СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект "Доброта спасёт мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект внеурочного занятия в области духовно-нравственного развития 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект "Доброта спасёт мир"»

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Калининградской области

«Педагогический институт»








МДК 02.02: Основы организации внеурочной работы в области духовно-нравственного развития






Конспект внеурочного занятия (мероприятия) по внеурочной работе в области духовно-нравственного развития обучающихся




Тема: «Доброта спасёт мир»








Выполнила студентка 23-шк. группы

Отделение среднего профессионального образования

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Клеянкина Анастасия Михайловна

Преподаватель: Мавренкова Елена Валерьевна








г. Черняховск,
2018 г.



Класс: 1

Тема: «Доброта спасёт мир»

Форма внеурочного занятия: познавательная беседа

Цель: создание благоприятных условий для развития личности и её успешной социализации через формирование у обучающихся представлений о добре, доброте, о хороших, добрых поступках.

Задачи:

Воспитательные: способствовать воспитанию у обучающихся позитивного отношения к доброте; трудолюбия; культуру речи и общения; толерантности; воспитывать стремления совершать добрые дела, доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Развивающие: способствовать развитию самооценки, речи, памяти,  мышления,  кругозора обучающихся, умения связно выражать свои мысли; развитие коммуникативных умений (совместно работать в группе).

Образовательные: способствовать формированию у обучающихся этических представлений, знаний о категориях добра и зла.

Уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности: I – приобретение школьниками социального знания, достигается во взаимоотношении с педагогом.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у обучающихся доброжелательного отношения друг к другу.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формировать умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные УУД: развитие речи, умения работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивной взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап

У: - Добрый день, ребята! Рада видеть вас на сегодняшнем занятии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу. Нам сегодня понадобятся: хорошее настроение, внимание, память, смелость. Итак, начнём.

У: - Сегодня нам предстоит необычное занятие. Чтобы узнать, чему оно будет посвящено, необходимо прослушать песню, которую я вам сейчас включу. Итак, сели ровно. Начинаем.

Звучит фонограмма песни “Если добрый ты” из мультфильма “День рождения Кота Леопольда” или фрагмент мультфильма (видеозапись). (Слайд №1)

У: - Итак, ребята, о чём песня, которую вы только что прослушали?

О: - О добре, о друзьях.

У: - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

О: - О доброте.

У: - Верно, о доброте.

  1. Основной этап

У: - Как вы понимаете слово «доброта»?

О: - Что-то хорошее, светлое.

У: - Доброта – это чуткость, отзывчивость, хорошее отношение ко всему вокруг. Сегодня мы с вами постараемся раскрыть положительные стороны доброты.

У: - Чтобы было нам с вами легче общаться, мы объединились в группы. Вспомним правила работы в группе.

О: (Ответы детей)

У: - Понимание и согласованность очень важны для совместной деятельности. Для эффективного общения и взаимодействия необходимо уважительное отношение к партнёру, вежливость в разговоре.

У: - В каждой команде вы должны выбрать капитана. Капитаны подойдут ко мне для того, чтобы определиться с названиями наших команд.

(Дети по очереди подходят и вытаскивают название команды)

  • Доброжелатели.

  • Добросовестные.

  • Добросердечные.

У: - В названии ваших команд есть что-то общее. Что именно? (Слайд № 2)

О: - Добро.

У: - Как вы понимаете название вашей команды?

О: - (Ответы детей).

У: - Ребята, а вы знаете, что где-то даже растёт дерево доброты? Попробуем его найти. На пути нас ждут препятствия, мы постараемся их преодолеть.

У: - На чём мы отправимся в наше путешествие?

О: - (Ответы детей)

У: - На автобусе? А он нас ждёт? Может быть, на самолёте? Есть у нас самолёт? Ну, тогда пешком? А на лыжах можно? Не упустим такую возможность. И сегодняшняя весна нам еще это позволит. Мы пойдём через луг, болото, по мосту, по дороге, по лесу.

У: - Итак, ребята, когда идём по дороге – топаем ногами; по мосту – стучим по груди; по лугу – трём ладони, по болоту – руки в замок, а по лесу – руки вверх.

У: - А как вы думаете, это дерево далеко растет?

У: - А может оно расти в нашей местности?

У: - Конечно, и мы пойдем в путешествие по нашей местности. Идём: дорога, луг, дорога, болото, дорога, мост, дорога, лес, стоп.

(Слайды с фотографиями нашей природы. Дети должны назвать, по возможности, это место)

У: - Посмотрите, где мы сделаем остановку? (Слайд № 3)

У: - В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Слагалось много пословиц и поговорок о доброте. Вы знаете их?

