СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство обучающихся с буквой А. Дидактические упражнения, в которых обучающийся должен выбрать карточку с буквой А.

Просмотр содержимого документа
«План индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.»

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ


Первое полугодие


«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах. Аудиальные и визуальные упражнения с предметами, игрушками и картинками типа «Внимательно рассмотри...», «Слушай и показывай...», «Называй, а я показываю» (учитель показывает — учащийся называет или выбирает картинку с изоб­ражением того или иного объекта).

Рассматривание совместно с учащимися картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображе­ния игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года. Разыгрывание вместе с учащимися содержа­ния картин и картинок, используя персонажи пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядные объ­емные и плоскостные модели.

Работа с пиктограммами из серии «Школьные предметы». Пиктограммы «тетрадь», «карандаш», «пенал», «краски», «счи­тать», «писать», «рисовать».

Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм: предметные и игровые действия по показу пиктограмм из рабо чих тетрадей «Я — ребенок», «Ребенок и мир животных», «Ребе­нок в школе», «Ребенок и его дом».

«Аудиальное чтение». Совместное с учащимся слушание аудиокассет и побуждение их к узнаванию разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звуча­ния музыкальных инструментов и узнавание их: металлофон, треугольник, балалайка, детское пианино и др. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением и возможное называние его.

Развитие аудиального восприятия учащихся в музыкально-дидактических играх с музыкальными игрушками (металлофон, треугольник, детское пианино, барабан, бубен, гармошка, бала­лайка и др.).

В играх и игровых упражнениях развитие слухового вос­приятия учащихся, их умений различать неречевые звуки и соот­носить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. Упражнения на формирование слухового внимания и реакций учащихся на звуковой и речевой сигнал. Воспитание у учащихся в различных образовательных ситуациях умения вслушиваться в речь, различать тихую и громкую, медленную и быструю речь.

Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске. Совместное с учащимися слушание сказок, записанных на пластинки, аудио­кассеты, CD-диски и др.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у уча­щихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обу­чение учащихся договариванию при прослушивании стихов (со­пряжено), а затем и самостоятельному рассказыванию их (ис­пользуются все доступные средства общения).

Разыгрывание совместно с учащимися ситуаций по сказкам, коротким рассказам, стихотворениям с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо. Привлечение учащихся к отображению действий по прочитанно­му учителем тексту.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, СПОСОБНЫХ УСВОИТЬ ТАКОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ).

Знакомство учащихся с буквой А (буквы вырезаны по конту­ру — размер 10 и 5 см).

«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение глас­ных А, О, У на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточку с буквой А среди картинок (размер картинок 10 и 5 см).


Второе полугодие


«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах. Работа с пиктограммами по рабочей тетради «Ребенок в школе». Аудиальные и визуальные упражнения с использова­нием картинок школьных принадлежностей и действий с ними типа «Слушай и показывай на картинке» и т. п.

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стихи и показывай картинку» (изображено каждое действие к построч­ному тексту, выбор одной картинки из двух).

Аудиальные и двигательные упражнения со стихотворным текстом типа «Слушай и выполняй движения».

Знакомство с пиктограммами «портфель», «читать», «учить», «смотреть».

Узнавание учениками школьных предметов, игрушки-животного (целостное восприятие) по отдельным деталям.

Совместное с учащимися рассматривание картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изобра­жения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогу­лок в разное время года и др. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плос­костных моделей.

Упражнения в выборе нужной пиктограммы из ряда других:

учитель показывает ученикам несколько пиктограмм (например, «карандаш», «пенал», «тетрадь», «портфель»), учащиеся должны узнать и показать ту, которую назвал учитель.

Создание игровых ситуаций, в которых ученику необходимо выбрать две одинаковые пиктограммы среди ряда других (например, «тетрадь» — «книга» — «карандаш» — «книга»).

Упражнения в выборе детских книг с иллюстрациями (с по­мощью учителя) о школе, об уроках в школе, о безопасном пове­дении и т. п.

