СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект коррекционного занятия группа с трудностями в обучении 3 класс по теме: Слова антонимы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

пополнить словарный запас, учить пользоваться словарём, развивать мышление, память

Просмотр содержимого документа
«План-конспект коррекционного занятия группа с трудностями в обучении 3 класс по теме: Слова антонимы»

ТЕМА.  Слова с противоположным значением  (антонимы).

Цель:

  • Совершенствовать словарь учеников путем развития умения подбирать слова – антонимы, выраженные различными частями речи.

  • Учить подбирать и выделять слова – антонимы в текстах пословиц и стихотворений.

  • Учить дописывать недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст.

  • Составление сложных предложений с противительными союзами.

  • Развитие вербально-логического мышления.

Оборудование: карточки с текстами пословиц, предметные картинки.

  1. Организационный момент.

— Исключите лишнее слово.

Пришел, пожаловал, заявился, придумал.

Понять, разобраться, запомнить, уразуметь.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Быстрый, скорый, стремительный, неловкий.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Думать, ехать, размышлять, соображать.

— Сейчас мы вспомнили о словах близких по значению. Как называются такие слова? (Синонимы.)

  1. Введение в тему.

— Рассмотрите картинки. Назовите предметы с с противоположным значением

— Сегодня на занятии мы будем работать над словами с противоположным значением, называются такие слова – антонимы.

Скажу я слово: «Высоко!»

А ты ответишь: «Низко!»

Скажу я слово: «Далеко!»

А ты ответишь: «Близко!»

Скажу тебе я слово: «Трус!»

Ответишь ты «Храбрец!»

Теперь «Начало» я скажу,

Ну, отвечай: «Конец!»

  1. Назовите слова с противоположным значением.

день — …

утро — …

рано — …

близко — …

низко — …

медленно — …

радостно — …

темно — …

просторно — …

встал — …

взял — …

нашёл — …

забыл — …

уронил — …

лёгкий — …

высокий — …

чистый — …

жёсткий — …

частый — …

  1. Игра «Найди пару».

— На доске в два столбика записаны слова, прочитайте слова первого столбика, второго. Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением.

— Запишите слова парами.

юг

верх

восток

спуск

восход

лето

закат

зима

подъём

запад

север

низ

плакать

цвести

потерять

трудиться

грустить

начинать

угасать

лениться

веселиться

разгораться

увядать

заканчивать

смеяться

найти

— Прочитайте пары слов, которые записали.

  1. Закончите предложения, подбирая антонимы к именам прилагательным.

Чай горячий, а мороженное … .

Клубника крупная, а земляника … .

На пляже песок сухой, а у воды … .

У берега озеро мелкое, а дальше … .

Петя обычно румяный, а после болезни он … .

  1. Найдите слова – антонимы в текстах пословиц.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Не верь началу, верь концу.

Старый друг лучше новых двух.

Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

По одежке встречают, по уму провожают.

Говори меньше, а делай больше.

Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.

  1. — Вставьте в текст пропущенные слова сегоднязавтра в соответствии со смыслом высказывания.

«       …        поучусь, а     …      погуляю,» — говорит ленивый.

«       …        погуляю, а     …       поучусь,» — говорит прилежный.

  1. Подбор антонимов к словам различных частей речи.

                                           «Доскажи  словечко»

Я антоним к слову «зной».

Я в реке, в тени густой.

И в бутылке лимонада,

А зовут меня  …  (прохлада).

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я  …  (зима).

Я антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень,

И игрушки тоже прочь,

Спать пора, пришла уж  … (ночь).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я  …  (конец).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь  …  (тишина).

Я антоним к слову «холод».

В речке все — и стар, и молод,

Меня любит детвора,

Называюсь я  …  (жара).

  1. Прослушайте предложения. Оцените их правильность.

Слон большой, а комар маленький.

Дерево низкое, а куст высокий.

Камень легкий, а пух тяжёлый.

Работать тяжело, а отдыхать легко.

Днём светло, а ночью темно.

Отец пожилой, а сын молодой.

Дедушка молодой, а внук старый.

Редька сладкая, а груша горькая.

Зима тёплая, а лето холодное.

Мышка пищит тихо, а петух поёт громко.

Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно.

  1. Итог.

— Как называются слова, над которыми работали?  (Антонимы.)

— Что такое антонимы? (Слова с противоположным значением.)