СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект инклюзивного урока английского языка для детей с ОВЗ (слабослышащие)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект инклюзивного урока английского языка для детей с ОВЗ (слабослышащие)»

Технологическая карта урока английского языка для детей

с ОВЗ (слабослышащие), 5 класс

1. Общая информация



Предмет: Английский язык
Класс: 5
Тип урока: Комбинированный (введение лексики и грамматической структуры, практика в речи и письме)
Категория учащихся: Дети с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)
Тема: My Family

Продолжительность: 40 минут

2. Задачи урока



  • Образовательные:

Познакомить учащихся с новой лексикой по теме: family, mother, father, brother, sister, grandfather, grandmother.

Научить использовать притяжательные местоимения: my, his, her.

Формировать навыки составления простых предложений о членах семьи на английском языке.

  • Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, память, внимание через работу с наглядным материалом.

Развивать артикуляционную моторику и слуховое восприятие у слабослышащих обучающихся.

Способствовать развитию невербального и вербального взаимодействия в парах и группах.

  • Воспитательные:

Формировать положительное отношение к изучению иностранного языка.

Воспитывать уважение к семье, толерантность и доброжелательность к сверстникам.

Развивать уверенность в себе, желание общаться и сотрудничать.

  • Коррекционные:

Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Создать комфортные условия для освоения материала детьми с разными образовательными возможностями.

Поддерживать развитие речевого слуха и произношения через повторение, FM-системы и сурдоперевод.

  • Инклюзивные:

Обеспечить равный доступ к учебному содержанию для всех учащихся, включая детей с ОВЗ.

Использовать адаптированные материалы и технологии (крупный шрифт, субтитры, тактильные элементы).

Способствовать социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в учебный процесс.



3. Материалы и оборудование
  • Аудиоплеер с сурдопереводом

  • Макет "Family Tree"

  • Картинки с изображением членов семьи

  • Карточки с лексикой

  • Презентация с анимацией и субтитрами

  • Таблицы с глаголами и местоимениями

  • Бланки заданий с крупным шрифтом

  • Слуховые аппараты / FM-системы

  • Дидактический материал в печатном и электронном виде

  • Игра «Найди члена семьи»

  • Ламинированные фотографии (или рисунки) членов семьи

4. Поддержка и методика

Основные виды поддержки:

1. Техническая поддержка

  • Использование FM-систем для усиления звука и лучшего восприятия речи.

  • Применение слуховых аппаратов (при необходимости).

  • Видеоматериалы с субтитрами и сурдопереводом .

  • Аудиозаписи с четкой дикцией учителя и замедленной речью.

2. Визуальная поддержка

  • Картинки, иллюстрации, пиктограммы и фотографии членов семьи.

  • Таблицы с лексикой и грамматическими конструкциями (my/his/her).

  • Презентации с крупным шрифтом, анимацией и цветовым выделением ключевых слов.

  • Наглядные схемы: семейное древо ("Family Tree"), шаблоны предложений.

3. Тактильная поддержка

  • Ламинированные карточки с изображениями членов семьи, которые можно потрогать.

  • Возможность использовать предметы или игрушки при рассказе о семье.

4. Коммуникативная поддержка

  • Учитель использует медленную, четкую артикуляцию , показывает губы при произношении.

  • Дополнительно — жестовая речь или язык жестов (в зависимости от уровня подготовки учащихся).

  • Шаблоны фраз и структурированные предложения для облегчения высказываний.

  • Помощь педагога-дефектолога или тьютора при необходимости.

5. Эмоциональная и мотивационная поддержка

  • Создание доброжелательной, безопасной атмосферы.

  • Поощрение за каждое достижение, независимо от его масштаба.

  • Использование игровых элементов, музыки, движения для повышения интереса к уроку.

Методы и приемы обучения:

1. Наглядный метод

Объяснение материала с использованием картинок, видеороликов, презентаций.

Подходит для детей с ограниченным слуховым восприятием.

2. Игровые методы

Игра «Угадай члена семьи», «Собери семейное древо», «Match the word and picture».

Позволяет закрепить материал в форме игры, снижает стресс.

3. Мультисенсорный подход

Комбинация зрительных, тактильных и слуховых сигналов.

Помогает компенсировать недостаток одного канала восприятия за счет других.

4. Проектная деятельность

Создание "Family Tree" в парах или группах.

Развивает коммуникацию, ответственность, уверенность в себе.

5. Дифференцированное обучение

Разноуровневые задания: простые (соедини картинку и слово) и сложные (составь предложение).

Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

6. Формирующее оценивание

Рефлексия через систему "Светофор".

Самооценка и взаимооценка.

Отсутствие акцента на ошибках, акцент на прогрессе.

7. Коммуникативный метод

Работа в парах и группах.

Диалогическая форма общения.

Стимулирование говорения через структурированные вопросы и ответы.





5. Структура урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся (общeобразоват. программа)

Адаптация для детей с ОВЗ (слабослышащие)

УУД (универсальные учебные действия)

Методы и приемы

Организационный момент- 2 мин

Приветствует класс с жестовым акцентом ("Good morning!" + жест).

Настраивает детей на работу: показывает смайлики настроения.

Предлагает выбрать «настроение дня» — радость, готовность, дружба.

Проверяет наличие рабочих мест, оборудования, слуховых аппаратов.

Отвечают на приветствие (словесно или жестами).

