Конспект классного часа
Оранизационно-деятельностый компонент:
Кл. руководитель: Титова Ольга Викторовна
Дата:13.04
Время: 12:10-12:50
Место: МАОУ Гимназия№40 г. Калининград
Класс: 3 «З»
Целевой компонент урока:
Тема классного часа: «Штурм Кенигсберга»
Тип классного часа: Информационный
Цели урока:
Подготовить детей к восприятию информации экскурсионного материала;
Объяснить значение слов, связанных с темой, работа по запоминанию важных дат;
Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
Применение знаний, полученных на уроках
1. Дать представление о том, что Калининград – город с необычной историей.
2. Устранение неправильного представления о том, что немцы – плохой народ.
3. Развитие речи:
1) грамматический строй:
морфология: согласование в роде и числе существительных с прилагательными «кёнигсбергский», «калининградский»;
2) словарь:
обогащение: Кёнигсберг, Гитлер, Германия;
активизация: Калининград – город , Калининградская область, эксклав(полуэксклав) России ;
уточнение:
- этимология слова Калининград;
- познакомить с синонимами «немцы» - «жители Германии»;
- нахождение родственных слов к слову «город»;
3) звуковая культура речи: произношение сочетаний согласных звуков [дск], [гсб], [ргск] в словах «калининградский», «кёнигсбергский».
Воспитывать уважение к старшему поколению, к ветеранам;
(2-ая часть классного часа).
Развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса;
Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к истории России;
Развивать творческие способности учащихся;
Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
Развивать умение работать в команде;
Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
Задачи:
Образовательные: способствовать закреплению знаний и умений о исторических событиях Калининграда, формированию умения применять эти знания на экскурсии.
Развивающие: способствовать развитию речи, умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию умения распознавать историю своего родного края, применять их в речи; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к истории родного края, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе, а так же воспитывать уважительное отношение к старшим, к ветеранам; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к родному краю, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение владеть информацией о истории Кенигсберга и родного края; применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, словарь, фото родного города.
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, окружающий мир, традиции, путешествия.
Подготовительная работа:
Организация экскурсии в Калининградский городской историко-художественный музей.
Адрес: ул. Клиническая, 21, Калининград, Калининградская обл.
«Штурм города-крепости Кёнигсберг».
-В ходе экскурсии посетители осмотрят уникальный музей, расположенный в бывшем немецком железобетонном бомбоубежище на глубине 7 метров. Рассказ посвящен штурму города-крепости Кёнигсберг войсками Красной Армии с 6 по 9 апреля 1945 года.
Разработка презентации – подготавливающая детей к пониманию и восприятию информации
Обобщение и подведение итога после экскурсии
Форма проведения
Классный час с опорой на презентацию
Сопровождение экскурсии
Творческий классный час с выпуском стенгазеты. Закрепление полученных знаний.
Оформление доски: использование интерактивного оборудования.-показ презентации
1. Фотографии:
• М.И.Калинина, памятника ему;
• видов Калининграда и Кёнигсберга;
• времён Второй мировой войны.
2. Аудиозапись звуков боя.
Организационная часть:
У:- Уважаемые гимназисты нам предстоит экскурсия в музей нашего города.
Беседа о названии Калининграда.
- Как называется наш город? (Калининград)
- Давайте выясним, почему у него такое название Беседа о названии Калининграда.
. Какое слово вы слышите в названии города? (град)
- «Град» - это осадки?
- «Град» - это «город» по-старинке. Например, раньше говорили не «Я пойду в город», а «Я пойду в град»,
(показ рисунка с изображением старинного русского города)
не «Мы из города Москвы», а «Мы из града Москвы» и т. д.
(показ картинки с изображением старой Москвы)
- Получается, в названии «Калининград» к слову «град» добавили другое слово «Калинин». Калинин, что это такое?
- Это фамилия одного известного человека, который жил раньше. Он был членом правительства нашей страны.
(показ фотографии М. И. Калинина)
- А чтобы этого человека всегда помнили, его фамилию поместили в название нашего города.
Вступительная часть Информационный рассказ «Как Кёнисберг стал Калининградом».
