Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
Урока литературного чтения,
проведенного в 4 «Б» классе
обучающейся Молодовой Ольги Андреевны
06.10.2020 г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:_________
Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 4 класс
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 06.10.2020г.
Время: 8:30-9:15
Место: МАОУ СОШ № 4
Класс: 4«Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: М. Ю. Лермонтов.
Цель: воспитание нравственных качеств: любви к природе, справедливости, понимание позиции героя, принятие ценностей других народов, уважение к другим народам, осознание семейных ценностей через содержание произведений М. Ю. Лермонтова «Дары Терека» и «Ашик-Кериб».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием произведений М. Ю. Лермонтова «Дары Терека» и «Ашик-Кериб»; тренировать навыки чтения стихотворного и прозаического текста; продолжить знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со сказкой; формированию умения видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; развивать умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию любви к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе; воспитанию читательского интереса к произведениям М.Ю.Лермонтова.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.
Предметные: умение анализировать текст (сюжет, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал.
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Ольга Андреевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку
У: - Проверим готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
3) Мотивация к учебной деятельности
У: - Ребята, начинаем урок литературного чтения. Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки. Кто готов помогать друг другу? - Прохлопайте в ладоши. Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? - Потопайте ногами. Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.
II. Актуализация умений и знаний.
1) Проверка домашнего задания
У- Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Вашим домашним заданием было - нарисовать рисунок. Давайте проверим, что у вас получилось.
У - Вы уже познакомились со стихотвоением «Дары Терека». Давайте разберем его. Кто хочет с выражением прочесть стихотворение полностью?
У - Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»?
О - - Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.
У - Что означает выражене «Утёсистые громады»
О - Огромные утёсы, скалы.
У - Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?
О - Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.
У - Как меняется характер реки на равнине?
О - Река на равнине становится спокойной, ласковой.
У - Какие слова и выражения указывают на это?
О - Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.
У - В этом отрывке мы встретились с выражением «Я родился у Казбека»
У - Ребята, Казбек – это гора на Кавказе.
У - Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?
О - Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.
2) Анализ и оценка работы учащихся (отметочная или безотметочная система оценивания, комментарий)
У - Молодцы, вы все хорошо справились с домашним заданием.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У - Открывайте свои тетради; записывайте число «6 октября»; тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Внимательно слушайте что я говорю, ведь в конце урока у вас будет самостоятельное задание.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) – великий русский поэт, а также талантливый художник и драматург.
Михаил Лермонтов родился 15 октября 1814 года в семье офицера, но воспитывался бабушкой.
После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы.
Там были написаны первые стихотворения поэта.
Популярность к поэту пришла вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта», посвященного смерти Александра Сергеевича Пушкина.
За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцвело: кроме литературы он занялся еще и живописью.
В Пятигорске Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. Там 27 июля 1841 года Лермонтова убили. Ему было всего 26 лет.
У: - Сегодня мы познакомимся со сказкой «Ашик-Кериб».
IV. Открытие новых умений, знаний.
1) Подготовительная работа
а) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, сначала читают про себя, потом вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, в заключении учитель говорит правильное определение)
У - Посмотрите на доску. Известны ли вам эти слова? Лермонтов в своей сказке использует много турецких слов, которые затрудняют прочтение текста. Чтобы разобраться с содержанием сказки мы составим словарик непонятных слов.
У - Какие слова вам известны?
О - «Гезель», «Саламалейкум», «Намаз».
У - Запишите в тетрадь первое слово
«Ага» – это слово обозначает «господин»;
Ана - мать;
Газель - здесь: красавица, стройная как газель;
Оглан - юноша;
Караван-сарай - постоялый и торговый дом в городе, на дороге;
Минарет - башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву;
Салямалейкум - здравствуйте;
Намаз - ежедневное пятикратное моление;
Сааз - турецкая балалайка;
Ашик - музыкант, балалаечник;
Маулям - создатель;
Зарок - клятвенное обежание;
Пророк - тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь;
Чауши - слуги.
