СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект "Формирование территории, административно-территориальное деление Беларуси"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для учителей географии для подготовки к занятиям

Просмотр содержимого документа
«План-конспект "Формирование территории, административно-территориальное деление Беларуси"»

План-конспект урока



10 класс


Тема урока: Формирование территории, административно-территориальное деление

Цели урока: 1. Образовательная:

Изучить основные этапы формирование и историю

административного деления территории Республики Беларусь;

2. Развивающая:

Развить умения анализировать современное административно-

территориальное деление Республики Беларусь;

3. Воспитательная:

Сформировать представление обсовременном деление территории

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карта, учебник, тетрадь, иллюстрации.


Ход урока


I. Организационный момент

Захожу в класс. Говорю: «Здравствуйте! Садитесь». Отмечаю отсутствующих и заполняю журнал. Говорю: запишите домашнее задание.

II. Проверка знаний и умений

Провожу фронтальный опрос. Задаю им вопросы.

Вопрос: «Назовите 2 показателя характеризующие территорию страны?»

Предполагаемый ответ ученика: «Величина территории и конфигурация?».

Вопрос: «Почему именно эти 2 показателя используются прихарактеристики территории?»

Предполагаемый ответ ученика: «Потому что величина территории выступает в качестве природной основы жизнедеятельности населения, чем больше территория, тем разнообразнее ее природные условия и богаче природные ресурсы. Природные процессы и хозяйственная деятельность проходят в пределах территории страны. Благодаря конфигурации можем определить форму территории».

Вопрос: «Приведите примеры стран со сложной по форме территории?»

Предполагаемый ответ ученика: «США, Россия, Индонезия, Филиппины».

Вопрос: «Назовите S Р.Б?»

Предполагаемый ответ ученика: «207,6 тыс.км2».

Вопрос: «Перечислите и покажите на карте государства, которые превышают S Белоруссии и страны, которые меньше по S Белоруссии?».

Предполагаемый ответ ученика: «Беларусь значительно по S уступает России, Украине, В то же время она почти в 2 раза больше, чем Греция, Болгария, в 3 раза больше Чехии, Ирландии, в 5 раз – Эстонии, Дании».

Вопрос: «Назовите расстояние на которое простирается страна с севера на юг и запада на восток?».

Предполагаемый ответ ученика: «С севера на юг на 560 км, с запада на восток – на 650 км».

Вопрос: «Какой показатель характеризует конфигурацию территории?»

Предполагаемый ответ ученика: «Глубина».

Вопрос: «Назовите общую протяженность государственной границы Р.Б.?»

Предполагаемый ответ ученика: «2969 км».

Вопрос: «Перечислите и покажите на карте государства с которыми граничит Беларусь?»

Предполагаемый ответ ученика: «Россией, Украиной, Латвией, Литвой, Польшей».

Вопрос: «Назовите самый протяженный отрезок государственной границы, и его протяженность?»

Вопрос: «С Россией, ее протяженность составляет 990км».

III. Изучение нового материала

Говорю «А сейчас приступаем к изучению новой темы».

Тема урока: «Формирование территории, административно-территориальное деление»

План урока: 1.Формирование территории;

2.История административного деления Беларуси;

3.Современное административно-территориальное деление;

1.Формирование территории

Учитель:«Беларусь расположена в центре Европы.

Вопрос: «Как вы думаете, как такое географическое положение повлияло на формирование территории Р.Б.?»

Ответ учеников: «Так как Беларусь находила в центре Европы, на протяжении веков здесь сталкивались политические интересы разных стран»

Учитель: « Да, сейчас мы вместе запишем этапы формирование территории. В 10 в – Полоцкое княжество; в13-16 вв. территория Беларуси входила в состав ВКЛ; 16-18 вв. Беларусь являлось частью федеративного государства – Речи Посполитой, объединявшего ВКЛ и Польшу. В конце 18в земли Беларуси отошли к России. 1 января 1919г была образована БССР. Но 20 г к СССР отошли Могилевская, Витебская и Смоленские губернии. 1921г Западная Беларусь отошла к Польше. Посмотрите на рисунок 6, здесь вино какая часть БССР осталось. 1924г были возвращены 15 уездов. На рисунке 7 мы видим как формировалась территория в 30-40гг.

