СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конпсект урока «Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока по технологии «Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей»

ознакомить учеников с конструкторской и технологической документацией;

- научить составлению технологической карты;

- умение читать чертежи;

Просмотр содержимого документа
«План-конпсект урока «Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей»»


План-конспект урока

Предмет: Технология

Класс 7

Тема: «Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс изготовления деталей»


Цели урока:


  • обучающая:

ознакомить учеников с конструкторской и технологической документацией;

- научить составлению технологической карты;

- умение читать чертежи;

  • развивающая:

- развитие у подростков умения читать и составлять технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

- развивать у учащихся точность, графическую грамотность;

  • воспитательная:

- воспитывать познавательный интерес у учащихся к изучению данного раздела программы (всего предмета);

- познакомить учащихся с профессиями, которые связаны с конструкторскими документами;


Оборудование: образцы конструкторской и технологической документации, образцы древесины, линейка, карандаш, угольник.


Тип урока: комбинированный урок


План урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Изложение нового материала.

  4. Практическое закрепление. Работа в группах.

  5. Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

- сообщение темы и постановка цели урока.


2. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос.

Учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:

- перечислите физические и механические свойства древесины;

- определите плотность выданных образцов древесины;

- приведите примеры пород древесины, имеющих различную плотность, мягкость, твердость;

3. Тезаурус

Чертёж – графическое изображение, выполненное в определённом масштабе, с указанием размеров и условно выраженных технических условий, соблюдение которых должно быть обеспечено при изготовлении изделия. При создании чертежа используются чертёжные инструменты.

Эскиз – представляет собой чертёж, предназначенный для временного использования в производстве, выполненный от руки, в глазомерном масштабе, с соблюдением пропорций изображаемого предмета.

Технический рисунок – это рисунок (3D), выполненный на глаз, от руки, без применения измерительного и чертёжного инструмента. Технический рисунок выполняется по законам аксонометрических проекций начертательной геометрии.

Схема – это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений. С помощью схем может быть представлен и внешний вид объекта, и его структура.

Технологическая документация определяет последователь­ность изготовления изделий и содержит описание отдельных мар­шрутов (путей) по всем переходам.

Разработку технологической документации осуществляют на основе стандарта ЕСТД - единой системы технологической доку­ментации.

Кто объяснит, что представляет собой технологический про­цесс? (Ответы учащихся.)

Технологический процесс (от лат. processus - продвижение) -это часть производственного процесса, осуществляемая на различ­ном оборудовании для достижения какого-либо результата.

Технологическая операция ~ это законченная часть технологи­ческого процесса. Выполняется на одном рабочем месте. Это ос­новная расчетная единица для определения производительности, планирования загрузки оборудования и технологического норми­рования труда. Технологическая операция состоит из технологиче­ского перехода.

Технологический переход - это часть операции, выполняемая на одном рабочем месте при определенной установке обрабатываемой заготовки.

Основными технологическими документами являются карты (технологическая, операционная, маршрутная). Вы уже имеете дос­таточный опыт работы по технологическим картам. Дайте опреде­ление этому документу.

Технологическая карта - это форма технологической докумен­тации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное обо­рудование и технологические режимы, необходимое для изготов­ления изделия время, квалификация работников и т. п. На примере учебной технологической карты учитель объясняет последовательность изготовления изде­лия и правила составления карты.



4. Новый материал.

(Объяснение учителя.)

Все технологические процессы обязательно должны быть под­чинены установленным нормативным актам. Это осуществляется для того, чтобы исключить в любой работе нарушений, ошибок, не допускать выпуска бракованной, некачественной продукции, опас­ного и вредного для здоровья производства.

Конструкторская документация выполняется по стандарту (ГОСТу) согласно ЕСКД - единой системе конструкторской доку­ментации.

К конструкторским документам относятся следующие:

1) чертежи общего вида, определяющие конструкцию изделия;

2) схемы, содержащие в виде условных обозначений составные части изделия и взаимодействие между ними;

3) инструкции по правилам изготовления, сборки и регулиров­ки изделия.

Главное в работе конструктора - разработать совершенную конструкцию, созданную по строгому инженерному расчету.

Изделия могут содержать поверхности различных профилей. Посмотрим на таблицу (заранее подготовлена на доске.)

В нашей стране принята Единая система технологической документации (ЕСТД) и Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Эти системы устанавливают виды и формы технологических документов: технологические карты, маршрутные карты, операционные карты, а также конструкторских документов (чертежей, эскизов, технических рисунков, схем).

Точное соблюдение установленной в технологической документации последовательности работ, режимов работы оборудования, правил его эксплуатации, технологической дисциплины – обязательное условие технологического процесса.

На промышленных предприятиях инженеры-технологи разрабатывают и внедряют технологические процессы и режимы производства. Они составляют планы размещения оборудования, организации рабочих мест, рассчитывают производственные мощности и загрузку оборудования, технические нормы расхода сырья, материалов, энергии, экономическую эффективность технологических процессов. Разрабатывают технологическую документацию, методы технического контроля и испытания продукции, технические задания на проектирование приспособлений, оснастки и инструмента. Участвуют в экспериментальных работах по освоению технологических процессов и внедрению их в производство. Анализируют причины брака, участвуют в разработке мероприятий по его устранению. Контролируют соблюдение технологической дисциплины и правил эксплуатации оборудования, разрабатывают мероприятия по повышению эффективности производства и принимают участие в их проведении. Деятельность инженера – технолога представляет собой работу с применением знаний технологии производства продукции предприятия, конструкции изделий или состава продукта, технологического оборудования и принципов его работы, технологических, процессов и режима производства, стандартов и технических условий, видов брака и способов его предупреждения, основ систем автоматизированного проектирования, порядка и методов проведения патентных испытаний.

