СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменность в Египте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку истории "Письменность и знания древних египтян" для учащихся с ОВЗ 5 класс. Данная разработка поможет детям усвоить  материал по теме, а также проверить свои знания в данной области.

Просмотр содержимого документа
«Письменность в Египте»

Тема урока: Письменность древних египтян.

Тема урока: Письменность древних египтян.

Цель урока:  1.Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние египтяне были « учителями учителей» многих последующих цивилизаций.  Задачи: - Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий, реконструировать образ исторической действительности.  -Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, формировать мировоззренческие взгляды и принципы, реализовывать личностно ориентированный и змоционально–ценностный подход.

Цель урока: 1.Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние египтяне были « учителями учителей» многих последующих цивилизаций. Задачи: - Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий, реконструировать образ исторической действительности. -Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, формировать мировоззренческие взгляды и принципы, реализовывать личностно ориентированный и змоционально–ценностный подход.

Проверим себя!  1. Что называется религией?  а. вера в сверхъестественные существа, духов, богов;  б. сила, с помощью которой одни эксплуатировали других;  в. вера в силы природы.  2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?  а. Осирис; б.Амон – Ра; в. Сет.  3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:  а. Осирис; б. Амон – Ра; в. Тутанхамон.  4. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?  а. с засухой; б. с разливом Нила; в. с землетрясением.  5. «Жилище» для богов в Древнем Египте:  а. саркофаг; б. пирамида; в. храм.  6. Самый главный, могущественный бог Древнего Египта:  а. бог Земли; б. бог «царства мёртвых»; в. бог Солнца.  7. Служители бога в Древнем Египте:  а. фараоны; б. жрецы; в. вельможи.  8. Кого, по представлениям египтян, Осирис пропускал в «царство мёртвых»?  а.только фараонов; б. только жрецов; в. всех,  кто при жизни творил добро.

Проверим себя! 1. Что называется религией? а. вера в сверхъестественные существа, духов, богов; б. сила, с помощью которой одни эксплуатировали других; в. вера в силы природы. 2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта? а. Осирис; б.Амон – Ра; в. Сет. 3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб: а. Осирис; б. Амон – Ра; в. Тутанхамон. 4. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса? а. с засухой; б. с разливом Нила; в. с землетрясением. 5. «Жилище» для богов в Древнем Египте: а. саркофаг; б. пирамида; в. храм. 6. Самый главный, могущественный бог Древнего Египта: а. бог Земли; б. бог «царства мёртвых»; в. бог Солнца. 7. Служители бога в Древнем Египте: а. фараоны; б. жрецы; в. вельможи. 8. Кого, по представлениям египтян, Осирис пропускал в «царство мёртвых»? а.только фараонов; б. только жрецов; в. всех, кто при жизни творил добро.

План урока 1. Школы в Древнем Египте. 2. Письменность: иероглифы, дешифровка иероглифов, папирусы, необходимость овладения письменностью. 3. Математические знания: арифметика; геометрия. 4. Основы астрономии. Измерение времени. 5. Вклад египтян в мировую культуру.

План урока

1. Школы в Древнем Египте.

2. Письменность:

  • иероглифы,
  • дешифровка иероглифов,
  • папирусы,
  • необходимость овладения письменностью.

3. Математические знания:

  • арифметика;
  • геометрия.

4. Основы астрономии. Измерение времени.

5. Вклад египтян в мировую культуру.

СЛОВАРЬ Иероглифы – это фигурный графический знак, обозначающий целое слово или понятие, а также отдельный слог или звук речи. Папирус – это изготовлявшийся в древности писчий материал из стеблей растения папирус. Свиток – это длинный лист писчего материала, сматываемый для хранения в рулон. Астрономия – это наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. Солнечные и водяные часы – это прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

СЛОВАРЬ

  • Иероглифы – это фигурный графический знак, обозначающий целое слово или понятие, а также отдельный слог или звук речи.
  • Папирус – это изготовлявшийся в древности писчий материал из стеблей растения папирус.
  • Свиток – это длинный лист писчего материала, сматываемый для хранения в рулон.
  • Астрономия – это наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.
  • Солнечные и водяные часы – это прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.
Школы в Древнем Египте Ребята, вот вы уже пятый год ходите в школу.Современная школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 17 лет. Как вы думаете, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе.

Школы в Древнем Египте

Ребята, вот вы уже пятый год ходите в школу.Современная школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей?

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах?

В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 17 лет.

Как вы думаете, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе.

Школа в Древнем Египте

Школа в Древнем Египте

Письменность Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

Письменность

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

Иероглифов было больше – 750. Многие слова изображались рисунками. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”. В египетском письме не было гласных букв. Почему было так сложно учиться в египетской школе?

Иероглифов было больше – 750.

Многие слова изображались рисунками.

Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”.

В египетском письме не было гласных букв.

Почему было так сложно учиться в египетской школе?

Очень долго никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты.  И только в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.  Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи?

Очень долго никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты.

И только в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита. 

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи?

Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона. Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? . Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца . Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово?

Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона.

Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? . Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца .

Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово?

Что необходимо для письма? Основным материалом для письма служил папирус. Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки. До наших дней дошло много свитков с записями, один из них достигает длины 40 метров.

Что необходимо для письма?

  • Основным материалом для письма служил папирус.
  • Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки. До наших дней дошло много свитков с записями, один из них достигает длины 40 метров.
Математические знания

Математические знания

Математические знания Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? На каком предмете вы сейчас учитесь считать? Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте. Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос?   Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев. Давайте начертим египетскую линейку. Задания : - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях);  свой учебник (в ладонях);  ручку (в пальцах) .

Математические знания

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма?

На каком предмете вы сейчас учитесь считать?

Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте. Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос?

  •   Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев. Давайте начертим египетскую линейку.
  • Задания : - измерьте длину и ширину своей парты
  • (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях);
  • ручку (в пальцах) .
Основы астрономии. Измерение времени. Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели.

Основы астрономии. Измерение времени.

  • Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели.
Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год: 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис и Хора – важнейших египетских богов. Эти дни, а также дни других религиозных праздников, считались выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, так же был выходным. Кроме того, существовали дни благоприятные и неблагоприятные. Например, в некоторые дни запрещалось убивать быков. В другие дни нельзя было начинать постройку дома, купаться и вообще приближаться к Нилу.

Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год: 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис и Хора – важнейших египетских богов. Эти дни, а также дни других религиозных праздников, считались выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, так же был выходным. Кроме того, существовали дни благоприятные и неблагоприятные. Например, в некоторые дни запрещалось убивать быков. В другие дни нельзя было начинать постройку дома, купаться и вообще приближаться к Нилу.

Вклад египтян в мировую культуру Давайте подведем итог: какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор?

Вклад египтян в мировую культуру

  • Давайте подведем итог: какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!