Письменный отчет об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психолого-педагогического развития воспитанников.
Как известно за последние годы увеличилось количество детей, уровень развития которых отличается от нормативного. Это требует от воспитателя необходимого уровня знаний детской психики и особенности организации образовательного процесса с ними, поэтому важное место в образовательном процессе занимают: создание условий для благоприятного психологического развития детей, их психическое здоровье, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Цель моей педагогической деятельности – создание социально – психологических условий для развития и воспитания детей.
Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой и решаю следующие задачи:
создание специальных социально – психологических условий для динамических изменений психологического развития детей, уровень развития которых отличается от нормативного;
систематическое отслеживание динамики его психологического развития в процессе усвоения программы.
Для достижения этого я провожу следующую работу:
согласовываю действия с медицинской сестрой и другими специалистами ДОУ, совместно с ними планирую и организую целенаправленную интеграцию
создаю портфолио ребенка (это прежде всего копилка личных достижений малыша в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.)
разрабатываю рекомендации родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
провожу диагностику
коррекционную работу
развивающую работу
провожу фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии.
подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.
составляю индивидуальный образовательный маршрут для детей, имеющих проблемы в освоении программного материала и в общении со сверстниками, либо для одаренных воспитанников.
Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития.
Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка — это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
Для этого провожу совместно с родителями и педагогическими работниками исследования гиперактивного поведения некоторых воспитанников группы, в которой работаю. Особую роль в этой работе отвожу ежедневному контакту с родителями таких детей. Родители ошибочно считают, что чрезмерно избаловали своего ребенка, выполняя все его капризы и требования. А теперь не могут с ним справиться, пытаются наказывать его, ограничивая его запросы. На самом же деле такое поведение не является результатом дурного характера, невоспитанности или упрямства.
Это скорее всего специфическая особенность психики, обусловленная не только физиологическими, но и психосоциальными факторами.
Поэтому совместно с родителями стараюсь выдвигать одинаковые требования к таким детям для того, чтобы и в садике, и дома была у нас одна позиция.
Большинство родителей относится с пониманием к этим задачам и помогают мне контактировать с гиперактивными детьми. Организуя коррекционную работу с гиперактивными детьми, стараюсь сделать акцент на таких умениях ребёнка: концентрация внимание; контроль за своими достижениями; доведения, начатого до конца; умение контролировать свои эмоции.
С этими детьми провожу занятия в игровой форме, потому что иначе они не хотят или не могут воспринимать то, что от них требуется. Например, провожу дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры и т. д.
Из собственного опыта знаю, что от таких детей нельзя требовать полного подчинения и контроля, это лишь снизит их работоспособность и потеряется интерес к начатому делу.
Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как никакие другие требуют со стороны взрослых участия и терпения.
Эта работа должна быть последовательной, кропотливой. Только вместе ДОУ и семья могут помочь этим детям адаптироваться и быть успешными.
Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без лишних потерь войти в школьную жизнь.
Воспитатель МБДОУ д/с№32____________ Алиева А.Д.
Заведующая МБДОУ д/с№32____________ Гайдарова Э.Т.