СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЁТ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учителя географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЁТ об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учителя географии»

ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЁТ

об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

учителя географии

Современная школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Серьезную помощь в достижении поставленных целей сыграет использование в процессе обучения географии сочетания на моих уроках элементов основных педагогических технологий:

1.Информационно-коммуникационные ;

2.Модульные ;

3.Проектная и игровая деятельность.

4.Критического мышления;.

5.Здоровьесберегающие

1.Информационно-коммуникационные технологии

Сами по себе информационные технологии в образовании являются предметом изучения информатики. Для других предметов информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.

Другими словами, при изучении географии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. При этом в процессе преподавания географии в школе использую следующие формы работы:

  • лекции с мультимедийным сопровождением;

  • создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;

  • организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании;

  • поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;

  • тренинги навыков с использованием компьютеров;

  • контроль обученности средствами интерактивного тестирования.

Многие географические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление.установить причинно-следственные связи Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. СНИТ в образовании позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину географического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

К наиболее эффективным формам представления материала по географии, следует отнести мультимедийные презентации.

Я провожу уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – один компьютер на учительском столе и демонстрационный экран. Я использую обучающие программы для 5 -11 классов «Уроки географии»Кирила и Мефодия,иногда использую на своих уроках презентации с портала «Уроки географии-«Учительский портал»-Сообщество учителей предметников при изучении тем:

  • Движение Земли,5 класс

  • Координаты точек,6 класс

  • Климат Евразии,7 класс

  • Тектоническое строение и рельеф России,8 класс

  • Характеристика Урала,9 класс

  • Дальний Восток,9 класс

  • Население Земли,10 класс

  • Канада и Австралия,11 класс

На экран при работе проецируются определения, схемы, таблицы. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактическом, но и в ассоциативном виде в память учащих.

По окончании изучения темы с целью активизации мыслительной деятельности и закрепления полученных знаний используется папка «Тесты» по данной теме: учащиеся по очереди (2 – 3 человека) отвечают на вопросы.

Я применю информационные компьютерные технологии также на разных этапах урока. Так, видеофрагменты о строении Вселенной и её тел учащиеся 5-х классов просматривают во время изучения нового материала или при актуализации знаний на уроках обобщения. Тестовые задания целесообразно использовать при закреплении полученных знаний в конце урока или на уроке обобщения и закрепления материала. Но на уроках географии в 5 классах тестовые задания выполняются учащимися не индивидуально, а группами или путём фронтального опроса.

Кроме того, на уроках географии приветствуются доклады с представлением презентаций. И учащиеся с удовольствием выполняют такую работу. Например «Озеро Байкал» 8 класс, Арктика, Антарктида, Северный Ледовитый Океан,7 класс,Экологические проблемы России ,8класс,Уникальные природные Объекты Краснодарского края,5 класс

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии, не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

– повышает мотивацию учащихся к учению;

– активизирует познавательную деятельность;

– развивает мышление и творческие способности;

– формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках географии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.


2.Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Проектная работа выполняется учащимся с большой степенью самостоятельности. Степень эта зависит от возраста и подготовки ребёнка. Учитель помогает осуществить выбор темы исследования, сформулировать цель и задачи работы, часто определяет этапы выполнения проекта.

Проектные технологии применяются в основном как внеурочная деятельность, только результат которой можно продемонстрировать другим учащимся в форме выступления на уроке или конференции.

Проектные технологии сейчас также используются в моей педагогической деятельности. Под моим руководством осуществляется разработка проектов «Настоящее-сквозь призму прошлого»Экскурсионный маршрут по наследиюбарона Штейнгеля (7 класс), «Оценка экологического состояния Лебяжьего пруда и использование на экскурсии Водные объекты» (6 класс), «Проблемы и перспективы Черного моря»» (8 класс), «Езиды-малый народ в большой семье России» (8 класс), «Глобальное потепление на примере Северного Ледовитого океана» (10 класс), «Земля Санникова-остров призрак» (8 класс), «Вода-бесценный дар природы» (11 класс)

Результаты выполненных проектных работ были представлены на школьных конференциях в период месяца естественных наук (апрель – май 2012-2015 г.),в конкурсах по географии,научных практических конференциях «Эврика».


3.Игровые технологии

Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.

Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения, но также показывают высокие результаты в старших классах.

В 5 классе я провожу игры на уроках, посвящённых изучению природных зон и животного мира материков: учащиеся с удовольствием «расселяют» фотографии животных по родным местам. В 6 классе при изучении географических координат целесообразно использовать игру «Служба спасения», в которой даются координаты терпящих бедствие людей, по которым нужно их найти, определить возможную причину катастрофы описать меры спасения. При изучении гидросферы в том же классе эффективна игра «Путешествие капельки воды», в которой описывается путешествие по «самым-самым» водным объектам Земли, причём объекты эти нужно нанести на контурную карту.

В 7 классе на уроках географии, например, провожу «Путешествие в глубины океана» при изучении растительного и животного мира вод: учащиеся «наблюдают» за сменой органического мира (планктон, бентос, нектон), физических и химических характеристик морской воды.

Игру «Путешествие по карте» для закрепления знаний географической номенклатуры можно проводить в любом классе.


4.Здоровьесберегающие технологии

Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся детей. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем детей.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки в повседневной жизни.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.

Для того,чтобы избежать этого в организации и проведении урока я применяю:

  • Частые смены одной деятельности другой;

  • Активные методы (ученики в роли учителя,обучение действием,обсуждение в группах,ролевая игра,дискуссия,семинар);

  • Наличие в содержательной части урока вопросов,связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок,шуток,улыбок,афоризмов

  • Интерактивные,в том числе и игровые технологии

  • Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке

На уроках слежу за правильностью осанки учеников, ввожу систему разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.


Таким образом использование новых технологий на уроках и внеурочной деятельности формирует творческую активностьучащихся,умение самостоятельно добывать знания через творчество.Повышается качество и прочность полученных ребятами знаний.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!