Вопрос: «Как вы думаетев каком году была принята декларация о государственном суверенитете республики?»

Ответ учеников: « 27 июля 1990 года».

Первый пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»

Ответ учеников: «Нам все понятно».

2 История административного деления Беларуси

Вопрос: «Что вы понимаете под административно-территориальным делением?».

Ответ учеников: «Когда территория делится на более мелкие единицы, т.е области, районы».

Учитель: «Правильно.

Вопрос: «Какие единицы административного деления в странах мира вы знаете?»

Учитель: «Правильно.

США и Бразилия-штаты, Франция-департаменты и.д.»

Учитель: «Правильно. Сейчас запишем в виде схемы. Первоначально были удельные княжества и земли. В ВКЛ и Речь Посполитой–воеводства-уезды; В составе Российской империи – губернии-уезды; 1924г. БССР – округа-районы –сельсоветы. В 1938г новая ед. административно-территориального деления-область. Были образованы 5 областей и 90 районов а после объединения с Западной их количество возросло до 10 областей и 195 районов. В 1960 политико-административная карта практически не изменялась.

Второй пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»

Ответ учеников: «Нам все понятно».

3. Современное административно-территориальное деление

Учитель: «Современное административно-территориальное деление состоит из следующих единиц: область-район-сельсовет(горсовет)».

Вопрос: «сколько областей в Белоруссии?»

Учитель: «Правильно. Сейчас мы вместе заполним таблицу.

Область

Дата основания

S, км2

Население, тыс.человек

Административный центр

Брестская

4 декабря1939

32,8

1391476

Брест

Витебская

15 января 1938

40,0

1214041

Витебск

Гомельская

15 января 1938

40,4

1429707

Гомель

Гродненская

20 сентября 1944

25,1

1123,5

Гродно

Минская

15 января 1938

39,9

3254,8

Минск

Могилевская

15 января 1938

29,1

1146,8

Могилев

Учитель: «Посмотрите на политическую карту и проанализируйте».

Ответ учеников: «на карте мы видим, что 4 областных центра находятся на окраине своих областей. Минск расположен в центре. Таким образом, хозяйственные связи многих районов, которые граничат с Минской область, будут более тесными с Минском, чем со своими областными центрами».

Учитель: «Правильно.

IV. Закрепление знаний и умений

Вопрос: «Перечислите основные этапы формирование территории?».

Ответ: «10в-Полоцкое княжество, 13-16вв в составе ВКЛ, 16-18вв- Речь Поспалитой, конец 18 в в состав России, 20в- поделена между Россией и Польшей».

Вопрос: «В каком году была принята Декларация о государственном суверенитете республики?»

Ответ: «27 июля 1990 г».

Вопрос: «Назовите первоначальное административное деление Белоруссии?»

Ответ: «Первоначально были удельные княжества и земли».

Вопрос: «В каком году появились такие административные единицы как округа и районы, так же область?»

Ответ: «В 1924 г и 1938 г».

Вопрос: «Назовите современное административно-территориальное деление Р.Б.?»

Ответ: «Область-район-сельсовет».

Вопрос: «Назовите области с наибольшей и наименьшей S?»

Ответ: «Гомельская -40,2, Гродненская – 25,1тыс км2».

Вопрос: «Назовите области с наибольшей и наименьшей численностью насиления?»

Ответ: «Минская -3254,8, Гродненская – 1123,5тыс.чел.»

V. Домашнее задание

Говорю: «Домашнее задание: учить параграф 2, учить конспект.

Урок окончен. До свидания!»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!