План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Автоматизация звука [Л] в словах и фразах» «В гостях у куклы Аллы»
Галкина Н.П.,
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»
г. Мичуринск, Тамбовская область
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических
особенностях;
- закрепление звука в отражённом повторении и самостоятельно;
- обогащение словаря словами со звуком Л.
Коррекционные:
- закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;
- развитие фонетического слуха;
- закрепление навыка определения места звука в слове;
- развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;
- закрепление звука в словах, фразах
Воспитательные.
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- поддержание интереса к занятиям;
- воспитание контроля за правильным произношением звука в
собственной речи
Оборудование: кукла с белым питомцем, картинки для артикуляции,
колечки Су-Джок, картинки действия, предметные картинки (лопатка,
пенал, бокал, лак, платок, клубок), макет корзинки и картинки яблоки,
трубочки от коктейля, лупа с цветным стеклом, звуковые схемы.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, постановка
звука, автоматизация звука, работа с лексико-грамматическими
категориями.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
К нам в гости пришла кукла Алла. Она хочет вместе с тобой учиться произносить согласный звук который есть в ее имени. Какой это звук?
II. Основная часть:
1) Выполнение артикуляционной гимнастики.
(Повторение старого материала: упражнения «Заборчик», «Лошадка», «Качели», «Дятел».)
- Покажи Алле, какой «Заборчик» ты умеешь строить во рту? Мы с Аллой считаем до пяти.
- Лошадка скачет к Алле. Поцокай, как лошадка. (Под счет до 5.)
- Алла любит кататься на качелях. Покажи, как
твой язычок умеет кататься на качелях. (Под счет до 5.)
- Покажи Алле, как стучит дятел в лесу. Молодец!
2)Анализ артикуляции. Закрепление изолированного звука.
- Давай вспомним, когда произносишь звук [Л], что делает язычок? Губы? Воздушная струя? (язык за верхними зубами, губы в улыбке, воздух по
бокам)
- Погудим как пароход. ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ
3) Пальчиковая гимнастика
- Посмотри, а что там блестит у Аллы на руках. Так ведь это колечки Су-джок. Ну и модница наша Алла, давай покажем, как мы с ними играем.
«Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
4) Дыхательные упражнения.
- Алла шла, шла, шла и яблоки рассыпала. Давай поможем собрать их в корзинку. А делать мы это будем при помощи соломинки. Посмотри как.
5) Произношение в словах и фразах
1) Игра «Скажи ласково».
- Алла-кукла, по сравнению с нами, она намного меньше. Поэтому про ее части тела мы будем говорить ласково, нежно.
У Аллы не голова, а головка.
У Аллы не глаза, а глазки.
У Аллы не лоб, а лобик.
У Аллы не волосы, а волосики.
У Аллы не плечо, а плечико.
У Аллы не локоть, а локоток.
6) А ещё Алла пришла к нам не одна, а со своим питомцем.
Игра "Расскажи какой он?" (маленький, пушистый) Какого он цвета? (белый) - У меня есть волшебная лупа, давай немного по превращаем.
(Была лапа белая, а стала голубая (лапа, голова, живот, хвост, ухо) и т.д.)
7) Проговаривание слов, расширение словарного запаса (глагольный словарь)
- Алла очень любит фотографироваться и она покажет нам чем она недавно занималась.
Игра "Что делала Алла?" (пила, мыла, бегала, копала, ходила, стояла, катала, покупала, лепила, поливала, лечила, гуляла, болела, готовила, играла, думала
8) Физкультминутка
- По дороге к нам Алла нашла много интересных предметов. Давай их соберём и назовем. Послушай, например,
Алла шла, шла, шла и лак нашла.
Алла шла, шла, шла и лопатку нашла.
Алла шла, шла, шла и пенал нашла.
Алла шла, шла, шла и бокал нашла.
Алла шла, шла, шла и платок нашла.
Алла шла, шла, шла и клубок нашла.
(ребенок шагает и находит картинки с предметами)
9) Закрепление звука в предложениях, стихах, играх.
1) - Алла хочет посмотреть, какая ты внимательная. Она спрячет один предмет, а ты попробуй догадаться, что она спрятала.
Например, Алла спрятала пенал. и т.д.
2)Игра "Найди место звука Л в слове."(схемы)
3) Игра «Скажи наоборот».
- Алла придумала для тебя задание. Я произнесу начало предложения, а ты, опираясь на картинки, его продолжи.
Волшебник бывает добрый, а бывает...(злой).
Лошадь бывает черная, а бывает...(белая).
Стакан бывает пустой, а бывает ...(полный).
Волосы бывают темные, а бывают...(светлые).
Человек бывает пожилой, а бывает...(молодой).
- Молодец, ты отлично справилась с заданием.
III. Заключительная часть. Рефлексивный этап
- Какой звук нам чаще всего встречался? (Звук Л).
-Кукле Алле пора возвращаться домой. Мы с Аллой благодарим тебя за интересное занятие.