тема: « Зима. Зимние забавы».
ЗАДАЧИ
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние забавы», учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй речи, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить детей составлять связный повествовательный рассказ по сюжетной картине.
Развивать творческое воображение.
Ход занятия:
Организационный момент.
картинки: зебра, индеец, морковь, арбуз
Все слова скажите вслух,
Выделяя первый звук.
Звуки те соедините
И скорей произнесите.
- Какое слово получилось? (зима)
- что такое зима?
- когда наступает она?
- что вам нравится зимой?
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами будем поговорить о зиме, будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Но прежде сыграем в игру.
3. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
- Я сейчас называю слова, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?
а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
б) О чем можно сказать:
Морозный что? — день, вечер, ветер…
Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).
Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).
Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).
4. Игра «Назови ласково» с мячом
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
снег-снежок сосулька — сосулечка
мороз - морозец дерево- деревце
ветер - ветерок горка — горочка
лёд - ледок холод - холодок
зима - зимушка санки - саночки
5. Дидактическая игра «Подбери слова»
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Ветер (что делает?) – дует, задувает, воет… .
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .
6. Упражнение на логическое мышление.
Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?
снежинка
санки
снеговик
санки
снеговик
снежинка
снеговик
снежинка
7. Физ. минутка
8. Игра «Зимние забавы».
Детям демонстрируются картинки с изображением различных зимних игр.
- Что можно делать зимой? (кататься на коньках, лепить снеговика, играть в снежки, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).
9. Игра «Что лишнее?».
Картинки: санки, лыжи, велосипед, коньки.
10. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние развлечения».
Беседа по картине:
Какое время года здесь изображено?
Чем занимались дети?
Что дети делали на горке?
Что делали на льду?
А что еще делали дети? (лепили снеговика)
Что на голове у снеговика? Из чего у него сделан нос?
Как еще веселились дети зимой?
Как вы думаете, понравилось детям на прогулке?
11. Итог занятия.