План конспект интегрированного урока по литературному чтению 4 класс по теме «Семья и семейные ценности через задания, подготавливающие к ВПР»
Орг. момент.
Видеоролик
- Меня зовут Диана Мурадовна. Приехала я к вам из самого южного города России солнечного Дербента. Край, где чтут традиции и уважают старших. А главной ценностью в жизни каждого человека является его семья.
2. Самоопределение к деятельности
- Ребята, что всегда в вашем сердце, мысль о чем согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят безусловно?
- Кто догадался, о чем пойдет сегодня речь?
- Верно! Наш сегодняшний урок посвящен теме семьи и семейным ценностям.
- У вас на столах лежат кейсы, откройте их и ознакомьтесь с содержимым. Что это?
- В течение всего урока вы будете оценивать себя баллами за прохождение каждого задания и записывать баллы на лепестке, который прикрепите к сердцевине. К концу урока, суммируя баллы, выставите себе оценки и запишите в сердцевине.
2. Работа по теме урока
- Обратимся к тексту, который лежит у каждого.
-Какие слова выделены в тексте? (веки, дремота) словарная работа
- Сейчас я ознакомлю вас с содержанием, а вы внимательно слушайте и определите тему данного текста. (Читаю текст)
Митеньке было одиноко и грустно . Впервые он остался дома один.
Рос Митенька в большой семье и привык, что дом наполнен жизнью и радостью, которую он не замечал. В руках он держал семейный портрет: мама Марья, отец Владимир, Никита, Леша, Настя , маленький Павел и он… Лишь на портрете они были в сборе. Как хорошо ему было тогда. Митенька считал, что родители часто относились к нему несправедливо, понапрасну ругали, запрещали что надо и что не надо. Никита незаслуженно дразнил его. Леша часто был холоден и не брал его на каток. Но без них Митя чувствовал себя еще более невыносимо. Все-таки без семьи жить невозможно. Он тяжело вздохнул. За окном падали снежинки. Стоял темный декабрьский вечер. В это время отец вслух читал ему и Павлу книги. Мама давала теплое молоко для хорошего сна и укладывала в кровать. Когда дремота смыкала веки, он чувствовал нежные руки мамы и ее объятия. Митенька нежно гладил портрет. Ему не хватало заботы своей семьи в этот вечер. Забота друг о друге скрепляла отношения между членами семьи. Никита хранил все поделки Мити, хотя не выказывал к ним своего восхищения. Леша мог всю ночь сторожить кровать брата во время его болезни. Настя клала в рюкзак шапку, чтобы Митенька не простыл в холодную погоду. А забота маленького Паши проявлялась в желании поделиться всеми своими сладостями.
Митенька поцеловал портрет и положил под подушку. Только бы они вернулись скорее. Он будет самым образцовым ребенком. Не будет приставать с глупостями, ломать игрушки, творить беспорядок, будет убирать в квартире. И из школы будет приносить только отличные оценки.
С этими мыслями тишину нарушил звонок в дверь. Вот семья и дома!
-Понравился ли вам текст? Чем?
- Определите тему текста.
-Прочитайте текст самостоятельно и подумайте как его можно озаглавить.
-Как можно его озаглавить?
-Кто главный герой рассказа? Назовите всех членов семьи.
- Что чувствовал Митя, глядя на семейный портрет?
- Какие воспоминания нахлынули на него в этот вечер?
- Что герой вспомнил о матери? Об отце? О братьях и сестре? Найдите в тексте описание
- А что так скрепляло их семью? (забота друг о друге)
- А как проявляется забота в вашей семье?
- Обратите внимание на то, какие воспоминания возникли у Николеньки в начале текста. Найдите описание.
- Как вы считаете, изменились ли его чувства к членам семьи? Как вы это поняли?
- Найдите в тексте предложение, в котором содержится основная мысль текста.
Настоящая семья – это та, в которой царят внимание, душевная теплота и забота о родителях, любовь и уважение друг к другу. Семья дает понимание многих простых, но важных истин. Они в советах и напутствиях отца, во всепоглощающей любви матери, в заботе сестер и братьев друг о друге. Любите и берегите свою семью!
Оценивание.
3 балла – полный анализ
2 балла – не знали ответы на 1, 2 вопроса
1 балл – знали ответы только на половину вопросов
«Энциклопедия слова Семья»
Оценивание.
3 былла – вклад в работу группы, справились со своим заданием
2 балла – помогали, но не в полной мере
1 балл – вам помогли с выполнением вашего задания
Русский язык
-Вернемся к тексту. Взглянем на него со стороны русского языка.
Задания:
1. Выпиши из 16-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного. (слайд) (1 балл, 2 балла)
- Что такое прилагательное? Существительное? Что такое словосочетание? ( это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически). Что не является словосочетанием? Грамматические признаки имен прилагательных.
Давайте обобщим. Какие грамматические признаки имен прилагательных?
Оценивание.
- Приведите пример имен существительных, которые характеризуют дружную семью.
Обратитесь к облаку слов
Пускай процветает семья,
Пусть верность добро и любовь
Ведут Вас по жизни, друзья,
Счастливыми делая вновь!
Физминутка
Математика
- Посмотрим на текст под углом математики.
Задания:
1. Прочитай текст и изобрази семейное дерево, включающее всех перечисленных в тексте родственников. Впиши в прямоугольники на схеме имена или имена и отчества родственников. (2 балла – все правильно, 1 балл – 1,2 ошибки)
Меня зовут Митя. Мою маму зовут Марья Львовна, она бухгалтер. Ее родители живут далеко от нас. Бабушка Наталья Петровна и дедушка Лев Константинович пенсионеры. С ними живёт мамин брат дядя Саша, он работает инженером в строительной компании.
Мой папа Владимир Игнатьевич работает бухгалтером вместе с мамой. Его родители живут с нами в одном городе. Бабушка Ольга Михайловна воспитатель в детском саду. Она часто дарит мне и моим братьям Никите , Леше и Паше подарки. А сестре Насте косметику, которую она хочет. Дедушка Игнат Родионович работает водителем автобуса.
- У каждой российской семьи свое древо. Все семьи разные, но объединяют их семейные ценности, традиции и праздники.
Какое счастье жить на свете,
Когда я в мире не одна.
Когда душа теплом согрета
И за спиной стоит СЕМЬЯ.
Наше государство можно назвать одной большой семьей. А семья является ячейкой нашего общества. Наш класс тоже можно назвать большой дружной классной семьей.
Окружающий мир
-Предлагаю вам просмотреть видео, которое поможет ответить на следующие вопросы. (просмотр видео)
- Сколько объектов в РФ?
-Сколько народов заселяют Россию?
-Какой язык является государственным в РФ?
- Составьте предложение о России, используя опорные имена прилагательные.
Россия – великое государство, которое объединило более 190 народов как одную большую и дружную семью.
Оценивание
2 балла – верно ответили на оба вопроса и составили предложение
1 балл – не знали ответов на вопросы, но составили предложение , или ошиблись в одном вопросе
Рефлексия.
Подсчет баллов и выставление оценок.
13-11 баллов – 5
10-8 баллов – 4
7-6 баллов – 3
Подведение итогов
- Как вы думаете, почему мы собрали именно ромашку?
- Белоснежный цветок с желтой сердцевиной на Руси считался символом любви. Ромашки символизируют семью, заботу и любовь, которая есть в каждой семье.
У Л. Н. Толстого есть замечательные слова:
« По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме».
Хочу, чтобы вы с радостью приходили в школу и уходили домой!