СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы варианта 2, нацеленной на образование детей   с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учётом их индивидуальных образовательных потребностей;
  • учебного плана школы;
  • АООП вариант 2 для 7 класса.м
  • Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Искусство
  • Физическая культура
  • Коррекционно-развивающие занятия
  • Коррекционные курсы
  •  

                               м

    Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика
  • Математика
  • Окружающий ми
  •  
  • Искусство
  • Физическая культура
  • Коррекционно-развивающие занятия
  • Коррекционные курсы

Просмотр содержимого документа
«План индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.»



СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ














Ульяновск 2019 год



















Структура СИПР.




  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

3.1.Расписание индивидуальных занятий.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с законными представителями обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложения.





























2.1. Приоритетные образовательные и коррекционные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.

3. Окружающий природный мир.

4.Человек.

5.Домоводство

6.Окружающий социальный мир.

7. Музыка и движение.

8.Изобразительная деятельность.

9.Адаптивная физкультура.

10.Профильный труд.

11.Коррекционно-развивающие занятия.

12.Сенсорное развитие.

13. Предметно-практические действия.

14.Двигательное развитие.

15. Альтернативная коммуникация.


3. Индивидуальный план обучения на 2018-2019 у.г.


Образовательные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

В год

«Язык и речевая практика»

«Речь и альтернативная коммуникация»

2

68

«Математика»

Математические представления


2

68

«Окружающий мир»

Окружающий природный мир


2

68

Человек



1

34

Домоводство


Окружающий социальный мир


5

170

2

68

«Искусство»

Музыка и движение


2


68

Изобразительная деятельность

3

102

«Технологии»

Адаптивная физкультура

2

68

«Физическая культура»

Профильный труд

2

68


Коррекционно-развивающие занятия

2

68

Итого:

25

850

Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

2

68

Предметно-практическая занятия

2

68

Двигательное развитие

1

34

Альтернативная коммуникация

1

34

Итого:


6

204

Всего:

31

1054



4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.


Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учётом их индивидуальных образовательных потребностей;

  • учебного плана школы;

  • АООП вариант 2 для 7 класса.

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Искусство

  • Физическая культура

  • Коррекционно-развивающие занятия

  • Коррекционные курсы


Обоснование выбора данной программы


Обучающийся–ребёнок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной


программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.


Основные цели и задачи коррекционного обучения:


1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;

  • упражнения с картинками;

  • «письменные» упражнения;


Виды деятельности обучающегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами;


Сроки освоения образовательной программы: 1 год.


4.2. Базовые учебные действия.

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Формирование учебного поведения:

          • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          • Использование по назначению учебных материалов;

          • Умение выполнять действия по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

          • В течение определенного периода времени;

          • Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;

          • С заданными качественными параметрами.


4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание часто употребляемых слов, обозначающих объекты окружающей действительности и слов-действий.

  • Стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.

  1. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, рече-подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;


Математические представления.

  • Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.

  • Развитие умения различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Развитие представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, о составе числа в доступных ребенку пределах, счет.

  • Развитие умения пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Развитие умения пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.

  • Развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Развитие умения соотносить действие с временем и промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности.

Окружающий природный мир.

1)Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы.

  • Развитие представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

  • Развитие представлений о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  • Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Развитие интереса к объектам живой природы.

  • Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные»-«вредные», «дикие»-«домашние» и др.).

  • Формирование практического опыта общения с представителями животного мира. Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со способами ухода за ними.

Человек.

  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Развитие представлений о собственном теле.

  • Умение осознавать и выражать своё настроение и интересы доступным способом.

  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях любыми доступными средствами коммуникации.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возраст, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Развитие умения определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Развитие умения соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).


Окружающий социальный мир.

  • Формирование типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;

  • знание предметов, мебели, школьных принадлежностей и приучение к правильному их использованию;

  • изменение поведения, как реакция на изменение интонации и громкости голоса учителя;

  • развитие ориентации в своей группе


Музыка и движение



Слушание.

  • Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.

  • Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.

  • Слушание (различение) веселой и грустной музыки.

Движение под музыку.

  • Хлопки в ладоши под музыку.

  • Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.


  • Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики».

Игра на музыкальных инструментах.

  • Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.

  • Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.

  • Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструментах.


Адаптивная физкультура

  • формирование умения выполнять упражнения по подражанию, совместно со взрослым;

  • Выполнение движения с помощью взрослого;

  • формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.


Коррекционно-развивающие занятия.


  • выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;

  • использовать предметно-практическую деятельность (рисова­ние);

рисовать контурные линии, штрихи, пя­тна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, с помощью учителя;

  • развитие стремления подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности).

  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Изобразительная деятельность.


  • фиксировать взгляд на предмете для его изучения по просьбе учителя;

брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его сс помощью учителя;

  • повторять движения руками и кистями (сжимание, разжимание и др.) с помощью учителя;

  • наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.) с помощью учителя;

  • адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);

рисовать пальчиками (используя пальчиковую краску);

  • стремление к самостоятельности в доступной творческой деятельности;

  • выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.) под контролем и с помощью учителя;

  • совершать простейшие движения с пластилином (сминать, размазывать и др.) под контролем учителя.

  • Развитие стремления к взаимодействию с взрослым во время совместной творческой деятельности.



Домоводство.

  • Знакомство с явлениями социальной жизни (быт, человек и его деятельность)

  • Формирование представлений о ведении домашнего хозяйства, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.

  • Формирование умения обслуживать себя

  • Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности

  • Формирование умения следить за своим внешним видом

Привлечение внимания обучающихся к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.).