- А как раньше назывался наш город? (Кёнигсберг)
- Как вы думаете, это название русское? А какое? (немецкое)
- Если это название немецкое, то кому принадлежал этот город? (немцам)
- То есть Германии, потому что немцы жили в Германии. Но что же это получается: немецкий народ жил в Кёнигсберге – жил, а потом взял и подарил нашей стране, России, этот город – пользуйтесь, пожалуйста?!
(Учащиеся предлагают свои версии; затем учитель рассказывает)
«С давних времён на нашей земле жили немцы – замечательный, трудолюбивый народ. Одним из немецких городов был Кёнигсберг. Это был очень красивый город.
(показ фотографий Кёнигсберга)
В нём было множество домов с остроконечными крышами. Дороги были вымощены камнями. Вокруг была чистота, зелень и цветы. Однажды правителем Германии стал человек по имени Гитлер. Он решил завоевать весь мир. Вот какой он был жадный! Он собрал сильную армию, призывая в неё даже тех, кто не хотел воевать, и пошёл войной на маленькие страны. После этого его армия стала ещё сильней. Вот теперь-то он добрался и до нашей страны, России. Война была долгая, страшная.
(показ фотографий с изображением Великой Отечественной войны; воспитатель комментирует)
Гремели взрывы от снарядов, рушились дома, небо было чёрным от огня. Гибли не только солдаты, но и беззащитные дети, их мамы.
(дети прослушивают а/запись звуков боя, затем делятся впечатлениями)
Вся страна помогала бойцам на фронте.
Основная часть, рассказ с опорой на презентацию.
75 – летию Калининградской области посвящается
У:-Рождение Калининградской области самым непосредственным образом связано с победой советского народа в Великой Отечественной войне.
Слайд 1.В 1945 году отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но не меркнет слава тех дней, не ослабевает интерес к героическим боевым делам воинов, отстоявших свободу и независимость Родины.
Слайд 2. Одной из славных страниц героического прошлого нашего народа является Восточно – Прусская операция Советской армии и особенно её заключительный этап – штурм Кёнигсберга 6 апреля 1945 года.
Кёнигсберг – это история преступлений Германии. Всю свою многовековую жизнь город жил разбоем. Другая жизнь ему была неведома.
Слайд 3. Вокруг города – крепости выросли тяжёлые, громоздкие сооружения крепостной обороны. Гитлеровцы бесновались. Во что бы то ни стало хотели они отбросить наши войска от города, но крепка была хватка советских войск. Гитлеровцы начали лихорадочно возводить укрепления на улицах и площадях. Всё мужское население, способное поднять оружие, мобилизовано в фолькс – штурм. Из арсеналов выкатывались пушки. Минировались окраины. Дворцы в городе и виллы в окрестностях приспосабливались к бою. Город замуровывался.
Слайд 4. Весь мир внимательно следил за продвижением Советских войск на запад по Европе.
Слайд 5. 6 апреля 1945 года. Утро. Тишина. Неуловимый трепет проносился по окопам – священны тайные минуты перед битвой … Гвардейцы прильнули к орудиям. В эти мгновения всё вокруг Кёнигсберга молчало. Сотни тысяч глаз, десятки тысяч стволов орудий и пулемётов в безмолвии смотрели на Кёнигсберг со всех сторон.
Слайд 6. И всё было готово к прыжку.
По рукам гвардейцев ходила тетрадь. Они брали её, каждый записывал несколько слов и передавали товарищу. Тетрадь называлась: «Слово гвардейцев перед штурмом прусской столицы».
Слайд 7. Слова клятвенные:
«Гвардия будет в городе Кёнигсберг! Я заявляю об этом. Гвардии ефрейтор Самсыкин Петр».
Кругом было тихо, и лишь слышался с немецкой стороны мокрый стук насосов. Немцы откачивали воду из траншей.
Девять часов утра.
Атака Кёнигсберга началась …
Слайд 8.
9 апреля гарнизон Кенигсберга капитулировал- Сдался и сам Лаш, что спасло его от приговора Гитлера. Вместе с Лашем в плену оказались 93853 солдата и офицера. Около 42 тыс. немецких военнослужащих гарнизона крепости погибло
Победа!!!
Сокрушена прусская твердыня! Это победа советского солдата, солдатского военного таланта, победа советской техники!!!
