Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока литературного чтения
в 4А классе
12.09.2016
дата
Консультация учителя__________________
Тема урока: Легенда о покорении Сибири Ермаком.
УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: создать благоприятные условия для знакомства учеников 4 класса с легендой «О покорении Сибири Ермаком»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учеников с легендой о покорении Сибири Ермаком;
Формирование представлений персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.
Развивающие:
Развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;
Развитие познавательной активности.
Воспитательные:
Обогащение нравственного опыта обучающихся;
Формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);
Формирование интеллекта и общей культуры.
Личностные УУД:
Ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события при анализе легенды о покорении Сибири Ермаком)
Познавательные УУД:
Формирование желания узнавать новое о жанре фольклора
Коммуникативные УУД:
1. Формирование умения слушать мнение собеседника/соседа/товарища.
Умение вести диалог с учителем;
Умение слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним;
Умение эмоционально отвечать на вопросы.
Оборудование: презентация, экран, ноутбук
Ход урока:
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
У: Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Николаевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. У нас будет познавательный и интересный урок, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.
2. Проверка готовности:
Давайте проверим все ли у нас готово к уроку и порядок ли на рабочих столах.
3. Мотивация к учебной деятельности:
Новый урок – значит новые знания и новые открытия и, что важно, это интересно.
II. Актуализация знаний
1. Собирала Маргарита маргаритки на горе, Скороговорка
Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
2. Семь братьев: годами равные, Загадка
Именами разные. (Дни недели)
3. Без труда не вытащищь Пословица
И рыбку из пруда .
4. Что ты, Вася-Василек хмуришься, не весел? Дразнилка
Ясны очи опустил, голову повесил!
5. И жили они долго и счастливо, Сказка
И умерли в один день.
6. Спи моя радость усни, Колыбельная песня
В доме погасли огни..
7. Широка река, Потешки
Высоки берега.
III. Открытие новых знаний.
1. Введение в тему:
У: В четвёртом классе вы знакомитесь с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним жанром фольклора. И узнаем новую тему урока, но для начала давайте разберем что такое “легенда”
Легенда - (от ср. -лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы» еще в половине ХIХ века) — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.
Теперь поговорим о Ермаке.
Ерма́к Тимофе́евич (1532 — 1585, Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибиридля Русского государства. Один из исторических героев России.
Происхождение Ермака в точности неизвестно, существует несколько версий. «Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовая. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовойи даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока его не забрали служить-казачить (Черепановская летопись). Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону.
А что вы можете рассказать мне о Сибири?
Д:.....,
У:Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. «Сибирь» дословно можно перевести с тюркского, как мети, подметай, то есть метет ветер, пурга и т. д.
Начиная с XIII века Сибирью начинают называть не только народность, но и местность, где она проживала. Название впервые упоминается у иранских авторов XIII века, на карте впервые обозначено как «Sebur» в Каталонском атласе в 1375. В русских летописях XV века Сибирской землёй назывался район в низовьях р. Тобол.
Сибирь - обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России, Казахстана, Монголии, Китая
У: Кто готов сформулировать тему?
Д: Легенда о покорении Сибири Ермаком.
У: Правильно, молодец.
А сейчас поставте перед собой цель, что вы хотите узнать на этом уроке.
2. Изучение темы:
Разминка:
Сели прямо, спины прямые, руки положили на коленке, по-моему жесту набираем воздух, и тянем буквы протяжно (отрывисто)
А О У Э
Я Ю И Е
Теперь со слогом "жа" придумываем предложение "жа-жа-жа, мы везем с собой ужа"
"Жу-жу-жу, молоко дадим ежу"
"Ши-ши-ши, как же все мы хороши"
А сейчас Представьте, что у вашей бабушки юбилей, ей исполняется 50 лет. Перед вами стоит торт, а в нем 50 свечей, и вам надо задуть все эти свечи. Набирает воздух и дуем так чтобы все свечи задулись сразу.
Молодцы.
2. Сейчас открываем учебник на странице 26 и начинаем читать по цепочке.
3. В тексте были выделены слова, обратимся к словарю и узнаем что они обозначают.
- царь Иван Иоанн IV - это
Кучум - это
А теперь ответьте мне на вопросы ребята.
1. Кто главный герой? Каким был Ермак?
2. Подумайте, может кто-то из класса похож характером на главного героя, данной легенды?
3. Какой подвиг совершил Ермак?
4. Понравился ли вам сюжет нашей сегодняшней легенды? Почему?
VI. Физминутка:
У: Встаем из-за парт и сделаем физминутку для наших глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
У: Присаживайтесь
VII. Обобщение:
Ребята, а сейчас мы с вами берем в руки простые карандаши, открываем учебник на стр. 26 и делим текст на части и озаглавим каждую часть.
1. Дума царя
2. Совет слуги
3. Поиски Ермака
4. Завоевание Сибири
VIII. Закрепление:
Сейчас мы с вами закрепим материал, поработав в парах, открываем раб.тетрадь на стр. 14(4*), вам 3 минуты на кроссворд
1. Сибирь
2. Грозный
3. Дон
4. Иртыш
5. Тобол
6. Кучум
7. Крестьянин
8. Урал
IX. Рефлексия:
1. Так, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?
2. Как называется тема нашего урока?
3. А чем был обеспокоен Иван-царь?
Итог:
Мне очень понравился как вы работали сегодня на уроке. Вы были активны и внимательны.
А сейчас поставим оценки за урок(пояснить за что)
А теперь вы поставьте мне оценку за урок.
Домашнее задание:
Открываем дневники, записываем домашнее задание уч.стр.30 в.5, написать рассказ в тетрадки
Используемая литература:
1. Интернет ресурсы: «Яндекс, Википедия»;
2. УМК «Начальная школа XXI века»: учебник, рабочая тетрадь: Л. А. Ефросинина
3. Приложение:
1. План-конспекта урока литературного чтения;
2. Презентация.
3. Карта.