План дополнительных (индивидуальных) занятий
для слабоуспевающих и неуспевающих учащихся по химии в 8 классе
с обучением навыкам самостоятельной работы.
Пояснительная записка
В современном обществе все большее значение приобретает умение учиться, формирующееся еще в детстве. Одной из главных проблем, которую приходится решать при преподавании химии - это работа со слабоуспевающими учащимися. Перед началом работы по программе учителю необходимио выявить отставание ученика по химии по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
2. Несформированность учебных навыков.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
4. Отсутствие познавательного интереса.
5. Несформированность произвольной сферы.
6. Конфликтные отношения
7. Низкий познавательный интерес
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
9. Низкая работоспособность
При работе с неуспевающими школьниками учитель изыскивает виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны. Чтобы сформировать глубокий, устойчивый интерес к предмету необходимо развивать любознательность. Огромную роль в достижении этого успеха играет подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход, воображение, фантазию, мечту. Развитие заинтересованности – это постепенный переход от работы по образцам (воспроизведение) к более сложной, требующей применения умений и навыков пользования словарями, справочниками и наконец, к самостоятельному творчеству, требующему проявления воображения. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения;
прогулы.
Актуальность проблемы
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения. Слабоуспевающий ученик не может освоить программу по предмету, отстает от сверстников, не воспринимает учебный материал. Всё это не способствует его личностному становлению и развитию. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти и те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет 10-15%.
Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими всех служб образовательного учреждения. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя
Цели и задачи программы
Цели:
1) Выполнение Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
2. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
3. Вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности
4. Ликвидация пробелов у учащихся в обучении химии.
Список слабоуспевающих обучающихся 7 класса на 2023-2024 учебный год
Класс | Ф.И.О. учащихся | Причины слабой успеваемости | Пути решения |
8 | Магомедов Шафи | Слабый уровень знаний за 7 класс, систематическое невыполнение домашних заданий, рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей. | Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями. |
Комплексные меры в помощь неуспевающему ученику на различных этапах урока химии в 8 классе
Этап урока | Вид помощи |
1. Контроль за подготовленностью | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
2. Изложение нового материала | Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
3. Самостоятельная работа | Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих, более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправление. |
4.Физкультминутки | Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой. ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!!! |
5. Домашнее задание | Проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки. |
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися 8 класса
Мероприятия | Срок |
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необх. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебн. года. |
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебн. года. |
Ожидаемый результат
Освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по химии.
Пробуждение интереса к учению, любознательности.
Формирование учебной мотивации.
Десять правил работы с неуспевающими школьниками:
1.Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
2.Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
3.Не торопите его, научитесь ждать.
4.Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
5.Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
6.Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
7.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
8.Обобщение – главная составляющая любой методики.
9.Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
10.Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
Таблица тематического распределения количества часов. 8 класс.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Атомы химических элементов | 5 |
3 | Простые вещества | 4 |
4 | Соединения химических элементов | 6 |
5 | Изменения, происходящие с веществами | 5 |
6 | Практикум № 1 «Простейшие операции с веществом» | 2 |
7 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 9 |
8 | Практикум № 2 «Свойства растворов электролитов». | 1 |
| Всего: | 34 |
Учебный маршрут
1. Введение
Темы для изучения | что делает |
ученик | учитель |
1. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. | Конспект в тетради | Составляет дифференцированные задания, вопросы к параграфу. |
2. Химическая символика. Химические формулы. | Составляет карточки первых 20 хим. элементов | Опрос по параграфу. Алгоритм составления формул |
3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Относительная атомная и молекулярная массы. | Работа по алгоритму с ПС. Решение задач по алгоритму | Алгоритм составления электронных формул и схем. Алгоритм- Относительная атомная и молекулярная массы |
4. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества. | Решение задач по алгоритму | Алгоритм расчёта массовой доли хим. эл. по формуле вещества. |
2. Атомы химических элементов
Темы для изучения | что делает |
УЧЕНИК | УЧИТЕЛЬ |
1. Основные сведения о строении атома. | Конспект по параграфу | Составление вопросов по теме. |
2.-3 Строения электронных уровней атомов химических элементов малых периодов | Конспект по энергетическим уровням работа с ПСХЭ | Подготовка заданий по заполнению энергетических уровней |
4-5. Понятие об ионной связи, схемы ее образов. | Конспект по теме | Карточки с заданиями |
6-7 Ковалентная неполярная химическая связь. | Конспект по теме | Карточки с заданиями |
8 Электроотрицательность. Полярная ковалентная связь | Конспект по теме | Карточки с заданиями |
9. Взаимодействие атомов металлов между собой. Понятие о металлич. связи. | Конспект по теме | Дифференцированные задания для контроля |