Слайд 9. ПРИКАЗ
ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО
Командующему войсками 3 –го Белорусского фронта начальнику штаба генерал – полковнику Покровскому
Войска 3-го Белорусского фронта после упорных уличных боёв завершили разгром кёнигсбергской группы немецких войск и сегодня, 9 апреля, штурмом овладели крепостью и главным городом Восточной Пруссии – Кёнигсбергом – стратегически важным узлом обороны немцев на Балтийском море.
За день боёв к 20 часам войска фронта взяли в плен свыше 27 тысяч немецких солдат и офицеров, а также захватили большое количество вооружения и разного военного имущества.
Остатки Кёнигсбергского гарнизона во главе комендантом крепости генералом от инфантерии Ляшем и его штабом сегодня, в 21 час 30 минут, прекратили сопротивление и сложили оружие …
В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городом крепостью Кёнигсберг, представит к присвоению наименования «Кёнигсбергских» и к награждению орденами.
Сегодня, 9 апреля, в 24 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 3-го Белорусского фронта, завершим завершил разгром кёнигсбергской группы немецких войск и овладевшим городом и крепостью Кёнигсберг, - двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трёхсот двадцати четырёх орудий.
За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за овладение городом и крепостью Кёнигсберг.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть немецким захватчикам!
Верховный главнокомандующий,
Маршал Советского Союза И. Сталин
9 апреля 1945 года № 333
Слайд 10. Всё дальше и дальше уходят те дни, когда у стен Кёнигсберга, на его улицах и площадях гремели бои.
Калининградцы
Он был – взбешённый смертч огня.
Он был – последний всплеск атаки.
И вспыхнули к исходу дня
Над павшими фортами флаги.
И тишина была потом,
В ушах гремевшая набатом.
Он был – тот самый первый дом,
Отстроенный рукой солдата.
Переселенцев поезда
Из Тулы, Брянска и Тамбова …
И были первые суда,
И брались первые уловы.
Был первый старенький трамвай.
Был первый плуг, поднявший пашню…
Так начинался новый край
И так кончался край вчерашний.
Вот птицы, возвещая день,
Сегодня первыми проснулись,
Каштаны разбросали тень
По зеркалу пустынных улиц.
Вот разрывая тишину,
Уходят в море от причала
Суда, приветствуя весну
И дня весеннего начало.
Заводов ритм, простор полей,
Разливы строек, запах моря,
И белоснежность кораблей,
И тишина аудиторий…
Важны не годы, а дела,
Важны не даты, а свершенья.
И цель ясна, и даль светла.
И хватит сил у покаленья.
Слайд 11. С 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме под Берлином состоялась конференция трёх великих держав – победительниц: Союза Советских Социалистических Республик, Соединённых Штатов Америки и Великобритании. Выражая волю народов, сражавшихся против фашизма, приняла решение о ликвидации Восточной Пруссии, в течении многих веков служивший форпостом германской агрессии против восточных соседей. Согласно этому решению северная часть Восточной Пруссии вместе с городом Кёнигсбергом площадью более 15 тысяч квадратных километров, или одна треть территории, была передана Советскому Союзу.
Слайд 12. 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета принял Указ «Об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР»
4 июля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Кёнигсберг был переименован в Калининград; а область – в Калининградскую.
Слайд 13.
Калининград – любовь моя
Места,
в которых мы живём,
В душе
глубокий след хранят.
Я так давно
тобой пленён,
Калининград - любовь моя.
С глубин России
принесён
Характер русский в этот край.
Родился в муках
город мой
и, от любви, её храня,
Готов на подвиг он любой,
Калининград – любовь моя!
Слайд 14. На протяжении семи десятилетий область бережно хранит следы ушедших времён, культурное наследие в виде памятников выдающимися деятелем прошлой, старинной архитектуры.
И, конечно же, главное богатство земли Калининградской – это её люди.
Чтобы возродить к жизни испепелённую войной землю, сюда по призыву приехали сотни тысяч советских людей.
Окроплённые кровью советских воинов земля призывала к увековечиванию светлой памяти героев. Так на карте молодой области появились названия городов – Черняховск, Гусев, Гурьевск, Нестеров, Ладушкин, Мамоново, посёлок Александра Космодемьянского и многие другие.
Слайд 15. Это было словно эхо родных голосов из средней России, с Поволжья. В таких
названиях, как Советск, Краснознаменск, Свобода, Дружба зримо отразились характерные черты того времени и образа жизни.
