- А теперь откройте учебник на с.48. Прочтите название темы нашего урока. (Какие растения весной цвести торопятся) - Как вы понимаете «цвести торопятся?» (Рано зацветают) - О каких растениях мы будем говорить на уроке? (О тех, которые раньше всех расцветают) - Какие цели перед собой мы поставим? (- узнать о раннецветущих растениях, деревьях; - узнать причину, по которой растения рано зацветают; - запомнить их названия) - Посмотрите на рисунок, представьте, что мы летим на вертолете. Можем ли мы увидеть цветущие деревья и распустившиеся листья? (Нет) - Мы на вертолете увидим с вами только изменение окраски кроны деревьев. А вот цветы, деревья рассмотреть сможем лишь рядом. Маша и Миша оказались в лесу ранней весной. И они приглашают нас познакомиться с теми растениями и деревьями, которые раньше всех зацветают. - Рассмотрите на 48 странице рисунки – подсказки. Какие цветущие растения здесь изображены? (Орешник, Ива, Осина) Есть ли на веточках этих деревьях листья? (Нет, есть только цветущие почки). - Сравните цветы орешника ивы и осины? Чем отличаются друг от друга? У орешника цветком будут желто-зеленые «сережки» свисающие с голых веточек. Если толкнуть «сережки» орешника, то в воздухе появится легкое желтое облачко пыльцы, которое быстро рассеется. И вот, что удивительно: на тех же веточках орешника есть еще другие цветки. Их чаще всего принимают за почки. Растут они парами. Только на верхушках каждого цветка есть розовые ниточки – язычки. Эти язычки ловят пыльцу. Отцветет орешник, отвалятся цветки, сережки. Но каждый цветок превратится в орех. - По берегам лесных рек, по ручьям, канавкам растет ива. Цветет ива желтыми пуховинками. Особый род ивы называется вербой. Красива верба с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветение вербы – верный признак прихода весны. - На веточках осины весной тоже появляются многочисленные сережки. Вначале они короткие. Плотные, как комки. Затем они удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц. - Посмотрите на рисунок в центре. Найдите раннецветущее дерево. Как оно называется? - А есть ли у нас в области такие деревья? - А теперь, давайте рассмотрим рисунок-подсказку на с. 49. - Объединитесь в четверки. Ваша задача – рассказать классу о растении на карточке. Учитель раздает информационные карточки. - Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внимательно, запомните, как они выглядят. (Печёночница, Первоцвет, Мать-и-мачеха, Ветреница, Прострел (сон-трава), Хохлатка) Печеночница красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями похожими на трилистник. Первоцвет весенний называют ещё золотыми ключиками. В конце весны это растение украшается прелестными жёлтыми цветками, собранными в группы, и напоминающие связку миниатюрных ключиков. Мать-и мачеха. Растение с желтыми цветкам, которые появляются среди проталин. А также есть большие листья, верхняя сторона которых холодная, а нижняя теплая и нежная. Ветреница цветёт всего несколько дней, часто называют подснежником, т.к. зацветает когда ветрено, холодно. Прострел (сон-трава) Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан. Хохлатка – изящное растение снежным ароматом. Ее цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки. - Давайте, одним словом назовем все эти цветы. (Первоцветы) |