Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 460.
для детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет.
Софиенко Светлана Ивановна.
(рекомендовано для детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет).
№ п/п | Формы и виды работы | Сроки выполнения | Ответственный |
1. | Развитие общей моторики. | 1 период | Учитель-дефектолог, воспитатель, инструктор-физкультуры |
1.1. | Развивать праксис позы при имитации отдельных движений взрослого. | | |
1.2. | Нормализовать состояние тонуса мелких мышц. | | |
1.3. | Интерес к изобразительной деятельности. | | |
1.4. | Совершенствовать хватательное движение, учить захвату. | | |
1.5. | Развивать точность движений рук, глазомер, согласованность, зрительную координацию. | | |
1.6. | Учить правильному захвату карандаша. | | |
1.7. | Учить захвату щепотью. | | |
1.8. | Учить продевать гибкий шнурок в отверстие, застегивать, расстёгивать. | | |
1.9. | Учить изображать точки заданной яркости располагать вертикальные и горизонтальные линии, линии в разных направлениях. | | |
1.10. | Учить выполнять действия с предметами ориентируясь на словесную инструкцию. | | |
1.11. | Учить изображать ломаные, волнистые и дугообразные линии, закрашивать. | | |
2. | Сенсорное воспитание. | 1, 2 период | Учитель-дефектолог, воспитатель, руководитель ИЗО |
2.1. | Стимулировать ориентировочную активность, привлекая внимание к предметам и явлениям. | | |
2.2. | Совершенствовать навык фиксации взгляда на объекте, сосредоточения. | | |
2.3. | Развивать способность узнавать предметы обиходы и игрушки по инструкции взрослого., и показу, выделяя в ряду разнородных. | | |
2.4. | Развивать зрительное внимание и зрительную память. | | |
2.5. | Вырабатывать навык идентификации объекта на основе целостного восприятии без анализа, признаков и свойств. | | |
2.6. | Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке. | | |
2.7. | Учить различать два объекта по недифференцированному признаку величины (большой - маленький). | | |
2.8. | Развивать внимание и память, учить прослеживать за движением и перемещением по отношению к другим объектам. | | |
2.9. | Развивать способность к целостному восприятию объектов. | | |
2.10 | Развивать пространственные ориентировки. | | |
2.11. | Учить выполнять инструкцию «Дай такую же», побуждая к практическому примериванию, сличению. | | |
2.12 | Учить воспринимать предметы, дифференцировать «один - много». | | |
2.13 | Учить собирать разрезные картинки. | | |
2.14 | Совершенствовать ориентировку в пространстве. | | |
2.15 | Развивать оптико-пространственные функции. | | |
2.16 | Совершенствование восприятие формы в играх на подбор геометрических тел и плоскостных фигур сложной конфигурации. | | |
2.17 | Упражнять в восприятии формы в играх с дидактикой. | | |
2.18 | Развивать пространственный гнозис в конструировании по подражанию, образцу, словесной инструкции. | | |
2.19 | Формировать пространственные ориентировки в координации. | | |
3. | Развитие слуховых функций. | 1, 2 период | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор-физкультуры, музыкальный руководитель |
3.1. | Развивать слуховое сосредоточение с использованием звучащих детских и музыкальных игрушек. | | |
3.2. | Развивать слуховое внимание и память. | | |
3.3. | Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звуков, учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражание. | | |
3.4. | Развивать умение узнавать и различать неречевые звучания в ряду из 3-4 сигналов. | | |
3.5. | Узнавать и различать гласные звуки. | | |
3.6. | Учить воспринимать и воспроизводить интерактивный ритм. | | |
3.7. | Учить с закрытыми глазами определять местонахождение источника звука. | | |
3.8. | Учить вслушиваться в интонацию взрослого, реагировать на громкость звука. | | |
4. | Формирование предметной деятельности. | 1, 2, 3 период | Учитель-дефектолог, воспитатель |
4.1. | Развивать сомато-сенсорный гнозис в играх на локализацию прикосновений. | | |
4.2. | Развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов. | | |
4.3. | Обучать орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированные значения. | | |
