Математика. 4 класс. УМК «Школа России»
Целевой компонент урока
Тема: Письменное деление на двузначное число.
Цель: создать благоприятные условия для продолжения знакомства с письменными приёмами деления на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать умение решать задачи изученного вида.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию у обучающихся практических навыков деления многозначного на двузначное число.
Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать; сравнивать учебный материал; совершенствовать вычислительные навыки; развивать эмоциональную и образную память; развивать логическое мышление, воображение, внимание; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся познавательной активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие интереса к предмету, формирование мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: ответственности, аккуратности, усидчивости.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей; осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению; умение анализировать и исправлять ошибки; осуществление контроля по результату.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения сотрудничать с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия; формировать собственное мнение; использование реи для регуляции своего действия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формами речи.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Предметные: систематизировать, обобщить и закрепить знания о делении, закрепитьалгоритм письменного деления многозначного на двузначное число; применять алгоритм деления многозначного числа в столбик; владеть навыками деления многозначного числа на двухзначное число, тренировать навыки письменных вычислений, решение текстовых задач, примеров на порядок действий.
Основные образовательные ресурсы: учебник «Математика» М.И. Моро
4 класс 2 часть стр.60.; раздаточный материал.
Ход урока
Организация начала урока.
Приветствие.
У.: Здравствуйте ребята, меня зовут Дюлбер Дашдемировна, сегодня урок математики проведу у вас я.
Проверка готовности к уроку.
У.: Ребята, проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на партах: тетрадь, ручка, карандаш, учебник. Лишнее с пар убираем, чтобы не мешало при работе на уроке.
Мотивация к обучению и познанию.
У.: Ребята, закройте глаза. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:
Я буду внимательным.
Буду думать, думать, думать.
Буду сосредоточенно размышлять.
Буду догадлив, старателен.
У.: Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
Актуализация умений и знаний.
Устный счет.
У.: Задумайте любое число от 1 до 10.
У.: Умножьте то число на 2.
У.: К произведению прибавьте 3.
У.: Полученную сумму умножьте на 4.
У.: От полученного произведения вычтите 12.
У.: Полученную разность разделите на задуманное число.
У.: У вас у каждого должно получиться число 8.
Математический диктант.
У.: Уменьшите 125 в 25 раз. (5)
У.: Во сколько раз 78 больше 6? (13)
У.: Делимое 999, делитель 9. Найдите частное. (111)
У.: На сколько надо разделить 93, чтобы получилось 3? (31)
У.:Фермер собрал урожай капусты и лука. Капусты он собрал 10 455 кг, а лука в 123 раза меньше. Сколько кг лука собрал фермер? (85)
Открытие новой темы. Целеполагание.
Фронтальная работа.
У.: Ребята, прям перед сегодняшним нашим занятием я нашла сундук, но я сама не могу его открыть и узнать, что там внутри. На сундуке лежал конверт, в котором находится письмо. В этом письме написано: «Сундук не простой, сундук волшебный. Чтобы его открыть надо выполнить задания, которые находятся в конвертах.»
У.: Ой, ребята, смотрите, задания и правда находятся в конверте! Вы мне поможете открыть сундук?
О.: Да!
У.: Отлично, посмотрим, какое первое задание нам подготовил незнакомец.
1 задание
У.: Для того, чтобы разгадать тему нашего сегодняшнего занятия, вам надо проверить, правильно ли решен пример:
29736:56
У.: Ребята, а как мы будем решать такой пример? С помощью чего?
О.: С помощью алгоритма письменного деления.
У.: Вспомним алгоритм письменного деления. Прочитайте по цепочке.
Алгоритм письменного деления:
Выделяем первое неполное делимое.
Определяем число цифр в частном.
Находим первую цифру частного.
Образуем второе неполное делимое.
Находим вторую цифру частного.
Образуем третье неполное делимое.
Находим третью цифру частного.
У.: Отлично, давайте же проверим, верно ли решен этот пример! Решаем вместе с доской.
1.Выделяем первое неполное делимое. 2:56 нельзя, 29:56 нельзя, 297:56 можно. Значит первое неполное делимое 256.
