СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"План для поддержки семей военнослужащих"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

План психологической поддержки сейчас остается, очень актуальным.Работа базируется на 5-шаговой модели. Реализуется программа только по запросу семей, как в групповом, так и в индивидуальном порядке..

Просмотр содержимого документа
«"План для поддержки семей военнослужащих"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальная школа № 78









ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ




Составитель: Педагог – психолог

Герцен К.П.







Новокузнецк,2022г.

Психологическое сопровождение семей военнослужащих.

В современной жизни многих стран, в том числе и России, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, и члены их семей занимают особое место в группе лиц с повышенным риском развития нервно-психических нарушений. Это подтверждается частотой развития психогенных расстройств и большим процентом их хронизации.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) наблюдается у лиц, переживших ситуации, несшие в себе угрозу жизни, тяжелого физического увечья или психической целостности субъекта, или ставших свидетелями событий, повлекших за собой смерть или тяжелое физическое увечье, или узнавших о скоропостижной (насильственной) смерти или ее угрозе по отношению к кому-то из близких.

Не менее травматичным является и ожидание сына, мужа, брата с войны, особенно когда от него нет вестей. Ситуация, в которой оказались родственники и близкие военнослужащих, погибших при выполнении боевых заданий, осложняется тем, что как целевая группа они практически не учитываются при разработке психотерапевтических программ, а между тем выраженность нервно-психических расстройств требует оказания квалифицированной помощи.

Психику пациентов с ПТСР можно условно сравнить с пружиной, взведенной и готовой к действию. В этом случае есть три возможных разрешения ситуации:
первый – действие пружины на первый попавшийся случайный объект (немотивированная агрессия в отношении случайных людей, очень часто в отношении родных и близких);
второй – действие пружины в противоположном направлении, т.е. на самого участника боевых действий (нарушение сна, депрессия, апатия, чувство вины, аутические реакции, злоупотребление алкоголем и наркотиками);
третий – пружина может просто лопнуть (расстройства психотического уровня).

Поэтому сейчас создаются программы поддержки семей военнослужащих. Психотерапевтическая помощь оказывается семьям военнослужащих, погибшим во время боевых действий, а также семьям, чьи родственники служат.

 Работа базируется на 5-шаговой модели позитивной психотерапии. Использование данной модели позволяет педагогу – психологу видеть динамику развития, быть активным участником тренинга (образцом подражания для других членов группы) и в то же время находиться в метапозиции по отношению к группе.

Созданная программа реализуется только по запросу семей. Как в групповом, так и в индивидуальном плане.

Стадия

Задачи

Метод использования

Ожидаемый результат

1.

Стадия дистанцирования/наблюдения.

создание атмосферы доверия и доброжелательности.

Тренинги, игры – упражнения.

("снежный ком", "поменяйтесь местами", "ток", "ассоциации"),

снизить уровень напряжения, проявить творческие способности. Используя шутки, юмористические истории, анекдоты, также можно через смех способствовать созданию атмосферы доброжелательности.

2

Стадия инвентаризации

Диагностика, каждого участника.

диагностические упражнения ("место под солнцем", "мышеловка", "социальный атом") и экспериментально-психологические методики.

Снятие высокого уровня тревоги, направленной на будущее; ведущий мотив – бегство от сложившейся ситуации.

3

Стадия ситуативного ободрения

концентрация на поощрении позитивных изменений у участников

используются поведенческие техники изменения сложившейся ситуации, позволяющие апробировать и закрепить новые ролевые модели и поведенческие стратегии. Могут использоваться такие упражнения, как "комплименты", "волшебный магазин"

релаксация и активное направленное воображение

4

Стадия вербализации

развитие способности к самостоятельному осознаванию своих проблем, их возможных причин и механизмов самопомощи, участник поощряется в роли психотерапевта для своей семьи

Используются обсуждения в малых группах (тройках, пятерках, а также индивидуально) социодрама, ролевые игры.

Участники группы учатся конструктивно разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения, убеждать в своей правоте и в то же время уметь идти на компромисс

5

Стадия расширения целей

Проверяем произошедшие изменения, намечаются новые жизненные цели, ставятся новые задачи. Психолог ставит перед участниками тренинга вопросы, затрагивающие экзистенциальную проблематику: в чем заключается смысл жизни, есть ли жизнь после смерти 

Используются упражнения: "я через 5 лет", "моя семья через 10 лет", "мое будущее", "ожидания", ролевые игры. Психолог стимулирует участников к поиску ответа на вопросы: "Кто я?", "В чем смысл моей жизни?", а также к построению новых жизненных планов, основывающихся на полученных ответах.

 в ходе упражнений люди моделируют свое возможное будущее, "примеряют его на себя", оценивают его с различных точек зрения. Принимают на себя ответственность за собственную жизнь.



Завершается работа с участниками психологического тренинга подведением итогов, оценкой эффективности прошедшей работы. Участники тренинга оказывают словесную и невербальную поддержку друг другу. Применяются упражнения: "я сегодня понял(а) …", "чемодан", "веночек пожеланий". Участники заполняют анкеты обратной связи.

На всех пяти стадиях психологического тренинга используются техники релаксации. Эти техники повышают концентрацию внимания участников тренинга. Релаксация помогает снять напряжение, уменьшает чувство тревоги и депрессию, аффективную загруженность. Кроме этого, участие в занятиях по релаксации дисциплинирует участников тренинга, развивается "чувство локтя" в группе, устанавливались доверительные взаимоотношения. При индивидуальном подходе, предполагается, что человек ощутит спокойствие. На стадии "расширения целей" участники посредством релаксации развивают творческое мышление, обучаются находить новые, нестереотипные выходы из проблемных ситуаций.





Литература:

1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991; 96 с.
2. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001; 272 с.
3. Никишова М. Б. Психопатология затяжных реакций тяжелой утраты. Журн. неврол. и психиатр. 2000; 10: 24–9.
4. Пеев И. Възможности за приложение на психотерапевтични методи в подготовката на съвременната армия – проблеми и перспективи. Варна: Военно Издательство, 2003; 391 с.
5. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. СПб.: ПитерКом, 1995; 415 с.
6. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. М.: Медицина, 1996; 436 с.
7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия: Пер. с англ. М.: Независимая фирма "Класс", 1999; 576 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!