  • Прививать обучающемуся с глубоким и сложным дефектом навыки самообслуживания-научить принимать пищу.

  • Примерный перечень игр «Подберем куклам одежду» Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли. Ход игры: Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. Также в процессе этой игры используются дидактические кубики "одежда

  • Формирование логической последовательности определённых действий

Профильный труд

  • Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности.

  • Получение элементарных сведений о труде в жизни человека.

  • Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

  • Формирование интереса к разнообразным видам труда.

  • Формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении.

  • Обучение элементарным практическим приемам.

  • Развитие обще-трудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя.

  • Жизненные компетенции: обучающийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.


Сенсорное развитие.

  • Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.

  • Развитие пространственно-временных ориентировок.

  • Развитие слухо-голосовых координаций.

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.

  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.

  • Развитие точности и целенаправленности движений и действий.

Предметно-практические действия.

  • Развитие произвольных целенаправленных действий.

  • Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.

  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.

  • Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.

  • Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.

  • Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.

  • Развитие зрительного и слухового внимания.


Двигательное развитие


  • мотивация двигательной активности;

  • поддержка и развитие имеющихся движений;

  • расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

  • освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);

  • формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

  • обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.



Альтернативная коммуникация

  • Освоение доступных средств невербальной коммуникации:

взгляд, мимика, жест, предмет.

  • освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.



5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель-олигофренопедагог, педагог-психолог, учитель физической культуры.

6.Программа сотрудничества с законными представителями обучающегося.

Программа сотрудничества с законными представителями направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

  • обеспечение единства требований к обучающемуся;

  • обеспечение участия опекуна в разработке и реализации СИПР;

  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

Мероприятия:


1.Индивидуальные консультации со специалистом.

2.Договор о сотрудничестве (образовании) между официальным представителем и школой.

3.Привлечение официальных представителей к участию в разработке СИПР в интересах ребенка.


4.Посещение уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем, специалистами и администрацией школы.

5.Ежедневное консультирование официальных представителей по возникающим у них вопросам, связанных с обучением их ребёнка в школе.

6.Веде6ние при необходимости дневника наблюдений за обучающимся с ежедневными краткими записями.

7.Информирование электронными средствами.

8.Личные встречи, беседы.

9.Просмотр и обсуждение видео (фото) записей с ребенком.

10.Проведение открытых уроков/занятий.

11.Привлечение официальных представителей к планированию воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.

12.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях


7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.


Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы,

  • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),

  • электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).

  • Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:


    • предметов различной формы, величины, цвета,

    • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и.д.р.

  • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области

«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие доступные объекты, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации).По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.

Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.

«Окружающий природный мир» Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит детям (в частности, не передвигающимся самостоятельно детям) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях, предоставляющих услуги населению.

  1. «Домоводство» дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.

  2. Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электро-вафельница), ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.

Для учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки -животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.

Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи- массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, наборы, аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.\

Освоение предметной области Двигательное развитие подразумевает, развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом, выполнение движений пальцами рук: сгибание и разгибание пальцев, сгибание пальцев в кулак, разгибание с помощью учителя. На уроках необходимо иметь:

1.Гимнастические палочки;

2.Малые мячи колючие для самомассажа;

3.Воздушный шарик;

4.Массажёр для головы с вибро-режимом;

5.Валики для нижних конечностей;

6.Гимнастические жгуты;

7.Мяч средний для подвижных игр;

Освоение предметной области Физическая культура» предмет Адаптивная физкультура подразумевает развитие координационных способностей, развитие гибкости, ловкости, двигательные умения и навыки. Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр, дидактический материал: изображения (картинки, фото, альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Искусство» предмет ИЗО Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

Коррекционно-развивающие занятия, Альтернативная коммуникация подразумевает формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

  • Демонстрационные карточки "Человек"

  • Демонстрационные карточки "Семья"

  • Демонстрационные карточки "Осень"

  • Демонстрационные карточки "Овощи"

  • Демонстрационные карточки "Фрукты"

  • Демонстрационные карточки "Одежда

  • Демонстрационные карточки "Игрушки"

  • Демонстрационные карточки "Посуда"

  • Демонстрационные карточки "Домашние животные"

  • Демонстрационные карточки "Дикие животные "

  • Демонстрационные карточки "Новогодний праздник"

  • Демонстрационные карточки "Зима"

  • Демонстрационные карточки "Транспорт"

  • Демонстрационные карточки "Мебель"

  • Демонстрационные карточки "Весна"

  • Демонстрационные карточки "Деревья"

  • Демонстрационные карточки "Профессии"

  • Демонстрационные карточки "Птицы"

  • Демонстрационные карточки "Цветы"

  • Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

  • Мозаика крупная и мелкая

  • Пирамидки

  • Шнуровки

  • Конструкторы деревянные и пластмассовые

  • Куклы.

  • Наборы муляжей овощей и фруктов

  • Наборы для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница»

  • Рабочие тетради «Я-говорю» упражнения с пиктограммами:

  • «Я-ребёнок»

  • «Ребёнок в семье»

  • «Ребёнок в школе»

  • «Ребёнок и мир животных»

  • «Ребёнок и мир растений»

  • «Ребёнок и его игрушки»

  • «Ребёнок и явления природы»

  • Игрушки дидактические и сюжетные

  • Магнитная доска

  • Наборы для рисования (фломастеры, бумага, краски)

  • Трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных букв

  • Графические средства для альтернативной коммуникации:

  • таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами

  • Наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения

  • Сюжетные картинки различной тематики для развития речи

  • Книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;

  • Настольно-печатные игры

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Условные обозначения

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты:

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.



Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».

Сентябрь 2019 год









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!