Слайд 16. В 1948 году население Калининградской области насчитывало 380 тысяч человек. Это были первопроходцы, взявшие на свои плечи тяжёлый груз послевоенной неустроенности. За короткий срок поднялись из руин города и сёла. Стали развиваться многоотраслевая промышленность, сельское хозяйство, народное образование, здравоохранение, наука и культура.
Слайд 17. Город с именем новым,
Солнцем мира согретый,
Ты приют рыболовам,
Морякам и поэт.
Слайд 18. Становление области проходило в трудных условиях. Свыше 90 процентов производственных, административных и жилых зданий было разрушено.
Население области стало коренным – половину его составляют уроженцы Калининградской области. Калининградцы по праву гордятся всем, что создано их трудом на этой земле.
Слайд 19
Здесь не так уж много лет назад
Довелось нам видеть пекло ада…
Здесь на страже памяти стоят
Из гранита славы обелиски
И червонным золотом горят
Поимённо батальонов списки.
Превратился город в пышный сад
Разве это не для нас награда?
Приезжай, мой друг, в Калининград,
Не узнаешь ты Калининграда.
Часть два – Организованный выезд класса на экскурсию в Калининградский городской историко-художественный музей.
Адрес: ул. Клиническая, 21, Калининград, Калининградская обл.
«Штурм города-крепости Кёнигсберг».
Дата: 17.04
Время:10:00-13:00
-В ходе экскурсии посетители осмотрят уникальный музей, расположенный в бывшем немецком железобетонном бомбоубежище на глубине 7 метров. Рассказ посвящен штурму города-крепости Кёнигсберг войсками Красной Армии с 6 по 9 апреля 1945 года.
Организованный выезд с помощью: тур-фирма «Профи-тур», Перевозчик ООО «Арс-Сервис»
Мерседес р616тс. Водитель: Игорь Долотовский.
Автобус сопровождает профессиональный экскурсовод, рассказ по ходу движения с остановками
«5 Форт»-экскурсия по внешнему периметру;
«Памятник 1200 гвардейцам»-возложение;
историко- художественный музей.
В музее встречает другой экскурсовод, который проводит экскурсию согласно возрастным требованиям. Экскурсия длится 25 минут по экспозиции музея с опорой на знания учащихся, полученных на классном часу. На экскурсии я была в качестве сопровождающего и вела фотоотчет.
Часть три-
Конспект занятия
Оранизационно-деятельностый компонент:
Кл. руководитель: Титова Ольга Викторовна
Дата:22.04
Время: 11:20-12:00
Место: МАОУ Гимназия№40 г. Калининград
Класс: 3 «З»
Целевой компонент урока:
Тема занятия: «Один город – две судьбы…»
Тип -Занятие по элективному курсу «Традиции» по теме «Один город – две судьбы. Кенигсберг-Калининград» творческий отчет по экскурсии.
Цели урока:
Закрепить информации экскурсионного материала и классного часа;
Объяснить значение слов, связанных с темой, работа по запоминанию важных дат;
Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
Применение знаний, полученных на уроках.
Закрепить умение работать с интернет-ресурсами, полученных на уроке информатики.
Дать понимание и осознание того, что маленькие победы в небольших городах-это неотъемлемая часть огромной и важной победы.
Дать представление о том, что история хранится в стихах и прозах литературных произведений.
Устранение неправильного представления о том, что немцы – плохой народ.
Дать понятие композиции – правила оформления стен газет.
Развитие речи:
1) грамматический строй:
морфология: согласование в роде и числе существительных с прилагательными «кёнигсбергский», «калининградский»;
2) словарь:
обогащение: Кёнигсберг, Гитлер, Германия;
активизация: Калининград – город, Калининградская область, эксклав (полуэксклав) России;
уточнение:
- этимология слова Калининград;
- познакомить с синонимами «немцы» - «жители Германии»;
- нахождение родственных слов к слову «город»;
3) звуковая культура речи: произношение сочетаний согласных звуков [дск], [гсб], [ргск] в словах «калининградский», «кёнигсбергский».
Воспитывать уважение к старшему поколению, к ветеранам;
(2-ая часть классного часа).
