Просмотр содержимого документа
«План- конспект коррекционного занятия 1 класс группа ОНР 3 у.р. речевого развития по теме: Вот и осень пришла»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВОТ И ОСЕНЬ НАСТУПИЛА.»
Цель: Закрепить знания детей об имениях осенью в живой и неживой природе. О деятельности людей осенью.
Ход занятия
— О каком времени года пишет Тютчев:
Пустеет воздух, птиц на слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Когда можно сказать, что осень наступила? (назвать характерные признаки)
А когда осень приходит к нам в город?
Могут ли изменяться календарные сроки прихода осени?
От чего это зависит?
А сезонные изменения могут ли поменять свой порядок?
Вы знаете о том, что условно делят осень на 3 периода.
—Вспомните признаки ранней осени и назовите их по порядку, чтобы получилась взаимосвязь.
а) Солнце на небе опускается ниже, не так сильно греет. Влияет ли это на продолжительность дня и ночи?
б) По каким признакам можно определить, что солнце стало меньше греть? (понижается температура воздуха, ночи холоднее, дожди холоднее, первые заморозки)
в) Начинают исчезать насекомые, улетают на Юг первые птицы.
г) У деревьев и кустарников желтеют листья. Почему?
Подумайте, какие из этих явлений повлияли на жизнь и труд людей в ранний период
осени?
Повлияло ли похолодание на внешний вид человека?
Какой труд можно наблюдать в ранний период осени на улицах города?
Какой труд можно наблюдать в ранний период осени в деревнях и селах?
По каким признакам можно определить начало следующего периода осени?
Почему лиственные деревья отбрасывают листву?
Что же такое листопад? (подготовка растений к зиме).
Обсудить с детьми заботы земледельцев и огородников (уборка урожая).
— Продолжается уборка урожая на полях, в садах и огородах. Все нужно не только убрать, но и позаботиться о сохранении собранного. Нужно ведь получить хлеб, сахар, растительное масло, нужно сохранить картофель, овощи, ягоды, фрукты. Нужно собрать и дары природы: ягоды, грибы, орехи. Ими так богата наша русская земля! Нужно собрать и дикорастущие травы: витаминные, съедобные, лекарственные (беседа с детьми об использовании природных даров).
Знание природы и опыт выливались в пословицы и поговорки.
Время дороже золота.
Жнут поле в пору.
Осенью и у кошки пиры.
Хлеб убирают — на небо взирают.
Вяжи воз — вой, а поедешь — песни пои.
Физминутка
Игра «Перенеси картошку в ложке»

Подумайте, надо ли убирать на зиму опавшую листву из-под деревьев, сжигать ее?
Почему нельзя? (в листве обитают различные полезные микроорганизмы, она утепляет корни деревьев и трав, а дым загрязняет воздух).
Влияет ли этот период осени на внешний вид человека?
Когда наступает период поздней осени? Назовите его признаки.
Что поздней осенью происходит в полях, огородах, садах?
Чем же в этот период занят человек?
(Заботится о запасах топлива на зиму, утепляет свое жилище: заклеивает и конопатит окна, заваливает завалинки. Запасает корм для домашних животных. Готовит зимнюю одежду и обувь).
— Какие периоды осени описывают поэты?
Лес задумчивый овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою.
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо-тихо падают,
От реки притихшей веет
Легкою прохладою.
Молчаливые тропинки
В даль уходят синюю,
Над лесами пролетают стаи журавлиные.
А. Плещеев
Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны-темны ночи. А. Плещеев
Вывод: Человек не может повлиять на законы природы. Он частичка природы, которая подчиняется ее законам. А природа по-своему распоряжается работой и жизнью людей.