2. Определяем число цифр в частном. У делимого 29736 мысленно выделяем первое неполное делимое 297. Ему будет соответственно одна цифра частного. Затем цифра 3 и 6 делимого, им будет соответственно еще по одной цифре частного. Получается, что всего в частном будет 3 цифры.
3. Находим первую цифру частного. 297:56, приблизительно цифра 5. 56*5=280. Записываем цифру 5 в частное. Находим остаток 297-280=17.
4. Находим вторую цифру частного. К остатку 17 приписываем следующую цифру делимого. Получается 2 неполное делимое 173. 173:56, приблизительно цифра 3. 56*3=168. Записываем цифру 3 в частное. Находим остаток 173-168=5. 5. Находим третью цифру частного. К остатку 5 приписываем следующую цифру делимого. Получается 3 полное делимое 56. 56:56, берем по 1. 56*1=56. Записываем цифру 1 в частное. 56-56=0. Получается 29736:56=531.
У.: Ответ верный получился?
О.: Да.
У.: Ответим теперь на главный вопрос. О чем мы будем сегодня говорить на нашем занятии?
О.: О письменном делении многозначного на двузначное число.
У.: Мы первый урок занимаемся по этой теме?
О.: Нет.
У.: Тогда какова цель нашего урока?
О.: Самостоятельно делить многозначное на двузначное число.
У.: Верно!
Открытие новых умений и знаний.
Работа по карточкам.
У.: Ребята, давайте перейдем ко второму заданию.
2 задание
У.: Вам надо решить письменно примеры по вариантам.
1 вариант: 48 984 : 52;
243 144 : 72.
2 вариант: 91 375 : 43;
351 456 : 84.
У.: У доски будут решать 4 человека, остальные решают в тетради.
У.: Давайте проверим, правильно ли вы решили. Объясните пожалуйста решение этого примера.
У.: Ребята, оцените себя по 10-бальной шкале на полях.
Физминутка.
У.: Предлагаю вам немного отдохнуть. Вышли все из-за парт. Повторяем за мной.
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться – три, четыре,
И на месте пошагать –
Раз, два, три, четыре, пять.
Открытие новых умений и знаний. (продолжение)
1. Работа с учебником.
У.: Перейдем к следующему заданию.
3 задание
У.: Откройте страницу 60 учебника. Посмотрите на задачу под номером 227.
У.: Кто громко прочитает нам первую задачу под номером 227?
У.: О чем говорится в задаче?
О.: О теплоходе.
У.: Какие опорные слова мы выделяем в задаче, которые нам помогут в решении и помогут в том, чтобы составить краткую запись?
О.: Скорость, время, расстояние.
У.: С помощью какой краткой записи мы будем оформлять эту задачу?
О.: С помощью таблицы.
У.: Какие главные слова мы можем выделить в задаче?
О.: Теплоход, дни.
Чертим таблицу.
У.: Нам известно, что теплоход за два дня вместе прошел 350 км. 350 км – это у нас что?
О.: Расстояние.
У.: Известно ли нам сколько он шел отдельно в первый день км и сколько шел во второй день км?
О.: Нет.
У.: Обязательно подписываем мерки (км). Что нам еще известно в задаче?
О.: Что в первый день теплоход был в пути 8ч.
У.: 8ч это что у нас такое? В какую строчку мы это впишем?
О.: Время. В первую строчку.
У.: Во второй день знаем сколько?
О.: Да, 6ч.
У.: Куда впишем?
О.: Во вторую строчку.
У.: Известна ли нам скорость?
О.: Нет.
У.: В чем измеряется скорость? Если у нас расстояние в км, а время в часах, то тогда скорость изменяется в чем?
О.: В км/ч.
У.: Что у нас спрашивается в задаче? Что нам надо найти?
О.: Какое расстояние прошел теплоход в каждый из дней, если шел с одинаковой скоростью.
У.: Что мы знаем о скорости?
О.: Скорость была одинаковая.
У.: Вопрос мы отобразили в задаче?
О.: Да.
