СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Ульяновск 2019 год
Структура СИПР.
Общие сведения о ребёнке.
Психолого-педагогическая характеристика.
Индивидуальный учебный план.
3.1.Расписание индивидуальных занятий.
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Базовые учебные действия.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с законными представителями обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложения.
2.1. Приоритетные образовательные и коррекционные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.
3. Окружающий природный мир.
4.Человек.
5.Домоводство
6.Окружающий социальный мир.
7. Музыка и движение.
8.Изобразительная деятельность.
9.Адаптивная физкультура.
10.Профильный труд.
11.Коррекционно-развивающие занятия.
12.Сенсорное развитие.
13. Предметно-практические действия.
14.Двигательное развитие.
15. Альтернативная коммуникация.
3. Индивидуальный план обучения на 2018-2019 у.г.
Образовательные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | В год |
«Язык и речевая практика» | «Речь и альтернативная коммуникация» | 2 | 68 |
«Математика» | Математические представления | 2 | 68 |
«Окружающий мир» | Окружающий природный мир | 2 | 68 |
Человек | 1 | 34 |
Домоводство Окружающий социальный мир | 5 | 170 |
2 | 68 |
«Искусство» | Музыка и движение | 2 | 68 |
Изобразительная деятельность | 3 | 102 |
«Технологии» | Адаптивная физкультура | 2 | 68 |
«Физическая культура» | Профильный труд | 2 | 68 |
| Коррекционно-развивающие занятия | 2 | 68 |
Итого: | 25 | 850 |
Коррекционные курсы |
Сенсорное развитие | 2 | 68 |
Предметно-практическая занятия | 2 | 68 |
Двигательное развитие | 1 | 34 |
Альтернативная коммуникация | 1 | 34 |
Итого: | 6 | 204 |
Всего: | 31 | 1054 |
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:
ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учётом их индивидуальных образовательных потребностей;
учебного плана школы;
АООП вариант 2 для 7 класса.
Программа включает следующие разделы:
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся–ребёнок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной
программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками;
«письменные» упражнения;
Виды деятельности обучающегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами;
Сроки освоения образовательной программы: 1 год.
4.2. Базовые учебные действия.
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
В течение определенного периода времени;
Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;
С заданными качественными параметрами.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Понимание часто употребляемых слов, обозначающих объекты окружающей действительности и слов-действий.
Стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, рече-подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
Математические представления.
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.
Развитие умения различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Развитие представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, о составе числа в доступных ребенку пределах, счет.
Развитие умения пересчитывать предметы в доступных пределах.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие умения пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины.
Развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Развитие умения соотносить действие с временем и промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности.
Окружающий природный мир.
1)Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы.
Развитие представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
Развитие представлений о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Развитие интереса к объектам живой природы.
Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные»-«вредные», «дикие»-«домашние» и др.).
Формирование практического опыта общения с представителями животного мира. Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со способами ухода за ними.
Человек.
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Развитие представлений о собственном теле.
Умение осознавать и выражать своё настроение и интересы доступным способом.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возраст, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Развитие умения определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Развитие умения соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Окружающий социальный мир.
Формирование типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;
знание предметов, мебели, школьных принадлежностей и приучение к правильному их использованию;
изменение поведения, как реакция на изменение интонации и громкости голоса учителя;
развитие ориентации в своей группе
Музыка и движение
Слушание.
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Движение под музыку.
Хлопки в ладоши под музыку.
Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.
Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструментах.
Адаптивная физкультура
формирование умения выполнять упражнения по подражанию, совместно со взрослым;
Выполнение движения с помощью взрослого;
формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.
Коррекционно-развивающие занятия.
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;
использовать предметно-практическую деятельность (рисование);
рисовать контурные линии, штрихи, пятна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, с помощью учителя;
развитие стремления подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности).
Развитие зрительного и слухового внимания.
Изобразительная деятельность.
брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его сс помощью учителя;
повторять движения руками и кистями (сжимание, разжимание и др.) с помощью учителя;
наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.) с помощью учителя;
адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;
идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);
рисовать пальчиками (используя пальчиковую краску);
стремление к самостоятельности в доступной творческой деятельности;
выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.) под контролем и с помощью учителя;
совершать простейшие движения с пластилином (сминать, размазывать и др.) под контролем учителя.
Развитие стремления к взаимодействию с взрослым во время совместной творческой деятельности.
Домоводство.
Знакомство с явлениями социальной жизни (быт, человек и его деятельность)
Формирование представлений о ведении домашнего хозяйства, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними.
Формирование умения обслуживать себя
Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности
Формирование умения следить за своим внешним видом
Привлечение внимания обучающихся к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.).
Прививать обучающемуся с глубоким и сложным дефектом навыки самообслуживания-научить принимать пищу.
Примерный перечень игр «Подберем куклам одежду» Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, Оборудование: две куклы — кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для Мити и для Кати: рубашка, брюки, свитер, кеды; платье, кофта, юбка, туфли. Ход игры: Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Мити и для девочки Кати. Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой — Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Если ребенок самостоятельно не справляется, взрослый помогает ему совместными действиями. Игра проводится в последующих вариантах со сменой кукол и одежды и помогает закрепить выбор одежды для мальчиков и девочек. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. Также в процессе этой игры используются дидактические кубики "одежда
Формирование логической последовательности определённых действий
Профильный труд
Развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности.