Выбирают смайлик, который соответствует их настроению.

Готовят рабочее место.

Учитель использует медленную, четкую артикуляцию.

Поддерживает зрительный контакт.

При необходимости повторяет фразы, используя сурдопереводчика или FM-систему.

Личностные: формирование положительного эмоционального настроя.

Создание доброжелательной атмосферы.

Использование визуального расписания урока.

Актуализация знаний – 5 минут

Показывает картинки с изображением членов семьи без подписей.

Задает вопросы:

Who is this?

Is this a boy or a girl?

Who is he/she in your family?

Угадывают члена семьи по картинке.

Отвечают на вопросы, используя слова, которые уже знают.

Повторяют за учителем слова, если забыли.

Учитель говорит медленно, четко, показывает губы.

Использует жесты и мимику.

Предоставляет карточки с подсказками.

Повторяет вопросы несколько раз.

Познавательные: актуализация опорных знаний.

Диалог, игра «Отгадай по картинке».

Презентация с субтитрами.

Целеполагание – 3 минуты

Показывает тему урока на доске: "My Family".

Спрашивает:

What do you want to learn today?

Can you guess what we will do?

Предполагают, чему они будут учиться.

Формулируют цели вместе с учителем.

Учитель помогает формулировать мысли, используя визуальные подсказки.

Предлагает карточки с началом фраз:

I want to learn...

I can say...

I will talk about...

Регулятивные: целеполагание.

Беседа, визуальная поддержка.

Изучение нового материала – 10 минут

Вводит новую лексику: family, mother, father, brother, sister, grandfather, grandmother.

Показывает каждое слово с картинкой, проговаривает медленно.

Демонстрирует презентацию с анимацией и субтитрами.

Проводит игру: «Match the word and picture».

Учитель произносит слово – дети показывают нужную картинку.

Слушают, повторяют слова.

Записывают слова в тетрадь с картинками.

Выполняют задание на соответствие.

Учитель повторяет слова, используя FM-систему.

Предоставляет карточки с крупным шрифтом и изображениями.

Предлагает потрогать картинки (при необходимости).

Помогает правильно артикулировать звуки.

Познавательные: восприятие и запоминание новой лексики.

Наглядный метод, аудиовизуальное сопровождение, интерактивная игра.

Физминутка – 2 минуты

Проводит музыкальную паузу под песню «We Are Family» (с субтитрами).

Показывает движения, соответствующие словам: мама – руки вверх, папа – руки в стороны и т.д.

Повторяют движения под музыку.

Закрепляют слова через движение.

Музыка с вибрацией (через колонки или пол).

Учитель стоит рядом, показывает движения.

Можно выполнять стоя или сидя, в зависимости от возможностей.

Личностные: снятие усталости, повышение внимания.

Зрительное сопровождение, ритм через тактильные ощущения.

Закрепление – 10 минут

Организует работу в парах: создание семейного древа.

Раздает наборы картинок.

Предлагает составить предложения:

This is my mother. She is kind.

This is my brother. His name is Tom.

Выбирают картинки, приклеивают на лист.

Рассказывают друг другу о своей семье.

Используют шаблоны предложений.

Шаблоны предложений с подсказками.

Помощь педагога или ассистента.

Возможность рассказать с помощью картинок или пиктограмм..

Коммуникативные: умение сотрудничать, выражать мысли.

Работа в парах, проектная деятельность, использование визуальных подсказок.

Контроль и самоконтроль – 5 минут

Предлагает тест с картинками и заданиями:

Соедини слово и картинку.

Выбери правильный ответ.

Напиши имя члена семьи.

Выполняют задания.

Проверяют друг у друга по ключу..

Индивидуальные карточки с крупным шрифтом.

Возможность выполнить задание устно.

Помощь учителя или ассистента.

Регулятивные: контроль, оценка.

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Рефлексия – 3 минуты

Спрашивает:

Что нового узнали?

Чему научились?

Как вы оцениваете свою работу?

Предлагает выбрать цвет светофора:

Зелёный – всё понял.

Жёлтый – было трудно.

Красный – не понял.

Учитель помогает формулировать ответы.

Используется визуальный рефлексивный материал.

Личностные: осознание личностного роста.

Беседа, визуальная рефлексия.

Домашнее задание – 2 минуты

Объясняет задание: нарисовать свою семью и написать 5 предложений.

Предлагает альтернативу: сделать видео или фото с рассказом о семье.

Записывают домашнее задание.

Слушают объяснение.

Получают карточку с визуальными инструкциями.

Возможность выполнить задание в удобной форме.

Регулятивные: планирование.

Объяснение, выдача карточек, демонстрация примера.







Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха.

  • Совершенствование навыков зрительного восприятия и пространственного ориентирования.

  • Развитие коммуникативных навыков через работу в парах и группах.

  • Поддержка вербального и невербального общения.

Дифференциация и индивидуализация:

  • Для учащихся с разным уровнем подготовки предусмотрены задания разной степени сложности.

  • Возможна работа с педагогом-дефектологом или тьютором.

  • Использование вспомогательных технологий: FM-системы, сурдоперевод, тифлокомментарии.

Оценивание:

  • Формирующее оценивание через наблюдение и взаимопроверку.

  • Использование системы "Светофор" для саморефлексии.

  • Устное поощрение, акцент на успешности каждого ученика.