Упражнения в выборе информационных, предупреждающих и запрещающих знаков: «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пеше­ходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Больни­ца», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» «Медицин­ский кабинет». «Чтение» сигналов светофора. Занятия с рабочей тетрадью по правилам дорожного движения .

Совместное с учащимися разыгрывание с помощью персона­жей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей содержания картин из серии «Мы играем».

«Аудиальное чтение». Игры и игровые упражнения на раз­витие слуховой двигательной памяти и закрепление связи дей­ствий и движений с глаголами (называет учитель).

Слушание совместно с учащимися аудиокниг: звучащие кни­ги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске, пластинках и т. п. Чтение учителем сказок, песенок, стихов (без показа иллю­страций) с последующим проведением игр, в которых учащиеся узнают и называют (показывают, изображают) персонажей этих произведений.

Разыгрывание с малыми группами учащихся театрализован­ных игр (режиссерских и игр-драматизаций) с использованием вербальных и невербальных средств общения. (Учитель прини­мает участие в играх, исполняя роль ведущего, режиссера и одно­го из персонажей.) Разыгрывание перед учащимися и совместно с ними сказочных ситуаций с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо. Привлечение Учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, СПОСОБНЫХ УСВОИТЬ ТАКОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ).

Знакомство учащихся с буквой О (буквы вырезаны по конту­ру — размер 10 и 5 см).

«Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение глас­ных А, О, У на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

Дидактические упражнения на выбор букв А, О среди кар­тинок (размер картинок 10 и 5 см).

Упражнения в соотнесении артикуляции: учитель произно­сит звук четко артикулируя его, а учащийся выбирает букву (сна­чала даются буквы размером 10 см, затем 5 см, далее двух разме­ров).

Работа с карточками, на которых напечатаны слова стол, стул (буквы размером 10 и 5 см).

Упражнения в соотнесении предмета, картинки, пиктограм­мы и карточки со словом.


ГРАФИКА И ПИСЬМО


Первое полугодие


Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упраж­нения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструк­ции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). Тренировочные упражнения на согласование движения и дыхания (на вдохе и выдохе). Упражнения на разви­тие двигательной подражательности.

Упражнения на развитие умения учащегося узнавать предме­ты тактильно и на основе зрительного восприятия.

Упражнения на развитие общей и ручной моторики, на фор­мирование праксиса позы (кинестетический фактор) (по образцу и словесной инструкции учителя).

Упражнения на совершенствование общей и ручной мотори­ки, развитие динамической организации движений (кинетической фактор) при последовательном их выполнении. (Интеграция с ло­гопедическими занятиями.)

Упражнения для кистей рук по образцу и словесной инструк­ции учителя: сжать и разжать кулаки, встряхнуть и помахать ки­стями, постепенно увеличивая амплитуду движений в суставах. Совершенствование взаимодействия в работе зрительного, слу­хового и тактильного анализаторов.

Игры с пальчиками. Закрепление навыков самомассажа рук с использованием различных массажеров, как специальных (мячи, валики, кольца), так и импровизированных (шишки, каштаны, орехи). Стимулирование интереса учащихся к природным мате­риалам и приемам самомассажа с помощью круп и плодов (рис, горох, фасоль), насыпанных в емкости.

«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешни­ми трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штри­ховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.

Упражнения на формирование представлений учащихся о со­отношении формы предмета с эталоном. Вместе с учащимися выбор в окружающем пространстве предметов круглой и квад­ратной формы, зарисовывание их и называние эталонной формы: круглый, квадратный (называет учитель).

Обучение учащихся совместным с учителем и самостоятель­ным обследовательским действиям перед рисованием. (Учитель показывает учащимся образцы таких действий, стимулируя же­лание учащихся проводить обследование объектов в определен­ной последовательности.)

Обучение рисованию округлых форм (овощи, фрукты) на од­ном листе, предлагая для основы бумажные листы в форме та­релки, подноса и т. п.: «Яблоки на тарелке», «Овощи на подносе», «Помидоры в банке».