У.: Можем ли мы ответить на вопрос задачи?
О.: Нет.
У.: Почему?
О.: Потому что нам недостаточно данных. Мы можем ответить, если бы нам была известна скорость.
У.: Так что же мы будем делать, если у нас не достает пунктов в первой строчке и во второй. Как же мы будем решать? Для того, чтобы решить такую задачу, нам надо сначала найти разность между временем. Разность – это у нас какой знак?
О.: Минус.
У.: Что из чего мы будем вычитать?
О.: Из большего меньшее.
У.: Мы нашли разность во времени. Что мы можем делать дальше? Что нам известно?
О.: Общее расстояние 350 км.
У.: Что мы можем найти?
О.: Скорость.
У.: Давайте вспомним формулу нахождения скорости.
О.: V=S*t (скорость = расстояние * время)
У.: Расстояние нам известно?
О.: Да, 350 км.
У.: Время известно?
О.: Да, 8ч.
У.: Ищем скорость. Каким действием?
О.: Делением.
У.: В чем измеряется расстояние?
О.: В км/ч.
У.: Мы нашли скорость. Теперь, когда нам известна общая скорость, известно время, можем ли мы найти расстояние?
О.: Да.
У.: Вспомним формулу нахождения расстояния.
S = V *t (расстояние = скорость * время)
У.: Как найти расстояние?
У.: Теперь, таким же способом, мы можем узнать, сколько за второй день. Каким действием?
У.: Мы ответили на вопрос задачи?
О.: Да.
У.: Записываем ответ.
8-6=2 (ч) – разность.
350:2=175 (км/ч) – расстояние.
175*8=1400 (км) – за первый день.
175*6=1050 (км) – за второй день.
Ответ: 1400 км и 1050 км.
У.: Вторую задачу вы сейчас решаете самостоятельно, кто решит, поднимает руку.
У.: Кто хочет выйти к доске и вписать в таблицу данные второй задачи?
У.: Кто хочет зачитать, как он решил задачу?
У.: У кого получилось так, поднимите руку.
У.: У кого получилось не так, поднимите руку.
У.: Ребята, чем похожи эти задачи?
У.: Чем они отличаются?
У.: Всем ли было понятно, как мы решили эту задачу?
У.: У кого возникли трудности, поднимите руку.
У.: Ребята, начертите на полях «волшебные линеечки» как на доске. Оцените себя. Если вы считаете, что были самостоятельны, то крестик ставим в самом верху, если не очень самостоятельны, то по середине, ну а если совсем плохо, то в самом низу. Такая же шкала на сколько вы были аккуратны и на сколько были активны.
4 задание
У.: Ребята, незнакомец советует нам обратиться к заданию в учебнике под номером 230. Но перед тем как выполнять это задание, давайте вспомним, что такое площадь прямоугольника?
О.: Площадь – это числовая характеристика фигуры.
У.: Как найти площадь прямоугольника?
О.: Длину умножить на ширину.
У.: Что такое периметр прямоугольника?
О.: сумма длин всех сторон прямоугольника или сумма длины и ширины, умноженная на 2.
У.: Хорошо, прочитаем задание в учебнике.
У.: Что нам уже известно?
О.: Длина прямоугольника 8 см, периметр 24 см.
У.: Что нам надо сделать?
О.: Начертить такой же прямоугольник, разделить его на 2 равных треугольника.
У.: Что нам надо найти?
О.: Площадь каждого треугольника.
У.: Можем ли мы узнать сумму длины и ширины?
О.: Да.
У.: Каким действием?
О.: 24:2=12
У.: Что еще можно найти?
О.: Ширину прямоугольника.
У.: Каким действием?
О.: 12-8=4
У.: Что еще можно найти?
О.: Площадь прямоугольника.
У.: Каким действием?
О.: 8*4=32
У.: Что еще можно найти?
О.: Площадь треугольника.
У.: Каким действием?
О.: 32:2=16
У.: С помощью какой краткой записи мы будем оформлять задачу?
У.: Записываем действия.
24:2=12 (см) – сумма длины и ширины.
12-8=4 (см) – ширина прямоугольника.
