигове ни одна молодая девица не выйдет на улицу без наших с тобой колтов-серёжек, подвесок –ожерелий да запястий-браслетов. Да и в других городах тоже.


3 группа: Новгород – плотники

Новгородский плотник Ефим быстро починил путешественникам пострадавшую в бурю ладью. Вместе со своими помощниками он поднял её на берег , установил, что нужно заменить несколько досок в правом борту.

- Плотниками Новгород стоит, - говорил Ефим, - и славится. Из чего мостовая сделана? Из цельных дубовых плах. А пригнаны как плотно! Мелкая монета в расщелину между плахами не проскочит! Это плотники – мостовщики постарались.

- Избы наши новгородские, - продолжает он, - ладно срублены. Брёвнышки ровные, без сучка без задоринки. Концы брёвен как пальцы меж собою переплетены. А на наличниках рисунок – вечно зелёное дерево жизни, а на ветвях райские птицы поют; деревянные коньки – горбунки на крышу взлетели. Наши плотники – огородники город дважды окружили великой стеной, высотой в пять человеческих ростов.

По берестяным трубам подземным мы из города воды отводим. Их тоже не просто сделать, чтобы по всей длине одинаковы были, и вода нигде не протекала!

А деревянные столы, скамейки, бадейки, коромысла, тарелки, чашки, ложки – вся домашняя утварь и посуда кем сделаны? То-то и оно – тоже плотниками!


Вопросы группам

1. С каким видом ремесла вы познакомились? Кузнечное дело, ювелирное, плотники.

2. Докажите, что любое ремесло требовало от мастера умения, упорства, настойчивости.


1- Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами – копья, мечи, щиты, кольчуги –защитные рубахи из металлических колец.


2 – Высоко уровня достигло искусство ювелиров – мастеров тонкой обработки драгоценных металлов и камней, делавших украшения и золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника. Например зернь, когда на поверхность изделия напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зернышек. Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Разноцветная скань сочеталась с эмалью, которой заполняли промежутки между перегородками.


3- Плотники строили дома из дерева, украшая их затейлевой резьбой, делали мостовые, изготавливали огромные и прочные суда(ладьи), домашнюю утварь.


Вывод: Ремесленное производство Киевской Руси достигло высокого уровня


  1. Устное народное творчество.

Учитель: С незапамятных времен славяне складывали песни и сказки. Очень древние корни имеют и русские былины – поэтические сказания о прошлом. Былины передавались устно из поколения в поколение, а записывать их стали только в 19 веке.

Учитель: Каких богатырей вы можете назвать? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор) (сл.25)

Все они, как доказали историки, были реальными людьми, но жили в разное время , с 10 по 13 века. Былины рассказывались под музыку. А вот на каком музыкальном инструменте играли на Руси?           Прослушивание отрывка былины

Учитель: Какова основная идея былин? (Защита русской земли от врагов)

Основная идея былин – защита русской земли от врагов.

Но народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд земледельца. Несколько былин посвящены пахарю – богатырю Микуле Селяниновичу.

Физминутка.

         "Богатыри"

  Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не  ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим, 

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.



Письменность.


Учитель: В IX веке Русь обрела письменность. Ее возникновение было вызвано потребностями государства. В конце X века на Русь пришел более совершенный алфавит – славянская азбука, составленная братьями-славянами Кириллом и Мефодием. При церквях и монастырях стали открываться школы, где обучались письму и чтению по новой азбуке.

Сценка.

Дьяк: Послал наш Господь Константина, называемого Кириллом, мужа праведного и истинного и создал он азбуку из тридцати восьми букв. Вот, отроки, славянские буквы, которые следует читать и оглашать. (Оглашает – аз, буки, веди…..)

Чтец: В старину учились дети.

Их учил церковный дьяк.

Приходил он на рассвете

И твердили буквы так.

А и Б – как Аз и Буки,

В – как Веди

Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девице полагалось

Не учиться ничему.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Дьяк: Слово книжное есть свет дневной.


 Ученик:

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма.

Раскопки археологов в Новгороде и других городах, найденные ими берестяные грамоты свидетельствуют о высоком уровне грамотности на Руси. Об этом же говорят надписи на стенах храмов (граффити).

Литература

Ученик: А в это время…

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.


Учитель:  в XI веке на Руси зарождалась литература. А вот какие жанры существовали, вы узнаете, поработав в парах


Летописи ( сл. 12)

Нестор

« Повесть временных лет»

Жития ( сл. 13)

Нестор

« Житие Бориса и Глеба»

Слово ( сл. 14)

Иларион

« Слово о законе и благодати»

Поучения ( сл. 15)

Владимир Мономах

« Поучение Владимира Мономаха


Учитель: Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе? (идеи единства, величия Руси и ее особой роли в христианстве.)



3. Архитектура Древней Руси.

Учитель: Древняя Русь славилась многочисленными городами. В городах жили торговцы и ремесленники. Город был культурным центром.

Прекрасным убранством древнерусских городов являются архитектурные здания и сооружения.


Ученик: Издавна на Руси строили из дерева. После принятия христианства на Руси началось строительство каменных храмов.

В 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь. Ее строили византийские мастера. Это было мощное сооружение из тонкого кирпича – плинфы – с вкраплениями природного камня с несколькими куполами, богато украшенное резным мрамором.


Ученик: Возведенный при Ярославе Мудром Софийский собор в Киеве сочетал славянские и византийские черты. Собор также построен из плинфы. Центральный купол киевского Софийского собора окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых куполов. Купола располагались ступенчато, по возрастанию.

Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Если смотреть сверху, то видно, что они образуют крест. Такие храмы называют крестово-купольными.


Ученик: Величественные храмы возводят в Полоцке,Чернигове, Новгороде. Самым известным , сохранившемся до сих пор почти в первозданном виде является Софийский собор в Новгороде. Этот храм строже киевского, здесь всего пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены храма сложены из известняка. Внутри его нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. Святая София стала символом Великого Новгорода.


Как исповедь душевной чистоты,

Безмолвие красы и божества,

Построены соборы были на Руси

И возносились к небу купола.

Манили глаз картины из стекла.

Мозаики неповторимый блеск.

И живопись божественной была,

И фресок изумляла простота.


Живопись.


Ученик: А знаете ли вы, что такое фреска? Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке . Сложно и долго рисовалась фреска.

На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.



Ученик: В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики . Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.

С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный пол кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием.


Ученик: Также в Древней Руси развивалась иконопись. Это – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.

Сложилось 2 школы иконописцев: новгородская и ярославская. До нас дошли иконы:

“Ангел Златые власа”, “Успение Богородицы”, “Ярославская Оранта”. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Иконы часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.


Учитель истории: Итак, ребята, мы познакомились лишь с незначительным количеством памятников культуры Руси.

Проходят годы, века, тысячелетия, а культура народа жива, ибо культура – это душа народа, а душа, как известно, бессмертна.


IV. Закрепление изученного материала


Выполнение заданий 8 и 9 ВПР



Рефлексия.



Домашнее задание: выучить пар . 10