Обучение учащихся рассматриванию узоров на посуде, на декоративных досках в процессе воспитания у них элементарного чувства композиции. Совместное с учащимися рисование узоров в полоске, в квадрате, в круге, в овале. Беседы с учащимися о красоте узоров и стимуляция их к диалогу о выполненных ими рисунках, используя для этого вербальные и невербальные средства общения.

Совместная с учащимися лепка из пластилина приемами за­щипывания, оттягивания.

Рисование восковыми мелками. Соотнесение изображения с картинкой при выборе «такого же» из нескольких картинок.

Рисование красками приемами примакивания и касания кон­чиком кисти, составление узоров из точек и мазков на полоске по образцу, данному учителем.

Жестово-образные игры. Игры на сохранение равновесия, управление своим шагом, сохранение движения и покоя, прово­димые на игровой дорожке («Запрыгни — спрыгни», «Змейка», «По ступенькам», «Прыжки с бруска», «Ходьба с препятствия­ми»), на коврике со следочками («Гуси», «Кошечки», «На носоч­ках — на коленках», «Необычная прогулка», «Пальчики прикле­ились — пальчики отклеились», «Цапля», «Циркачи»), на напольной дорожке «Гусеница» («Всей ногой наступи и по гусе­нице пройди», «Зайчики и гусеница», «Цыпочки»), на сенсорной дорожке («Гуси», «Мы проснулись», «Слушай и делай», «Цап­ля»), с игровым набором «Набрось колечко» («Брось колечко», «Добеги до стойки и надень колечко», «Раз колечко, два колеч­ко», «Слушай и бросай (по цвету)»).

Игры-пантомимы, этюды: «Земля в разное время года», «Птичьи разговоры», «Разное настроение», «Сделаем удивленное лицо», «Солнечные зайчики», «Старенькая бабушка» и др.

Ритмические упражнения. Игровые упражнения на прока­тывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предме­тами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяет­ся исходя из особенностей моторного развития учащихся). Бро­сание мяча учителю. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Упражнения выполняются с ритмическим сопровождением: хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен и т. п.

«Письмо» вертикальных и горизонтальных прямых и извили­стых линий: пальцем на манке или песке, фломастерами, марке­рами, карандашами, ручкой на листе бумаги под ритмические удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

«Письменные упражнения». «Письмо» вертикальных и го­ризонтальных прямых и извилистых линий по точкам и пункти­рам фломастерами, маркерами, карандашами, ручкой на листе бумаги.

Знакомство с линейкой. Рисование («письмо») линий по ли­нейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке (с помощью учителя).

Обрисовывание ладоней учащихся и создание композиций. Ладонь ученика прикладывается к бумаге (песку, манке, прицельной доске) — обводится пальцем по контуру — обрисовыва­ется карандашом (мелом, кистью, палочкой). Упражнение повто­ряется несколько раз, разное расположение ладоней позволяет создавать композиции из их изображений. Упражнение выполня­ется вместе с учителем, который в речевой форме комментирует все действия.


Второе полугодие


Упражнения для развития тонкой моторики рук. См. со­держание одноименного раздела в первом полугодии.

«Рисуночное письмо». Рисование по внешним и внутренним трафаретам с последующей штриховкой, раскрашиванием изо­бражения.

Подводящие упражнения к изготовлению поделок из пласти­лина и природного материала: с игрушками (пластмассовыми, деревянными, глиняными) такого размера, чтобы ученик мог об­хватить их кистью руки. Совместное с учащимися создание леп­ных деталей, дополняющих природный материал. Например, для туловища ежа берут сосновую шишку, нос и яблоко на спинке лепят из пластилина; улитку лепят из пластилина, на ее спинку помещают ракушку и т. д. Побуждение учащихся к самостоя­тельным действиям, при необходимости оказывая помощь. Сов­местное с учащимися обыгрывание лепных игрушек в режиссер­ских играх (С. Маршак «Тихая сказка», дразнилка «Лидка-улитка» (народн.), И. Смолевский «Улитка» и др.).