8*4=32 (см2) – площадь прямоугольника.
32:2=16 (см2)
Ответ: 16 см2 площадь каждого треугольника.
У.: Ответили мы на вопрос задачи?
О.: Да.
У.: Ребята, а теперь на полях поставите кружочек. Зеленый, если все было понятно и легко. Желтый, если были трудности. Красный, если вообще задача не понятна.
Подведение итогов урока.
У: Ребята, наш урок подходит к концу. Какая была тема нашего сегодняшнего урока?
О: Деление многозначного на двухзначное число.
У.: Какую цель мы ставили в начале урока?
О.: Самостоятельно делить многозначное на двузначное число.
У.: Смогли ли мы достигнуть поставленную цель?
О.: Да.
У: Что мы решали на сегодняшнем уроке?
О: Примеры и задачи.
У: Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам самыми трудными?
Рефлексия.
У.: Ребята вам понравился урок?
У.: Мы выполнили все задания незнакомца, давайте проверим наш волшебный сундук, не открылся ли он.
У.: Ребята, посмотрите, он открылся. А там внутри медали для вас!
У.: Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу!
Домашнее задание:
Стр. 60 №231.
Тема урока: «Письменное умножение на трёхзначное число».
Цели:
Познакомить с алгоритмом умножения на трёхзначное число;
Развивать логическое мышление, познавательную активность, навыки письменного и устного счёта;
Воспитывать устойчивое внимание учащихся, интерес к предмету.
Ход урока
Организационный момент.
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе,
Не забывай дружок!
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Поздоровались с гостями.
Тихо сели за свой стол.
Начинаем наш урок.
Учитель:
– Ребята, какие предметы придумали люди для более быстрого счёта? (счёты, калькуляторы, компьютеры)
– Представьте, что сломались все электронно-вычислительные машины, а нам срочно нужно считать.
– Как мы поступим в этой ситуации?
2. Актуализация знаний. (Устный счёт)
а) Индивидуальная работа у доски.
900 – ( 10х17 + 26 х 4) :10 = 870
900 – 10 х 17 + 26 х 5 :10 = 743
б) Прочитайте числа:
137242, 1945, 465638, 2014.
– Первое число увеличьте на 3000
– Назовите предшествующее и последующее число.
– Третье число уменьшите на 6 сотен.
– Назовите числа в порядке возрастания.
– Найдите лишнее число, обоснуйте свой ответ.
– Давайте посмотрим на это число, не с точки зрения математики, а с исторической точки зрения. Какие исторические даты вы увидели?
– Какую великую годовщину мы будем праздновать в этом году весной?
в) Задача.
Лыжник двигался 3 часа со скоростью 25 км/ч. Какое расстояние он пробежал?
г) Задача.
Лыжник передвигаясь со скоростью 12 км/ч . Расстояние между городами преодолел за 3 часа. Возвращаясь обратно он проехал то же расстояние за 4 часа. С кокой скоростью шел лыжник возвращаясь обратно?
Решение:
1) 12 х 3 = 36 (км) – S между городами.
2) 36 : 4 = 9 ( км/ч) - V
д) Проверка индивидуальной работы.
3. Физкультминутка.
Один, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочки потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
4. Работа над новым материалом.
1. Введение в тему:
– Разбейте данные числовые выражения на две группы.
132 х12 = 1584 453 х 126 = 57078
234 х 132 = 30492 234 х 21 = 4680
– Выражения какого вида мы уже научились решать?
– А сейчас попытайтесь сами назвать тему сегодняшнего урока.
– Теперь давайте попробуем составить алгоритм умножения на трёхзначное число.
1. Умножаю на число единиц…
Получу первое неполное произведение…
2. Умножаю на число десятков…
Получу второе неполное произведение…
3. Умножаю на число сотен…
Начну подписывать третье неполное произведение под сотнями…
4. Сложу неполные произведения.
5. Читаю ответ…
2. Объяснение учителя.
769 х 524
3. Закрепление изученного.
453 х 126 = 30492 812 х 346 = 280952
4. Самостоятельная работа.