Развивать речь, продолжить работу по обогащению словарного запаса;
Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к истории России;
Развивать творческие способности учащихся;
Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
Развивать умение работать в команде;
Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
Задачи:
Образовательные: способствовать закреплению знаний и умений о Калининградской области, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию речи, умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, развитию умения распознавать историю своего родного края, применять их в речи; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к истории родного края, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе, а так же воспитывать уважительное отношение к старшим, к ветеранам; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к родному краю, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение владеть информацией о истории Кенигсберга и родного края; применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, словарь, фото родного города.
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, окружающий мир, традиции, путешествия.
Подготовительная работа:
Организация экскурсии в Калининградский городской историко-художественный музей.
Адрес: ул. Клиническая, 21, Калининград, Калининградская обл.
«Штурм города-крепости Кёнигсберг».
-В ходе экскурсии посетители осмотрят уникальный музей, расположенный в бывшем немецком железобетонном бомбоубежище на глубине 7 метров. Рассказ посвящен штурму города-крепости Кёнигсберг войсками Красной Армии с 6 по 9 апреля 1945 года.
Разработка презентации – подготавливающая детей к пониманию и восприятию информации
Обобщение и подведение итога после экскурсии
Форма проведения
Классный час с опорой на презентацию
Сопровождение экскурсии
Творческий классный час с выпуском стенгазеты. Закрепление полученных знаний.
Организация начала урока.
У:- Работать мы будем группами. Командиры в группе подчеркнуты в списке, вы отвечаете за дисциплину и порядок.
Каждая группа имеет кружок определенного цвета, задания вы будете выполнять в соответствии с этими цветами.
И в шутку и всерьез, сейчас у нас с вами будет небольшая игра.
Словесная игра «Слова – родственники».
- Я буду называть разные слова, а вы будете хлопать в ладоши тогда, когда услышите слово, которое звучит как слова «город» или «град» и похожее на них по значению.
(звучат слова: городок
гора
Горыныч
городской
городишко
горки
гореть
Москва-град
городище
Волгоград)
градусник
Итак сегодня мы продолжаем тему Наш город -а точнее подводим итог:
Город Калининград -столица Калининградской области.
Словарная работа
Регион граничит сразу с двумя государствами – Польшей и Литвой. А значит, является… эксклавом. Эксклав — регион, отделенный от основной территории страны и окруженный более чем одним государством. Если быть совсем уж точным, то Калининградская область даже эксклавом нельзя назвать. Она имеет выход к морю. Для таких ситуаций предусмотрен еще один термин – полуэксклав.
Вот он – край,
Где тебе посчастливилось
Жить и родиться, -
Самый западный берег
Огромной Российской земли.
Здесь под грохот прибоя
Летят перелётные птицы,
И на свет маяка
Возвращаются в порт корабли.
Ты узнай этот край-
Здесь, с лихвой непогодой споря,
Цепко держаться дюны
За корни балтийской сосны,
Здесь прозрачное солнце
Встаёт, как янтарик, из моря
И ледник нам на память
Оставил свои валуны.
Ты люби этот край-
Здесь живут настоящие люди,
Что умеют трудиться,
И землю, и море любя.
Ты храни этот край –
Пусть цветущим и мирным он будет,
Навсегда пусть останется
Домом родным для тебя.
Проектная задача.
- Что такое символика государства?
- Что интересного вы узнали?
- что нам нужно оформить страничку в журнале для туристов из других стран
на тему «Государственная символика России».
- Какую информацию вы могли бы представить читателям?
ЗАДАНИЕ
Эту информацию необходимо презентовать в кабинете.
Время выполнения работы –40 минут.
Работать мы будем группами. Командиры в группе подчеркнуты в списке, вы отвечаете за дисциплину и порядок.
Каждая группа имеет кружок определенного цвета, задания вы будете выполнять в соответствии с этими цветами.
Делимся на 4 группы:
1 группа: фоторедакторы- распределяют фотографии на газете;
2 группа: литераторы- подбирают и оформляют стихи (из книг библиотеки);
3 группа: оформители- подбирают фотографии;
4 группа: художники- рисуют рисунки для выставки.
Подготовьте и оформите страницу, содержащую:
1) заголовок– название темы;
2) небольшой текст–сообщение;
3) иллюстрации (3-4) к тексту и подписи к ним;
4) историческая справка;
5) интересные факты, которые могут заинтересовать читателей.