Получение элементарных сведений о труде в жизни человека.
Формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.
Формирование интереса к разнообразным видам труда.
Формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении.
Обучение элементарным практическим приемам.
Развитие обще-трудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою работу с помощью учителя.
Жизненные компетенции: обучающийся овладевает умением наблюдать за собственными действиями в процессе совместного выполнения работы («рука в руке»), демонстрирует готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь взрослого, разрешает дотрагиваться до своих рук, принимает поглаживание по голове, выполняет с взрослым совместные действия, откликается на свое имя, узнает себя в зеркале.
Сенсорное развитие.
Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве.
Развитие пространственно-временных ориентировок.
Развитие слухо-голосовых координаций.
Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии.
Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации.
Развитие точности и целенаправленности движений и действий.
Предметно-практические действия.
Развитие произвольных целенаправленных действий.
Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности.
Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.
Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции.
Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.
Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие зрительного и слухового внимания.
Двигательное развитие
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Альтернативная коммуникация
взгляд, мимика, жест, предмет.
освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель-олигофренопедагог, педагог-психолог, учитель физической культуры.
6.Программа сотрудничества с законными представителями обучающегося.
Программа сотрудничества с законными представителями направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
обеспечение единства требований к обучающемуся;
обеспечение участия опекуна в разработке и реализации СИПР;
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
Мероприятия:
1.Индивидуальные консультации со специалистом.
2.Договор о сотрудничестве (образовании) между официальным представителем и школой.
3.Привлечение официальных представителей к участию в разработке СИПР в интересах ребенка.
4.Посещение уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем, специалистами и администрацией школы.
5.Ежедневное консультирование официальных представителей по возникающим у них вопросам, связанных с обучением их ребёнка в школе.
6.Веде6ние при необходимости дневника наблюдений за обучающимся с ежедневными краткими записями.
7.Информирование электронными средствами.
8.Личные встречи, беседы.
9.Просмотр и обсуждение видео (фото) записей с ребенком.
10.Проведение открытых уроков/занятий.
11.Привлечение официальных представителей к планированию воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.
12.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы,
графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
предметов различной формы, величины, цвета,
изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и.д.р.
оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие доступные объекты, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков) тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации).По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.
Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.
«Окружающий природный мир» Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование. Оборудованное (по возможности с подъемником) транспортное средство позволит детям (в частности, не передвигающимся самостоятельно детям) выезжать в город для участия в занятиях в местах общего доступа горожан и в организациях, предоставляющих услуги населению.
«Домоводство» дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, комбайн, утюг, фен, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь, электро-вафельница), ковролиновая, грифельная и магнитная доски, уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли), тачки, лейки и др.
Для учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки -животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.
Коррекционно-развивающие занятия, Сенсорное развитие, Предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи- массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, наборы, аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.\
Освоение предметной области Двигательное развитие подразумевает, развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом, выполнение движений пальцами рук: сгибание и разгибание пальцев, сгибание пальцев в кулак, разгибание с помощью учителя. На уроках необходимо иметь:
1.Гимнастические палочки;
2.Малые мячи колючие для самомассажа;
3.Воздушный шарик;
4.Массажёр для головы с вибро-режимом;
5.Валики для нижних конечностей;
6.Гимнастические жгуты;
7.Мяч средний для подвижных игр;
Освоение предметной области Физическая культура» предмет Адаптивная физкультура подразумевает развитие координационных способностей, развитие гибкости, ловкости, двигательные умения и навыки. Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр, дидактический материал: изображения (картинки, фото, альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Искусство» предмет ИЗО Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
Коррекционно-развивающие занятия, Альтернативная коммуникация подразумевает формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Демонстрационные карточки "Семья"
Демонстрационные карточки "Осень"
Демонстрационные карточки "Овощи"
Демонстрационные карточки "Фрукты"
Демонстрационные карточки "Одежда
Демонстрационные карточки "Игрушки"
Демонстрационные карточки "Посуда"
Демонстрационные карточки "Домашние животные"
Демонстрационные карточки "Дикие животные "
Демонстрационные карточки "Новогодний праздник"
Демонстрационные карточки "Зима"
Демонстрационные карточки "Транспорт"
Демонстрационные карточки "Мебель"
Демонстрационные карточки "Весна"
Демонстрационные карточки "Деревья"
Демонстрационные карточки "Профессии"
Демонстрационные карточки "Птицы"
Демонстрационные карточки "Цветы"
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
Мозаика крупная и мелкая
Пирамидки
Шнуровки
Конструкторы деревянные и пластмассовые
Куклы.
Наборы муляжей овощей и фруктов
Наборы для сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница»
Рабочие тетради «Я-говорю» упражнения с пиктограммами:
«Я-ребёнок»
«Ребёнок в семье»
«Ребёнок в школе»
«Ребёнок и мир животных»
«Ребёнок и мир растений»
«Ребёнок и его игрушки»
«Ребёнок и явления природы»
Игрушки дидактические и сюжетные
Магнитная доска
Наборы для рисования (фломастеры, бумага, краски)
Трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных букв
Графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами
Наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения
Сюжетные картинки различной тематики для развития речи
Книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор В. Сутеев) и др.;
Настольно-печатные игры
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты:
Бальная система оценки:
0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балла - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 баллов – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно)
«не узнает объект».
Сентябрь 2019 год