3. Простые вещества
Темы для изучения | что делает |
ученик | учитель |
.1. Положение металлов и неметаллов в периодической системе. | Конспект в тетрадь. | Презентация, коллекция металлов |
2. Молекулы простых веществ. Относительная молекулярная масса. | Нахождение относит. молекулярной массы по алгоритму. | Составление алгоритма - Относительная молекулярная масса. |
3. Способность атомов хим. эл-в к образованию нескольких простых веществ – аллотропия | Конспект параграфа | Задания по карточкам, вопросы к параграфу. |
4. Число Авогадро. Количество вещества. Молярный объем газообразных веществ. | Решение задач по алгоритму | Составление алгоритма по теме |
5. Контрольная | Решение задач по пройден. материалу | Карточки – инструкции к контр. работе. |
4. Соединения химических элементов
Темы для изучения | что делает |
ученик | учитель |
1. Степень окисления. Составление формул бинарных соединений. | Конспект в тетрадь. Работа с таблицей. | Презентация, составление таблицы |
2-3. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды. Составление их формул. | Конспект в тетрадь. Работа по алгоритму | Составление алгоритма действий по составлению формул бинарных соединений. |
4-5. Основания, их состав и названия. | Конспект в тетрадь. Работа с табл | Презентация по теме |
6-7 Кислоты, их состав и названия. | Конспект в тетрадь. Работа с таблицей. | Презентация по теме |
8-9 Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. | Конспект в тетрадь. Работа с таблицей. | Презентация по теме |
10 Аморфные и кристаллические вещества. | Подготовить сообщение по теме | Вопросы к теме. |
11 Закон постоянства состава веществ. | Решение задач по алгоритму | Алгоритм по теме |
12 Чистые вещества и смеси, их состав и свойства. | Решение задач по алгоритму | Алгоритм по теме |
13 Массовая и объемные доли компонентов смеси. | Решение задач по алгоритму | Алгоритм по теме |
14. Контрольная | Решение задач по пройден. материал | Карточки – инструкции к контр. работе. |
5. Изменения, происходящие с веществами
Темы для изучения | что делает |
ученик | учитель |
1. Признаки и условия протекания химических реакций. | Конспект в тетрадь. Работа с таблицей. | Презентация, составление таблицы |
2. Закон сохранения массы веществ. Хим. уравн.. | Решение задач по алгоритму | Алгоритм по теме |
3.Вычисление по химическим уравнениям. | Решение задач по алгоритму | Алгоритм по теме |
4-5 Реакции разложения. Скорость химической реакции. Катализаторы. | Конспект определений в тетрадь. Заполнение таблицы по теме | Составление таблицы по реакциям разложения |
6-7 Реакции соединения. Обратимые и необратимые реакции. | Конспект определений в тетрадь. Заполнение таблицы по теме | Составление таблицы по реакциям соединения |
8-9 Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов. | Конспект определений в тетрадь. Заполнение таблицы | Составление таблицы по реакциям замещения |
10-11 Реакции обмена, условия протекания их до конца. Реакции нейтрализации. | Конспект определений в тетрадь. Заполнение таблицы по теме | Составление таблицы по реакциям обмена |
12. Контрольная | Выполнение заданий по алгоритмам | Составление заданий- карточек с алгоритмами |
Раздел № 6. Практикум
6.«Простейшие операции с веществом»
Темы для изучения | что делает |
УЧЕНИК | УЧИТЕЛЬ |
1. П.р. № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. (ТБ) | Выполняет лабораторную по инструкции | Подготавливает инструкцию к лабораторной работе |
2. П.р. № 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание. (ТБ) | Выполняет лабораторную по инструкции | Подготавливает инструкцию к лабораторной работе |
3. П.р.№ 3. Анализ почвы и воды. (ТБ) | Выполняет лаборат. по инструкции | Подготавливает инструкцию к лабораторной работе |
4. П.р.№ 4: Признаки химических реакций. (ТБ) | Выполняет лабораторную по инструкции | Подготавливает инструкцию к лабораторной работе |
5. П.р.№ 5. Приготовления раствора и определение массовой доли его в растворе. | Выполняет лабораторную по инструкции | Подготавливает инструкцию к лабораторной работе |
7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Темы для изучения | что делает |
ученик | учитель |
1. Растворимость. | Конспект в тетрадь. Сообщение по теме | Презентация, работа по карточкам. |
2. Основные положения теории электролит. диссоциации. | Конспект в тетрадь. | Алгоритм напис. уравн-й диссоциации вещ-в |
3. Ионные уравнения реакций | Записывает уравнения в полном и сокращенном ионном виде | Составление алгоритма записи уравнений в ионном виде |
4.-5 Кислоты, их классификация | Конспект в тетрадь. Сообщение по теме | Презентация, работа по карточкам. |
6-7. Основания, их классификация. | Конспект в тетрадь. Сообщение по теме | Презентация, работа по карточкам. |
8-9. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. | Конспект в тетрадь. Сообщение по теме | Презентация, работа по карточкам. |
10-11 Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойства. | Конспект в тетрадь. Сообщение по теме | Презентация, работа по карточкам. |
12-13 Генетические ряды металла и неметалла. | Работа со схемами | Составление схем. |
14-15 Окислительно-восстановительные реакции | Работа со схемами | Составление схем. |
16-17 Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. | Работа по алгоритму | Составление схем. |
18 К/ работа №4 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | Выполнение дифференцированных заданий по теме. | Составление заданий – карточек. |
8. Практикум № 2 «Свойства растворов электролитов».
Темы для изучения | что делает |
ученик | учитель |
1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | Выполнение лабораторной по инструкции | Подготавливает инструкцию к лабораторной работе |
Заключение
В результате работы по данной программе слабоуспевающие учащиеся овладевают минимальным уровнем сформированности знаний, умений и навыков, что гарантирует возможность дальнейшего успешного обучения; у учащихся повышается уровень мотивации к учению. Самостоятельная работа является основной формой организации коррекционно-развивающих занятий, поэтому у большинства слабоуспевающих учащихся развиваются навыки самостоятельного труда. И главным достижением можно считать то, что ученики получают возможность поверить в свои силы, зная, что у них всегда есть возможность устранить пробелы в знаниях и исправить свои оценки.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.