СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект "Игра на шумовых инструментах"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у учащегося с ОВЗ фантазии, природных способностей, метроритмического чувства, через игру на музыкально-шумовых инструментах.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект "Игра на шумовых инструментах"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»


План-конспект занятия № 28


Дата «03, 05» декабря 2020 года

Группа: индивидуальная, первый и второй год обучения, учащиеся Кусси Дарья, Толстенок Мария, Гуров Александр, Титов Иван, Шляхов Владимир, Илюхин Александр, Поскрёбышев Артём, Аблямитова Дениза, Аблязизов Серкан, Аблязизов Ариф.

Объединение: класс фортепиано для детей с ОВЗ.

Педагог: Геде А. З.

Тема занятия: «Игра на шумовых инструментах»

Цель: Привлечь внимание учащегося к богатому и разнообразному миру звуков, издаваемых на разных шумовых музыкальных инструментах. Развить у учащегося воображение, фантазию, природные способности, метроритмическое чувство, мелкую моторику рук и формировать элементарный навык игры на шумовых музыкальных инструментах.

Задачи:

- образовательная – формирование интереса к музыке и звучанию на разных шумовых инструментах, развитие тонкости и чуткости слуха в богатстве и разнообразии красок в мире звуков, издаваемых предметами и шумовыми инструментами.

- развивающая – развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, музыкальной памяти, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха). Развитие творческих навыков (импровизация).

- воспитательная – воспитание чувства ритма и интерес к игре на шумовых музыкальных инструментах.

коррекционные задачи:

- нормализация психических процессов и свойств;

- тренировка двигательного аппарата;

- упорядочивание темпа движения и пения;

- моделирование поведения с помощью музыки;

- гармонизация общего состояния учащегося;

- развитие моторики.

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: традиционный

Форма организации: индивидуальная

Оборудование: фортепиано, сборники нот, наглядности, шумовые инструменты, ноутбук.


Ход занятия:

1. Организационная часть

Поздороваться, проверить правильность посадки, настроить учащегося на занятие.

2. Повторение пройденного материала.

Музыкально-пальчиковые упражнения, игра гаммы до мажора двумя руками в две октавы. Игра этюдов и пьес. Игра на шумовых инструментах.

3. Проверка домашнего задания

Музыкально-пальчиковые упражнения, игра гаммы соль мажор отдельно руками. Угадывание по слуху мажорных и минорных трезвучий. Игра пьес. Игра на шумовых инструментах.

4. Сообщение темы и цели занятия. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Мотивация.

Тема занятия: «Игра на шумовых инструментах».

Цель: Привлечь внимание учащегося к богатому и разнообразному миру звуков, издаваемых на разных шумовых музыкальных инструментах. Развить у учащегося воображение, фантазию, природные способности, метроритмическое чувство, мелкую моторику рук и формировать элементарный навык игры на шумовых музыкальных инструментах.

5. Теоретическая часть.

Мир, который нас окружает, насыщен всевозможными звуками. От шорохов и скрипа, шума дождя, до раскатов грома. Природа всегда была для человека великим учителем. Познавая, слушая природу, люди учились использовать эти звуки. Так возникли музыкальные инструменты.

С самых древних времен на Руси ни один праздник, ни одно гуляние или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и веселой пляски. Неотъемлемой частью веселья была игра на музыкальных инструментах.

Для древнего танца большое значение имел ритм, поэтому танцы сопровождались хлопаньем в ладоши, постукиванием о различные предметы, притопыванием. Поэтому древнейшими музыкальными инструментами стали трещотки и барабаны, с помощью которых очень четко можно передать ритм танца.

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.

Русские народные инструменты создавались из того, что было под рукой.

Новизна опыта заключается в интеграции известной методики К. Орфа, которая предусматривает использование мобильных пособий.

Особенно ярко проявляется реакция детей на ритмо-моторную сферу этой музыки. Доступность технических средств сочетается в этих произведениях с простотой и ясностью гомофонно-гармонического изложения. Их жанровое богатство обуславливает применение различных приёмов исполнительского воплощения.

Для пьес подвижного характера характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления. Одним из типичных свойств фактуры является связь технических средств с метроритмом, влияющая на естественное усвоение учащимся, как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

Так что же такое шум?

Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Педагог:

Как ты думаешь, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

Учащийся:

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желанию музицировать. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

В результате игры на шумовых инструментах у учащегося развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

6. Практическая часть.

1) Воспроизведение ритмических рисунков на основе игры «Музыкальный кубик рубик».

2). Импровизация звуковых картин на заданную тему

3). Звуковая иллюстрация стихов

4). Игра под фонограмму на шумовых инструментах

5). Творческие задания.

Игра с раздаточным материалом «Определи по ритму».Загадываем свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаём его звучание в определённом ритме на выбранном шумовом инструменте. Затем отгадываем эту загадку, находя карточку с его изображением. Выигрывает тот, чья загадка будет разгадана.

7. Анализ понимания нового материала.

Усвоили новые музыкально-пальчиковые упражнения, новые попевки, играя их на шумовых инструментах и на фортепиано, новые ритмические рисунки.

8. Закрепление нового материала.

Исполнение нового упражнения, новых песенок с разнообразием ритмических рисунков на шумовых инструментах и на фортепиано.

9. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

Гаммы играть в умеренном темпе без остановок крепкими подушечками пальцев с направляющим движением кисти. Этюд играть чётко, легко и энергично, не забалтывая. Работать пунктирным ритмом в сложных местах, где встречаются звуковые неровности, учить методом вычленения, играть крепкими пальцами в спокойном темпе. Учить наизусть пьесы, считать пьесы вслух, определить все сильные и слабые доли в тактах на заданные в пьесах размеры 2/4,4/4. Особенно прочувствовать особенность трёхдольного ритма в вальсе обратить внимание на акценты, динамику, репризы. Работать над музыкальными фразами. Слушать и угадывать на слух трезвучия и интервалы. Отработать новое музыкально-пальчиковое упражнение. Играть на шумовых инструментах ритмично без замедлений и ускорений под звучание песенок из мультфильмов разных по характеру и темпу. Повторять ансамбль. Стараться играть ансамбль синхронно, контролируя себя в чёткости ритма и развивая слуховой контроль. Восьмые и шестнадцатые играть легко, игриво и весело. Добиваться острого стаккато. Работать над характером и художественным образом произведений.

10.Репертуарный список этюды:

Песенки, ансамбли и этюды из сборника И. Корольковой «Кроха-музыкант», пьесы из сборника О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»

11. Список использованной литературы:

1) Е. Поддубная «Музыкально-пльчиковые игры»

2) И. Королькова «Крохе-музыканту» 1 часть и 2 часть

3) О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»