Мальчики: 379 х 254 = 96266
Девочки: 423 х 516 = 218268
5. Физкультминутка.
Работа над задачей (с. 48 № 183)
Чтение задачи.
– Какого вида эта задача?
– Рассмотрите чертёж.
– Что известно в задаче?
– Как двигались поезда?
– Зная скорости обоих поездов, что можно найти?
– Теперь мы знаем общую скорость и время движения, что можно найти?
– Какое дополнение есть в условии задачи?
Самостоятельное решение задачи. Проверка задачи.
1) 50+75=125(км/ч) общая скорость.
2) 125*6=750 (км) прошли оба поезда.
3) 275+750=1025 (км) расстояние между поездами после начала движения.
6. Закрепление. Работа по карточкам.
534 х 425 932 х 158 237 х 514
356 х 741 483 х 461 869 х 399
7. Итог урока. Выставление оценок.
– Что было главным сегодня на уроке?
– Чтобы не ошибиться при вычислении многозначного числа на трехзначное число, что надо знать? (алгоритм)
– Давайте повторим его.
8. Домашнее задание.
с. 58 № 214
№ 216.
9.Рефлексия.
У детей: зеленые и красные кружочки
– А сейчас оцените свою работу.
– Если я знаю алгоритм и умею без ошибок выполнять умножение многозначного числа на трехзначное – беру зеленый кружочек.
– Если я недостаточно хорошо помню алгоритм и допускаю ошибки в вычислениях – беру красный кружочек.
– Как вы думаете, будем ли мы еще работать над этой темой?
– Урок окончен. Спасибо за работу.
Тема: «Письменное деление с остатком на двузначное число».
Цели урока: познакомить с письменным приёмомделения трехзначного числа на двузначное при однозначном частном с остатком, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять деление трехзначного числа на двузначное при однозначном частном с остатком; читать равенства, используя математическую терминологию;делать выводы в результате совместной работы всего класса; решать задачи изученных видов.
Оборудование:В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Математика. Учебник для 4 класса – УМК «Школа России», интерактивный комплекс, презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с заданиями).
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. СЛАЙД №1
Друзья внимание – прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.
Мыслим – быстро!
Отвечаем – правильно!
Считаем – точно!
Пишем – красиво!
II. Актуализация знаний.
- Итак мы начинаем урок математики.
- Как вы думаете, чтобымыслить – быстро, отвечать – правильно, считать – точно, что нужно сделать? (планировать свою работу и решать все правильно).
- Я предлагаю составить план нашей работы:СЛАЙД №2
- Согласны ли вы с таким планом? Будут ли дополнения?
1. Проверка домашнего задания.
- Давайте не будем терять ни минутки и начнем с первого пункта нашего плана«проверка домашнего задания». Раздать карточки.
Анализ задачи №222.
Назовите чему равно делимое и остаток в №4 на с.67.
Какое правило вы должны помнить при делении остатком?
Деление вовсе не просто,
Ответ ты не сразу найдёшь.
Таблицу учи - умножения!!!
Поможет она, без сомнения,
Узнать неизвестное частное,
А также остаток несчастный!
- Первый пункт нашего плана мы выполнили, переходим ко второму.
2. Устный счёт.СЛАЙД №3
Устно №217
- Какие действия мы будем выполнять? Как называются компоненты при делении, при умножении?
- Как эти действия связаны между собой? (правило).
3. Минутка чистописания.
На доске цифры 4,9,7,0.СЛАЙД №4
- Используя все эти цифры составьте самое большое число (1 в.), самое маленькое число (2 в).
- Проверим 9740, 4079.
- Какие это числа?
III. Самоопределение к деятельности.
488 : 61= 8
366 : 61 = 6
376 : 61= 6(ост.10)
- Сравните выражение.
- Чем они похожи? (Деление на двузначное число, одинаковый делитель).
- Как вы научились делить на двузначное число? (Надо подобрать число, которое при умножении на делитель, дает делимое).
- Какое выражение «лишнее»? Почему?
- Сформулируйте задачи урока.(научиться письменно делить на двузначное число с остатком).