Вместе с учащимися выбор поделок для выставки. (Интегра­ция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Мои игрушки».)

Знакомство учащихся с техникой лепки посуды из целого куска пластилина ленточным способом. Обучение учащихся в совместной деятельности приемам сглаживания поверхности лепного изделия, придания ему устойчивости. Знакомство уча­щихся с приемами работы со стекой.

Обучение учащихся наклеиванию деталей для аппликации. Обучение работе с кистью и клеем (исходя из индивидуальных особенностей учащихся). Использование готовых деталей для со­здания образа с помощью аппликации. Обучение учащихся приемам предварительного рассматривания, ощупывания предметов игрушек, образы которых затем используются в аппликации.

Знакомство учащихся с возможным пространственным рас­положением элементов предметной аппликации на листе, позво­ляющим в дальнейшем дополнять ее другими деталями (напри­мер, рисунками), чтобы получился сюжетный рисунок-аппликация (по темам сказок, рассказов, стихотворений).

Обучение учащихся составлению узоров из готовых элемен­тов в квадрате, в круге, в полоске с чередованием по схеме АБАБ, ААББААББ, ААБААБ («Мамины бусы», «Елочные украшения: бусы на елке, елочная гирлянда из флажков разной формы»).

Упражнения для развития графомоторных навыков учащих­ся: рисование на больших листах бумаги фломастерами, кистями, карандашами прямых и извилистых линий, дополняя затем рису­нок так, чтобы получился сюжет, например, «По извилистой до­рожке катится мяч», «Прямая улица с домами».

Совместное с учащимися (или с частичной помощью им) ри­сование объектов угловатой формы, используя при этом предва­рительные обводящие движения как вспомогательное средство для создания изображения («Окна в доме», «Праздничная гир­лянда из флажков квадратной и треугольной формы», «Цветные кубики в коробке»). Рисование объектов, сочетающих округлую и угловатую формы (тележка, автобус и др.).

Жестово-образные игры. Игры-импровизации, в которых учащиеся вместе с учителем выполняют действия по текстам ко­ротких сказок, рассказов и стихов, отражающих тематику здоро­вья и здорового образа жизни, безопасного поведения, вежливого отношения людей друг к другу, труд людей и т. п.

Ритмические упражнения. Развитие у учащихся чувства ритма в практических упражнениях на повторность и чередова­ние (точек, мазков, кружков, крестиков, волнистых линий одной или разными красками). Для этого действия учащихся (например, рисование на бумаге, на песке, на манке) сопровождаются звуча­нием музыкальных инструментов, хлопками или словами учите­ля. Обучение учащихся начинать и заканчивать движение руки во время «письма» линий в соответствии со звучанием музыки.

«Рисование» пальцем по контурному изображению (солнце, дорожки) под специально подобранную музыку. Темп музыкаль­ного сопровождения должен соответствовать темпу работы уче ника. По мере овладения движениями пальца увеличивается и темп музыки. Упражнение выполняется сначала вместе с учите­лем, а затем самостоятельно, но при обязательном словесном комментировании учителя.

Музыкально-ритмичные движения в соответствии с двух­частной формой пьесы (характер движений изменяется в зависи­мости от звучания музыки).

Развитие у учащихся общей моторики и чувства ритма в упражнениях, выполняемых под музыку: ритмические приседа­ния, подпрыгивание на двух ногах, прямой галоп, подскоки на месте с поворотом вправо и влево.

«Письменные упражнения». «Письмо» прямых и извили­стых линий фломастерами, различными маркерами, карандаша­ми, ручкой на листе бумаги и в тетради. «Письмо» горизонталь­ных и вертикальных линий по точкам, нанесенным учителем на странице тетради в клетку и в линию.

«Письмо» линий по пунктирам на грифельной доске мелом. Рисование («письмо») линий по линейке карандашом, ручкой. Разлиновывание листа по линейке с помощью учителя и самосто­ятельно.

«Письмо» по трафаретам букв А, О (размер буквы — 10 см) (задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей учеников).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!