План интегрированного урока русской литературы, музыки и изобразительного искусства по теме «Времена года»
с использованием ИКТ в 6 д классе
Тема: «Времена года»
Тип урока: интегрированный
Форма: урок внеклассного чтения
Цель:
- Научить учащихся эмоциональному, образному восприятию окружающей действительности, умению излагать свои чувства в устной и письменной речи, а также в форме стихотворения и рисунка.
Задачи:
- Научить умению воспринимать музыкальные произведения и соотносить их с образцами литературы и изобразительного искусства;
- Закрепить навыки выразительного чтения;
- Воспитать интерес и любовь к родной природе.
Эпиграф:
«А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями».
К. Ушинский.
Оформление:
Выставка книг, презентации с фотографиями времен года, пейзажи известных русских художников, музыкальное оформление – «Времена года» П.И.Чайковского.
ТСО:
Компьютер, проектор, авторский диск с использованием авторских материалов, медиа-диски «Великие люди России», «Большая детская энциклопедия»
Ход урока:
Организационный момент: приветствие, объявление темы, цели и задач урока.
Работа с эпиграфом.
Стихи по временам года русских поэтов.
Работа с творческим проектом. Презентация книги.
Интеграция с музыкой.
Интеграция с изобразительным искусством.
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Приветствие: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я попрошу вас, как воспитанных и вежливых учеников, поприветствовать их. Садитесь.
Объявление темы, цели и задач урока: Мы начинаем наш интегрированный урок русской литературы, музыки и изобразительного искусства на тему «Времена года». На нашем уроке мы сегодня познакомимся с музыкальными, художественными и литературными произведениями, вынесем на суд первые свои творения.
II. Работа с эпиграфом.
А эпиграфом к нашему уроку является высказывание великого педагога Константина Ушинского.
Чтение эпиграфа, высказывания великого русского педагога К. Ушинского: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями».
Ушинский и сегодня учит нас любить и понимать поэзию не только умом, но и сердцем. Вы согласны? Очень верно указал великий русский педагог, что любое время года по-своему воспитывает нас воспринимать изменения природы, находить в каждом сезоне свои особенности, красоты и прелести.
Вступительное слово учителя:
А с такими изменениями в природе мы сталкиваемся всю жизнь: это и роскошная зима, и прекрасная весна, и веселое лето, и золотая осень. И в каждом мы видим картины родной природы в их неизменной, но всегда новой смене времен года. И каждый видит и воспринимает картины природы по-своему.
III. Времена года: (звучит музыка).
Также и у наших великих русских поэтов есть свои любимые времена года. Я предлагаю Вам вместе с ними путешествие по временам года. Я вам зачитаю отрывки из знакомых Вам стихотворений, а вы попытайтесь назвать автора и название стихотворения.
Зима: Мороз и солнце день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Весна: Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит зиму вон, -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»
Лето: Ярко светит солнце,
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют,
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука, -
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
И.З.Суриков «Ярко светит солнце…»
Осень: Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
М.Ю.Лермонтов «Осень»
Учитель: Молодцы, я вижу, что вы очень хорошо усвоили пройденный материал. На предыдущих уроках вы сами себя тоже пробовали в роли поэтов. Но я знаю, что вы и сами не отстаете от этих стихотворцев и у вас получились замечательные стихотворения. Давайте, теперь познакомимся с вашими творениями.
IV. Работа с творческим проектом. Презентация книги.
Ученик: В этой книге мы решили собрать наши первые стихотворения о временах года. Нам очень близки наши работы… Это наши первые поэтические опыты, хотя из нас, может, и не выйдут в будущем поэты и писатели, но знание литературы и искусства, любовь к поэзии безусловно помогут нам во взрослой жизни. Представляем вашему вниманию наши первые пробы пера. Мое стихотворение посвящено лету.
(под музыку П. И. Чайковского «Времена года» ребята читают свои стихи из сборника.)
Лия Бурнашева «Лето»
Константинов Айсен «Весна»
Попова Туйаара «Осень»
Степанов Степа «Зима»
Павлов Айысхан «Весна»
Алексеев Арылхан «Лето»
Ученик: С помощью наших стихотворений мы хотели передать, насколько мы любим природу нашей родной Якутии: это и яркая красота светлого летнего дня, радостное чувство, связанное с наступлением весенних теплых дней, легкая и задумчивая грусть осеннего дня и суровое таинство зимнего леса.
V. Интеграция с музыкой
Учитель: Вы заметили, что наши ребята очень напевно и мелодично читали свои стихотворения, что они созвучны по звучанию и ритму с музыкой. На многие стихотворения положены мелодии, и они превратились в чудесные песни и романсы. Я хочу пригласить учителя музыки Щербакову Ирину Юрьевну, чтобы она рассказала нам об этом.
Учитель: Когда вы слушали этот романс, что вы видели перед собой? Каким представили в вашем воображении эту золотую осень? Ассоциации с каким цветом вызвало это стихотворение? Ведь каждый сезон природы имеет свой цвет, свои краски, свою богатую палитру.
VI. Интеграция с изобразительным искусством
Давайте теперь посмотрим, как великие русские художники с помощью своей волшебной кисти изображали на своих бессмертных полотнах времена года. (презентация). Обратите внимание на экран. Предоставляем слово учителю изобразительного искусства Рожину Прасковью Ксенофонтовну.
VII. Подведение итогов урока
Природа открывает свои тайны тому, кто внимательно, чутко и бережно относится к ней, кто зорко всматривается и пытливо вслушивается.
Таким образом, сегодня мы на уроке поняли, что времена года как явления природы были в центре внимания у поэтов, художников, музыкантов. Каждый находил в любимом времени года что-то замечательное, яркое, трогающее душу и хотел передать свои чувства через свои творения.
Вопросы:
Что особенно вам понравилось на этом уроке?
Понравилось ли вам сочинять стихи про времена года?
Хотелось бы вам сочинить музыку про времена года?
Какая бы получилась у вас музыка: веселая, грустная, печальная?
Оценки
Сегодня на нашем уроке очень активно поработали…
Очень выразительно прочитали свои стихотворения…
Украсили наш урок своим звонким голосом…
Вывод:
Стихи о природе учат быть внимательными к родной природе, любить ее и бережно относиться к ней. На слова школьницы Марии Ларионовой, на музыку нашей учительницы Ирины Юрьевны давайте, все вместе исполним песню «Полюби всем сердцем».
Древние мудрецы говорили: «Ход времени нельзя остановить»… А ведь действительно, время не остановишь. Но всё же мы сегодня на уроке убедились, что можно сохранить любимое время, мгновение в стихах, в картинах и фотографиях и, конечно, в своем сердце.
На этом наш урок окончен, всем спасибо за активное участие!
Урок подготовила и провела: Ефремова Надежда Афанасьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17
при участии учителя музыки Щербаковой Ирины Юрьевны и учителя изобразительного искусства Рожиной Прасковьи Ксенофонтовны, МОУ СОШ №17