2) Речевая разминка
У: - Чтение начнем с речевой разминки:
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
У: - Читаем шёпотом
Немного громче
А теперь читаем громко и внятно
Читаем скоро и быстро (3-4 человека)
Первичное чтение произведения (комбинированное чтение, «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания.
У - Ашик-Кериб - имя главного героя сказки. Я начну читать, а Вы продолжите. Слушайте внимательно, я могу в любой момент прервать свое чтение.
У - В этом абзаце мы встретили название города «Тифзиз». Город Тифлиз – бывшее название Тбилиси, столицы Грузии.
У - Аллах - Бог мусульман.
V. Физминутка
У - Встаём, немного отдохнём, сделаем физминутку.
Упражнение 1. И.п. - руки на поясе.
1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
Упражнение 2. И.п.: ноги вместе, руки сцеплены в замок внизу.
1–2 – руки вверх (ладонями кверху), подняться на носки и потянуться – вдох;
3–4 – разомкнуть пальцы, руки через стороны вниз, вернуться в исходное положение – выдох.
Упражнение 3. И.п.: руки на поясе.
1 – наклон вправо с поворотом туловища направо – выдох;
2 – и.п. – вдох;
3–4 – то же в другую сторону.
Упражнение 4. И.п. - сидя, руки вверх.
1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти.
Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнение 5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову.
1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону.
4 - 6 - то же в другую сторону.
7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями.
Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
Вторичное чтение сказки и анализ содержания.
У - Сейчас сказку мы будем читать по цепочке по одному абзацу
У- Обратите внимание на высказывание «высокого сердца». Как вы его понимаете?
О - Это высказывание можно понимать так: «Огромное, доброе сердце».
У- Сааз – это турецкая балалайка. Обратите внимание на слайд, на нем Вы видите этот музыкальный инструмент
У - Кто знает, кто такой витязь?
О - Витязь - отважный, доблестный воин, богатырь.
У - Давайте дальше продолжим читать.
У - Обратите внимание на слово «Ашик». В скобках прочитайте, что оно обозначает. Начинаем читать дальше.
У - Аян-Ага – отец Магуль-Мегери.
У - Обратите внимание на высказывание «положил зарок на свою душу», это означает дать клятву. Читаем дальше.
У - Обратите внимание на выражение: «Ни моста, ни броду». Брод – это неглубокое место в реке или ручье, по которому можно их пересечь пешком. Читаем дальше.
У - Верхнее платье - верхняя одежда у мусульман.
У- Как вы понимаете, какой смысл сказки?
О - Главный смысл сказки «Ашик-Кериб» состоит в том, что следует всегда помнить об обещаниях, данных другим людям. Ашик-Кериб, живя богатой, сытой жизнью, позабыл о своей невесте и едва не упустил срок, когда ему следовало вернуться в родные края, а Магуль-Мегери не поверила словам о смерти жениха и ждала его семь лет. Сказка «Ашик-Кериб» учит быть настойчивым в своих стремлениях и верить в лучшее.
2. Тест на понимание содержания.
У: - Перед вами лежат листки с заданием. Вам нужно выполнить это задание в парах.
Ответьте на следующие мои вопросы:
В каком году родился М.Ю. Лермонтов?
Кто воспитывал будущего поэта?
После какого произведения к М.Ю. Лермонтову пришла популярность?
Кому М.Ю. Лермонтов посвятил это произведение?
Как погиб Поэт?
В каком возрасте погиб Михаил Лермонтов?
У - А теперь поменяйтесь листочками со своим соседом по парте. Проверяем ваши ответы. У кого 5-6 правильных - тому ставим «5», у кого 4 правильных - тому «3», у кого 3 правильных, тому «3», ну и у кого меньше 3х, тому «2».
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
У: - Какую сказку мы сегодня читали?
О - «Ашик-Кериб».
У - Кто автор произведений, которые с которыми мы сегодня знакомились?
О - Михаил Лермонтов.
У - Кому было интересно на уроке? Что особенно понравилось? Хотели бы вы продолжить знакомство с остальными произведениями М.Ю.Лермонтова?
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
У: - Открывайте дневники, записывайте домашнее задание на следующий урок: « Дочитать сказку, ответить на вопросы на стр.111.