Такой специалист должен иметь высшее или среднее специальное образование.

На практических работах вы пользуетесь упрощённой технологической документацией.


Детали формы вращения.

Конструктивные элементы детали.


Детали формы вращения: а – коническая; б – фасонная.

Конструктивные элементы детали: в – фаска; г – галтель; д – паз; е – буртик.


Ребята, рассмотрите чертеж и скажите, что отличает коническую де­таль формы вращения от фасонной. Назовите по рисунку конструк­тивные элементы деталей. (Верно, это фаска, галтель, паз, буртик.)

Как вы думаете, каково их назначение? (Ответы учащихся.)

Эти конструктивные элементы необходимы для удобства поль­зования изделием, обеспечения прочности, придания красивого внешнего вида.

Вспомните из материала, пройденного в предыдущих классах, о назначении чертежа. С чего, начинается его составление ? Ребята, как вы думаете ?



Запишем последовательность составления чертежа в свои тетради:


  1. начинается измерением размеров изделия;

  2. затем выбор масштаба;

  3. вычерчивание осевых линий и линий симметрии;

  4. вычерчивание линий контуров;

5)проставление размеров всех элементов;

6)расположение элементов и определение их габаритных

размеров.


А теперь познакомимся с последовательностью вычерчивания чертежа ручки киянки. Рассмотрим следующую таблицу:

Последовательность вычерчивания чертежа ручки киянки



Сейчас откроем рисунок 6 в учебнике на странице 14.

На примере чертежа ящика для принадлежностей к школьной доске учитель объясняет последовательность выполнения чертежа


Чертеж ящика для принадлежностей к классной доске




УЧЕБНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Изготовление брусков для точения фасонных деталей


№ п/п

Последовательность операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1

Разметить и выпилить заготовку


Измерительная линейка, ка­рандаш, пилы: поперечная и продольная

2

Строгать первую базовую пласть А

Рубанок, вер­стак, измери­тельная ли­нейка, прове­рочная линейка

3

Строгать первую базовую кромку Б

Рубанок, верстак, измерительная линейка, угольник

4

Разметить заготовку по ширине и высоте

Измерительная линейка, карандаш, рейсмус

5

Строгать вторую пласть и вторую кромку

Шерхебель, рубанок вер­стак измери­тельная ли­нейка, уголь­ник

6

Разместить заготовку на детали по длине и ширине


Измерительная линейка, карандаш, рейсмус

7

Распилить заготовку на бруски по разметке


Ножовки: продольная и поперечная, верстак и стусло

8

Разместить брусок по ширине и строгать необработанные кромки


Шерхебель, рубанок, вер­стак, измери­тельная ли­нейка, каран­даш, угольник

9


Шлифовать боковые поверхности, контролировать размеры и

углы


Шлифовальная шкурка, изме­рительная ли­нейка, уголь­ник


Операционная карта содержит перечень переходов, установок и применяемых инструментов.

Маршрутная карта содержит описание отдельных маршрутов (путей) в технологии изготовления деталей или изделий последова­тельно по всем переходам.


5. Практическое закрепление. Работа в группах.

  1. Изучите содержание выданной учителем технологической карты изготовления ручки напильника.

  2. Разработайте чертеж выданной учителем детали ручки напильника.

  3. Определите размеры заготовки для изготовления изделия по вашему чертежу.

  4. Подберите нужную породу древесины для своего изделия. Обоснуйте свой выбор свойствами материала.

  5. Составьте операционную карту с записью переходов, изо­бражением рисунков, простановкой размеров и перечнем необхо­димых инструментов и приспособлений.


6. Подведение итогов урока.

1. Оценка практической работы учащихся, разбор допущенных ошибок.

2. В заключение предложить учащимся следующие вопросы:

  • кто руководит организацией и ходом технологического процесса на производстве? (Технолог.)

  • какие профессии связаны с конструкторскими документами?
    (Конструкторы разрабатывают конструкции изделий, чертеж­ники выполняют чертежи, копировщики копируют и размножают чертежи.)

  • чем объясните необходимость конструкторской документа­ции? Технологической? (Ответы учащихся.)

Примеры и разбор решения заданий

Задание 1. Когда используют технологическую документацию? Из приведённых ниже вариантов выберите правильные.

  1. При отгрузке

  2. При проектировании

  3. При изготовлении

  4. При смещении

  5. При использовании

Правильный ответ: 2, 3, 5.

Задание 2. Из приведённых ниже вариантов ответов выберите правильные. На какие виды делится техническая документация?

  1. Пояснительные записки

  2. Ведомости

  3. Конструкторская документация

  4. Технологическая документация

Правильный ответ: 3, 4.

(Выслушиваются ответы учащихся, выставляются оценки за урок)









Литература


1. Технология. Трудовое обучение. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. В. Д. Симоненко, Н. Л. Бронников,

2. П. С. Самородский, Н. В. Синицина

3. М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2000 г. Технология. Методические рекомендации. 7 класс. В. Д. Симоненко, П. С. Самородский, Н. В. Синицина, Е. В. Елисеева М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2007 г

4. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

  1. Библиотека домашнего мастера. Составитель Клочков В. «Уют своими руками» Средне – Уральское книжное издательство, 1991.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!