- Сформулируйте тему урока. (Деление на двузначное число с остатком).
IV. Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Материал за красной линией с. 58
1. Работа по учебнику страница 58. Прочитайте. Объясните.
№211 (1 пример у доски, остальные по рядам, у доски по представителю от ряда).
- Проверим 1 ряд? Есть ли ошибки? Исправьте.
- Проверим 2 ряд?
- Проверим 3 ряд?
V. Физкультминутка.СЛАЙД №5, 6
Потрудились — отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Слушайте меня внимательно, если согласны с моим высказыванием, то хлопаете в ладоши, а если не согласны – топайте ногами.
Верно, что у 180 коз, 180 хвостов? (да)
Верно ли, что у 30 мышат, 30 ушей? (нет)
Верно ли, что у 140 коров, 280 рогов? (да)
Верно ли, что у 25 лошадей, 120 ног? (нет)
Верно ли, что если одно яйцо варится 5 минут, то 23 яйца будут вариться 5 минут? (да)
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику №215 (по рядам).
- Проверим.
- Что записано? (уравнения)
- Что такое уравнение?(равенство, содержащее…)
- Что неизвестно в уравнениях?
- Как найти неизвестное число?
2. Задача №214 – анализ задачи(фронтальный опрос)
- Запишите задачу в тетрадь самостоятельно (1 ученик у доски)
VII. Рефлексия.
- Итак, ребята, мы строго следовали нашему плану и подошли к предпоследнему пункту – самостоятельная работа.
№216 – Iвариант.
Задание под красной линией – IIвариант.
Взаимопроверка.
VIII. Подведение итогов.СЛАЙД №7
- Кто, сегодня уходя с урока может сказать: «Я всё понял и могу помочь тем, кто не понял» - нарисуйте на полях жёлтый смайлик.
- Кто, сегодня уходя с урока может сказать: «Я не всё понял и мне нужна помощь» - нарисуйте на полях зелёный смайлик.
- Кто, сегодня уходя с урока может сказать: «Я ничего понял и мне было очень трудно» - нарисуйте на полях красный смайлик.
Я знаю… Я умею… Я могу…
Мне было трудно при выполнении…
Выставление оценок.
IX. Домашнее задание.СЛАЙД №8
с. 58 № 212, № 213, № 218, магический квадрат на полях - по желанию.
Тема: Решение текстовых задач арифметическим способом.
Цели: создать мотивацию к деятельности на уроке посредством создания математических образов.
Задачи:
Предметная: организовать деятельность учащихся
Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий
Познавательная:
Создать представление о числах
Совершенствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.
Формировать учебную самостоятельность.
Регулятивная:
Умение:
- работать по предложенному плану;
- формулировать цель урока, делать выводы.
Коммуникативная:
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностная:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Планируемые результаты: уч-ся закрепят изученные знания по решениям текстовых задач
- рабочая тетрадь;
- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр
- компьютер учителя;
Ресурсы:
- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school–collection.edu.ru
Этап урока
УУД
I Мотивация к учебной деятельности
На уроке я сижу
Не стучу и не кричу
Руку тихо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
- Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
Математика повсюду.
Глазом только поведёшь,
И примеров сразу уйму,
Ты вокруг себя найдёшь.
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику вам надо знать
Обязательно на пять!
Я желаю вам хорошего настроения на весь день!
А сейчас, ребята, поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте,
Я спрошу Вас – отвечайте.
Математика зовёт –
Второклашек на урок
Математика сложна,
Но скажу с почтением –
Математика важна
Всем без исключения.
К какому уроку приготовились? Проверьте порядок на парте. Садитесь.
Я рада приветствовать вас на нашем уроке
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Личностные: действие смыслообразования.
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Устная разминка:
И прекрасна и сильна
Математика страна.
Здесь всегда кипит работа,
Все подсчитывают что-то
Задания для подготовки к ВПР
Выразите величины в указанных единицах:
16 ч =…мин 960 2 ч 06 мин = ... с 7560
25 мин =…с 1560 3 ч 05 мин = …с 11100
360 с =…мин 6 180 мин = …ч 3
Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули, тянули репку, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12)
*Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12)
* Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой – 10 кг ваты. У кого поклажа была
тяжелее? (одинаковая)
* Наступил долгожданный декабрь. Погода стояла хорошая. У нас в саду
сначала зацвели сливы, а потом три яблони. Сколько деревьев зацвело?