Дети делятся на группы по желанию, каждая группа оформляет свой листок журнала,
из предложенных фотографий, картинок выбирают нужные для работы своей группы, отбирают нужный материал из учебника, используют поисковые сайты интернета и т.д. По окончанию работы по 1 представителю от каждой группы защищают свой проект.
По окончанию работы каждый учащийся заполняет лист самооценки, в котором предлагается определить качество работы группы в целом, а также оценить свой вклад в работу группы.
Стартовая проектная задача «Штурм Кенигсберга»
Данная проектная задача проводится в начале учебного года. Задача направлена на установление универсальных учебных действий учащихся в начале учебного года с целью отслеживания динамики их развития.
Название проектной задачи «Штурм Кенигсберга»
На первом этапе учащиеся, самостоятельно объединившись в группы
по 6 человек, изучают информацию о родном крае, оформляют журнал, посвященный родному краю.
На втором этапе учащиеся решают задания выбранного блока и, опираясь, на решенные
задания заполняют рабочий лист.
На завершающем этапе учащиеся представляют итоговый продукт, представляя свою
группу на финальном событии.
Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач
− Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
− Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
− Не бойся высказывать своё мнение.
− Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
− Думай сам, а не рассчитывай на других.
− Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
− В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что
каждый человек имеет право на ошибку.
− Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то
примените считалочку или жребий.
Вид задачи Обучающая, межпредметная.
Цели и педагогические задачи
1. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.
2. Экспертная оценка учебного сотрудничества, умение действовать в нестандартных ситуациях при разновозрастном сотрудничестве.
3. Решение предметных и межпредметных задач.
4. Корректировка своих действий на основе внешней проверки.
Знания, умения и способы
действия, на которые опирается задача
Комплексное использование знаний из различных учебных дисциплин в смежных предметных областях.
Планируемый педагогический результат
1. Освоение учащимися 3-х классов коммуникативных навыков при работе в группе.
2. Умение представлять результаты своей работы в различных формах.
Способ и формат оценивания результатов работы.
1. Оценка решения заданий, выполненных группой.
2. Оценка метапредметных умений учащихся.
3. Оценка личностных умений учащихся.
Материал для выполнения заданий объединен в четыре блока: история, национальности,
достопримечательности, известные люди села. В каждый блок входят по 2 задания каждой из предметных областей: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский язык и английский язык)», «Литературное чтение и изобразительное искусство». Всего в каждом блоке 6 заданий. Предлагаемые задания связаны, но не жестко, общей сюжетной линией «Мой край родной».
На первом этапе учащиеся, самостоятельно объединившись в группы по 6 человек, изучают информацию о родном крае, оформляют журнал, посвященный родному краю.
На втором этапе учащиеся решают задания выбранного блока и, опираясь, на решенные
задания заполняют рабочий лист.
На завершающем этапе учащиеся представляют итоговый продукт, представляя свою
группу на финальном событии.
Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач
− Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
− Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
− Не бойся высказывать своё мнение.
− Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
− Думай сам, а не рассчитывай на других.
− Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
− В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что
каждый человек имеет право на ошибку.
− Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то
примените считалочку или жребий.
Инструкция для работы над журналом
Сегодня организаторы дают вам возможность познакомиться с разной информацией о
родном крае, создать журнал, посвящённый селу Кинель - Черкассы.
Этапы работы:
1) Познакомьтесь с информацией, выданной вашей группе.
2) Создайте страницу журнала со статьёй, отражающей основные мысли вашего текста на листе А3. Соблюдая следующие критерии:
− логичное изложение материала,
− объем найденной информации,
− аккуратность выполнения.
3) Оформляйте страницу в соответствии с планом:
− Название статьи.
− Краткая (основная) информация о прочитанном
− Иллюстрации (рисунки)
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
− рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
− целеполагать (ставить и удерживать цели);
− планировать (составлять план своей деятельности);
Познавательные УУД:
− моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);
Коммуникативные УУД:
− проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
− вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Требования к «проектной» задаче:
− имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
− состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
− двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);
− задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;
− заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать
вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание
«ключевое», предмет общей оценки решения задачи).
Педагогическая цель проектных задач:
В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать
формированию разных способов учебного сотрудничества.