О: - (Ответы детей)

У: - Постараемся вспомнить некоторые из них. У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, прочитать, объяснить смысл этой пословицы, представить её нам. Задание понятно? Приступаем.

(Звучит музыка, дети работают)

1 группа: Доброе слово лечит, а злое калечит.

2 группа: Про доброе дело говори смело.

3 группа: Не одежда красит человека, а добрые дела.

У: - Итак, закончили. Капитаны команд, выйдите к доске. Итак, начинаем.

(Выступления детей). (Слайды № 4, 5, 6).

У: - Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Идём дальше.

У: - Дорога, болото, дорога, луг, дорога, мост, дорога, стоп. А сейчас куда попали? (Слайд № 7)

У: - Ребята, скажите, а легко ли быть добрыми?

О: - (Ответы детей)

У: - Быть добрым одновременно легко и совсем непросто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.  Предлагаю вам разыграть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

На столах конверты, в которых карточки для каждого участника команды (описание ситуации). Дети распределяют роли, разыгрывают ситуацию (звучит музыка, дети готовятся).

Разыгрывание ситуаций, обсуждение другими группами.

1 группа: “Задача не на сложение, а на уважение”.

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

У: - Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить?

О: - (Ответы детей)

2 группа: “Горький апельсин”.

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же поганый!

У: - Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте?

О: - (Ответы детей)

3 группа: “День рождения”.

Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.

– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...

– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?

Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.

– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.

Ребята оглянулись и пошли назад к двери.

– Подождите! Куда же вы?

Но ребята ушли, не дослушав ее.

У: - Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны?

О: - (Ответы детей)

Эти случаи из жизни
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем дружно:
Друг друга нужно уважать!

У: - Идём дальше. Дорога, болото, дорога, луг, дорога, мост, дорога, стоп. И очутились на … (Слайд № 8)

Игра “Планета добра”

У: - Ребята, у меня в руках яблоко. Представим, что это не яблоко, а наша планета Земля. Посмотрите, какая она красивая, гладкая, светлая. Но всегда ли она так выглядит?

О: - (Ответы детей: наверное, нет).

У: - А когда она выглядит по-другому?

О: - Когда мы совершаем плохие поступки.

У: - Какие именно? Какие слова противоречат слову “доброта”?

О: - Злость, ненависть, невежество, грубость, хамство, жадность, обман, жестокость, враждебность, лень и другие.

Учитель с каждым названным словом втыкает зубочистки в яблоко.

У: - Посмотрите, ребята, что случилось с нашей планетой?

О: - Ответы детей.

У: - Как нам быть теперь?

О: - Назвать хорошие слова и забыть плохие.

У: - Называйте, а я буду лечить нашу планету.

О: - Доброта, вежливость, внимание, смелость, дружба, помощь, трудолюбие, забота, уважение, аккуратность и другие; вытаскивают по одной зубочистке на каждое слова и переламывают её.

У: - Посмотрите, стала ли наша планета такой, какой была?

О: - Нет, остались ранки.

У: - Что же нужно делать, чтобы эти ранки поскорее затянулись?

О: - Говорить больше добрых слов, совершать больше добрых поступков.

У: -

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я.Аким) (Слайд № 9)

У: - Идём дальше. Дорога, болото, дорога, луг, дорога, мост, дорога, стоп. Посмотрите, по каким красивым местам мы с вами прошли! (Слайды № 10, № 11)

Дерево добрых поступков (Слайд № 12)

(Изображено на плакате, без листьев)

У: - Ребята, посадим с вами дерево добрых поступков. Скажите, какие добрые поступки вы совершили в классе? Запишите их на зелёных листочках. Добрые поступки, которые вы совершили дома, запишите на жёлтых листочках. Добрые поступки, которые совершили в природе, запишите на красных листочках. Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков.

(Дети записывают добрые дела, прикрепляют листочки к дереву под музыку).

У: - Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в вашей школе.

  1. Заключительная часть

У: - Посмотрите, что у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?

О: - (Ответы детей)

У: - Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Потому, что доброта спасёт наш мир! Будьте добры!

У: - А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

У: - Помните:

  • Добрые слова – корни.

  • Добрые мысли – цветы.

  • Добрые дела – плоды.

  • Добрые сердца - сады. (Слайд № 13)

Исполнение песни “Дорогою добра”

У: - Завершить наше занятие я предлагаю песней «Дорогою добра».

1 куплет.

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,   2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра

2 куплет.

Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба тебя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,    2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему всегда,
Иди дорогою добра

3 куплет.

Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,    2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.

У: - Итак, ребята, закончили. А сейчас повернитесь к друг другу, поблагодарите друг друга за работу с помощью улыбки.

У: - Замечательно. Мне было очень приятно с вами сегодня поработать. Спасибо за отличную работу, ребята. Всем спасибо. Занятие окончено. До свидания!