4.4. | Учить выполнять соотносящие действия. с вкладышами, пирамидкой, ориентировка в величине. | | |
4.5. | Учить совмещать фигуру с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, упражнять в согласовании движений обеих рук. | | |
4.6. | Учить орудийным действиям с использованием вспомогательных средств или орудий в проблемных ситуациях. | | |
4.7. | Развивать тактильный гнозис, учить ощупывать предмет, обводить пальцем его контур. | | |
4.8. | Развивать стереогноз, упражнять в узнавании предметов на ощупь, разных по величине. | | |
4.9. | Совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: - учить узнавать по отводящему движению руки и показывать их; - учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе предлагаемые фигуры; - развивать конструктивный праксис: воспроизведение построек по подражанию и образцу. | | |
4.10 | Совершенствовать тактильный гнозис, учить различать температурные свойства. | | |
4.11 | Учить практическому различению на ощупь особенностей фактуры. | | |
4.12 | Закреплять навыки конструирования. | | |
4.13 | Совершенствовать соотносящие и орудийные действия в играх с предметами. | | |
4.14 | Обучать предметно-ролевым действиям. | | |
5. | Формирование коммуникативных навыков. | 1, 2, 3 период | Учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед |
5.1. | Установить эмоциональный контакт, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, выполнять простую инструкцию | | |
5.2. | Создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызывать положительные отношения к пребыванию в детском саду. | | |
5.3. | Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого. | | |
5.4. | Учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого. | | |
5.5. | Формировать у детей образ собственного « Я». | | |
5.6. | Вызывать у детей совместные эмоциональные переживания в играх, забавах. | | |
5.7. | Учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми. | | |
5.8. | Закреплять желание и готовность к совместной со взрослыми деятельности. | | |
5.9. | Учить подражать выразительными движениями в мимике. | | |
5.10 | Понимать жесты и выразительные движения. | | |
5.11. | Учить совместной со взрослыми деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту . | | |
5.12 | Учить имитировать артикуляционные движения. | | |
5.13 | Расширять диапазон совместной со взрослыми деятельности в играх с элементами сюжета. | | |
5.14 | Использовать элементы драматизма в играх. | | |
5.15 | Развивать артикуляционный праксис. | | |
5.16. | Объединять действия в играх: - процессуальных; - сюжетных; - драматизациях. | | |
5.17 | Учить обращаться к другу по имени, здороваться, проявлять сочувствие, симпатию. | | |
6. | Развитие речи. | 1, 2, 3 период | Учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед |
6.1. | Учить понимать и соотносить слово с предметом. | | |
6.2. | Учить понимать элементарные однословные инструкции. | | |
6.3. | Учить вслушиваться в речь взрослого. | | |
6.4. | Учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки. | | |
7. | Лексика. | 1, 2, 3 период | Учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед |
7.1. | Совершенствовать навыки звукоподражания. | | |
7.2. | Обогащать импрессивную и экспрессивную речь. | | |
7.3. | Учить понимать и выполнять инструкции. | | |
7.4. | Учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа. | | |
7.5. | Закреплять умение выполнять простые инструкции. | | |
8. | Синтаксис. | 2, 3 период | Учитель-дефектолог, воспитатель, учитель-логопед |
8.1. | Понимать и воспроизводить: - двусоставное нераспространённое предложение; - распространенное предложение; - двусоставное распространённое предложение. | | |
8.2. | Понимать двухсловные сочетания с прилагательными | | |
8.3. | Учить диалогу, употребляя существительное в дательном падеже. | | |
8.4. | Учить воспроизводить предложение структуры субъект-предикат-объект. | | |
8.5. | Учить понимать и воспроизводить указания, обозначающие пространственное расположение. | | |
1. Борякова Н.Ю «Ступеньки развития» Москва 2000 г.
2. Ульенкова У.В. «Дети с З.П.Р» Н.Новгород. 1994 г.
3. Рычкова Л.С. «Основы дефектологии» Челябинск 2001 г.