(нисколько: в декабре деревья не цветут)
По карточке
Найдите значения выражений.
(140 : 2- 20 : 20) • 5 + 48: 2
50:5 +2-(150:3-80: 20)
Для школьной столовой засолили огурцы . В первый день в 5 бочонках , по 18 кг в каждом. Во второй день засолили на 105 кг огурцов больше , чем в первый день . Сколько кг огурцов засолили за 2 дня ?
3.Сравните :
16 км * 1 307 м 416 мм * 42 см 2 дм 8 см * 31 мм
– Назовите тему урока….
Регулятивные:
контроль, коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания.
III.Постановка учебной цели и задачи
Закрепить….
Научиться….
Узнать…….
IV.Физминутка.
Упражнение для пальчиков.
Большой пальчик мы потрём,
Указательный пожмём,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный пощипаем,
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы встряхнём
И писать сейчас начнём!
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: планирование, прогнозирование
V. «Открытие» новых знаний детьми.
Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения (А.П. Тонких).
VIII. Работа по учебнику.
1.стр.88
№ 411 (с. 88).(Коллективное составление таблиц, самостоятельное решение задач: вариант 1 - задача 1, вариант 2 - задача 2. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
Выработка
за 1 час
Количество часов
Всего кадров
одинаковая
7 ч
I-32 к
II-24 к
Решение
1) (32 + 24): 7 = 8 (к.) - рисовал в час;
2) 32 : 8 = 4 (ч) - работал в первый день;
3) 24: 8 = 3 (ч) - работал во второй день.
Ответ: в первый день художник работал 4 ч, а во второй день — 3 ч. 2)
Решение
1) 78 : (6 + 7) = 6 (к.) - рисовал в час;
2) 6 • 6 = 36 (к.) - нарисовал в первый день;
3) 6 • 7 = 42 (к.) — нарисовал во второй день.
Ответ: в первый день художник нарисовал 36 кадров, а во второй день - 42 кадра.
№412 (2 за доской)
VI.Первичное закрепление
Стр.88 № 412
VII.Физминутка.
Упражнение для глаз
Релаксация
- Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минуту,
Восстановим зоркость глаз,
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Ни печали, ни тревог,
Потрудились славно дети,
Завершается урок!
-Открываем глазки.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;
умение разрешать конфликты; умение выражать свои мысли. Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Геометрический материал к ВПР
Решение геометрических задач
А)Периметр прямоугольника 40см, ширина его равна 4см. Найдите площадь этого прямоугольника.
Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
IX. Обобщение и систематизация знаний.
стр. 88 № 416
Задания к ВПР
Задача №415
В магазин привезли 15200 тетрадей в пачках, по а штук в каждой, и 9500 блокнотов в пачках, по b штук в каждой. Объясните что показывают выражения: 15200: а ; 9500:b ; 15200: а + 9500: b
- Можем ли мы решить задачу? Нет
- Почему?
-Давайте подберем числа, которые делятся, составим задачу и решим ее?
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция;
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
Затем обязательно провожу самооценку: поднимите руку те, кто легко справился с заданием и уверен, что также легко справится с подобным, поднимите руку те, кто испытывал затруднения и не уверен, что справится с подобным заданием. Поднимите руки кто не понял, как выполнять такое задание.
После выполняли типичное задание самостоятельно.
Самопроверка по ответам. И простановка заработанных баллов.
Анализ затруднений.
X. Рефлексия учебной деятельности.
Спасибо за старание
Ведь главное – желание,
А навыки и знание
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда
Закончите урок фразой
Я понял…
Я узнал….
Я хочу узнать…
Я похвалил бы себя за…..
После урока мне захотелось….
– Что понравилось на уроке?
– Какая работа вызвала трудность?
Д/З– стр 88 № 413
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция.