План-конспект урока
10 класс
Тема урока: Формирование территории, административно-территориальное деление
Цели урока: 1. Образовательная:
Изучить основные этапы формирование и историю
административного деления территории Республики Беларусь;
2. Развивающая:
Развить умения анализировать современное административно-
территориальное деление Республики Беларусь;
3. Воспитательная:
Сформировать представление обсовременном деление территории
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта, учебник, тетрадь, иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент
Захожу в класс. Говорю: «Здравствуйте! Садитесь». Отмечаю отсутствующих и заполняю журнал. Говорю: запишите домашнее задание.
II. Проверка знаний и умений
Провожу фронтальный опрос. Задаю им вопросы.
Вопрос: «Назовите 2 показателя характеризующие территорию страны?»
Предполагаемый ответ ученика: «Величина территории и конфигурация?».
Вопрос: «Почему именно эти 2 показателя используются прихарактеристики территории?»
Предполагаемый ответ ученика: «Потому что величина территории выступает в качестве природной основы жизнедеятельности населения, чем больше территория, тем разнообразнее ее природные условия и богаче природные ресурсы. Природные процессы и хозяйственная деятельность проходят в пределах территории страны. Благодаря конфигурации можем определить форму территории».
Вопрос: «Приведите примеры стран со сложной по форме территории?»
Предполагаемый ответ ученика: «США, Россия, Индонезия, Филиппины».
Вопрос: «Назовите S Р.Б?»
Предполагаемый ответ ученика: «207,6 тыс.км2».
Вопрос: «Перечислите и покажите на карте государства, которые превышают S Белоруссии и страны, которые меньше по S Белоруссии?».
Предполагаемый ответ ученика: «Беларусь значительно по S уступает России, Украине, В то же время она почти в 2 раза больше, чем Греция, Болгария, в 3 раза больше Чехии, Ирландии, в 5 раз – Эстонии, Дании».
Вопрос: «Назовите расстояние на которое простирается страна с севера на юг и запада на восток?».
Предполагаемый ответ ученика: «С севера на юг на 560 км, с запада на восток – на 650 км».
Вопрос: «Какой показатель характеризует конфигурацию территории?»
Предполагаемый ответ ученика: «Глубина».
Вопрос: «Назовите общую протяженность государственной границы Р.Б.?»
Предполагаемый ответ ученика: «2969 км».
Вопрос: «Перечислите и покажите на карте государства с которыми граничит Беларусь?»
Предполагаемый ответ ученика: «Россией, Украиной, Латвией, Литвой, Польшей».
Вопрос: «Назовите самый протяженный отрезок государственной границы, и его протяженность?»
Вопрос: «С Россией, ее протяженность составляет 990км».
III. Изучение нового материала
Говорю «А сейчас приступаем к изучению новой темы».
Тема урока: «Формирование территории, административно-территориальное деление»
План урока: 1.Формирование территории;
2.История административного деления Беларуси;
3.Современное административно-территориальное деление;
1.Формирование территории
Учитель:«Беларусь расположена в центре Европы.
Вопрос: «Как вы думаете, как такое географическое положение повлияло на формирование территории Р.Б.?»
Ответ учеников: «Так как Беларусь находила в центре Европы, на протяжении веков здесь сталкивались политические интересы разных стран»
Учитель: « Да, сейчас мы вместе запишем этапы формирование территории. В 10 в – Полоцкое княжество; в13-16 вв. территория Беларуси входила в состав ВКЛ; 16-18 вв. Беларусь являлось частью федеративного государства – Речи Посполитой, объединявшего ВКЛ и Польшу. В конце 18в земли Беларуси отошли к России. 1 января 1919г была образована БССР. Но 20 г к СССР отошли Могилевская, Витебская и Смоленские губернии. 1921г Западная Беларусь отошла к Польше. Посмотрите на рисунок 6, здесь вино какая часть БССР осталось. 1924г были возвращены 15 уездов. На рисунке 7 мы видим как формировалась территория в 30-40гг.
Вопрос: «Как вы думаетев каком году была принята декларация о государственном суверенитете республики?»
Ответ учеников: « 27 июля 1990 года».
Первый пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»
Ответ учеников: «Нам все понятно».
2 История административного деления Беларуси
Вопрос: «Что вы понимаете под административно-территориальным делением?».
Ответ учеников: «Когда территория делится на более мелкие единицы, т.е области, районы».
Учитель: «Правильно.
Вопрос: «Какие единицы административного деления в странах мира вы знаете?»
Учитель: «Правильно.
США и Бразилия-штаты, Франция-департаменты и.д.»
Учитель: «Правильно. Сейчас запишем в виде схемы. Первоначально были удельные княжества и земли. В ВКЛ и Речь Посполитой–воеводства-уезды; В составе Российской империи – губернии-уезды; 1924г. БССР – округа-районы –сельсоветы. В 1938г новая ед. административно-территориального деления-область. Были образованы 5 областей и 90 районов а после объединения с Западной их количество возросло до 10 областей и 195 районов. В 1960 политико-административная карта практически не изменялась.
Второй пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»
Ответ учеников: «Нам все понятно».
3. Современное административно-территориальное деление
Учитель: «Современное административно-территориальное деление состоит из следующих единиц: область-район-сельсовет(горсовет)».
Вопрос: «сколько областей в Белоруссии?»
Учитель: «Правильно. Сейчас мы вместе заполним таблицу.
Область | Дата основания | S, км2 | Население, тыс.человек | Административный центр |
Брестская | 4 декабря1939 | 32,8 | 1391476 | Брест |
Витебская | 15 января 1938 | 40,0 | 1214041 | Витебск |
Гомельская | 15 января 1938 | 40,4 | 1429707 | Гомель |
Гродненская | 20 сентября 1944 | 25,1 | 1123,5 | Гродно |
Минская | 15 января 1938 | 39,9 | 3254,8 | Минск |
Могилевская | 15 января 1938 | 29,1 | 1146,8 | Могилев |
Учитель: «Посмотрите на политическую карту и проанализируйте».
Ответ учеников: «на карте мы видим, что 4 областных центра находятся на окраине своих областей. Минск расположен в центре. Таким образом, хозяйственные связи многих районов, которые граничат с Минской область, будут более тесными с Минском, чем со своими областными центрами».
Учитель: «Правильно.
IV. Закрепление знаний и умений
Вопрос: «Перечислите основные этапы формирование территории?».
Ответ: «10в-Полоцкое княжество, 13-16вв в составе ВКЛ, 16-18вв- Речь Поспалитой, конец 18 в в состав России, 20в- поделена между Россией и Польшей».
Вопрос: «В каком году была принята Декларация о государственном суверенитете республики?»
Ответ: «27 июля 1990 г».
Вопрос: «Назовите первоначальное административное деление Белоруссии?»
Ответ: «Первоначально были удельные княжества и земли».
Вопрос: «В каком году появились такие административные единицы как округа и районы, так же область?»
Ответ: «В 1924 г и 1938 г».
Вопрос: «Назовите современное административно-территориальное деление Р.Б.?»
Ответ: «Область-район-сельсовет».
Вопрос: «Назовите области с наибольшей и наименьшей S?»
Ответ: «Гомельская -40,2, Гродненская – 25,1тыс км2».
Вопрос: «Назовите области с наибольшей и наименьшей численностью насиления?»
Ответ: «Минская -3254,8, Гродненская – 1123,5тыс.чел.»
V. Домашнее задание
Говорю: «Домашнее задание: учить параграф 2, учить конспект.
Урок окончен. До свидания!»