План-конспект мастер-класса
«Изготовление куклы «Многоручка» как метод арт-терапии»
Алексеева Елена Александровна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР
Белорецк, 2017
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов путём овладения приёмами психодиагностики и психокоррекции в процессе изготовления народной куклы.
Задачи:
Познакомить педагогов с понятиями: арт-терапия, психодиагностика и психокоррекция, целеполагание, традиционная народная кукла, актуализировать эти понятия для педагогов.
Познакомить с приёмами психодиагностики и психокорреции в процессе изготовления собственной куклы «Многоручка» по мотивам традиционной народной куклы.
Дать прочувствовать педагогам арт-терапевтический эффект в процессе изготовления собственной куклы «Многоручка» по мотивам традиционной народной куклы.
Ход мастер - класса:
Здравствуйте, уважаемые педагоги, тема моего МК «Изготовление куклы «Многоручка» как метод арт-терапии». (Называю цель и задачи МК)
Работу свою мы построим следующим образом. Я познакомлю вас с базовами понятиями, приёмами психодиагностики и психокррекции в арт-терапии, расскажу, как можно ими пользоваться вообще в процессе декоративно-прикладного творчества, затем попробуем вместе с вами изготовить куклу «Многоручка» и прочувствать, как это работает.
Теоретическая часть:
Методическая часть:
Психодиагностика – (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В узком смысле – это собственно диагностика индивидуально-психологических особенностей личности, так и психических состояний.
Психокоррекция – деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Вопрос: зачем это педагогам?
Отсутствие специалистов - психологов.
Нарастание психологических проблем у детей и подростков, которые выливаются в девиантное поведение, суициды и т.д.
Особая роль педагога дополнительного образования в процессе воспитания. Как сказала министр образования О. Ю. Васильева именно внеурочная деятельность – это особый доверительный способ общения между учеником и педагогом, а значит, и возможность эффективной воспитательной работы.
По образованию я педагог-психолог поэтому, когда я стала заниматься всерьёз народной культурой, меня всегда интересовал её психологический аспект. И после долгих изучений хочу с абсолютной уверенностью сказать, что вся традиционная культура психотерапевтична. Вся! Это не только куклы, это и фольклор, традиционный уклад жизни, праздники и т.д. Об этом мы много писали с дочкой в своих научно-исследовательских работах. Поэтому традиционная культура это благодатный материал для использования его в работе с детьми. И не только с детьми. У меня был опыт проведения мастер-классов по изготовлению народных кукол для взрослых, в которых даже без особых усилий с моей стороны достигался психотерапевтический эффект. Вот именно за счёт самого материала.
Народную куклу сегодня не делает только ленивый. Хочу сразу предостеречь педагогов от поверхностного подхода к ТНК, когда копируется только внешняя оболочка, таким образом народная культура профанируется, т.е. из неё выхолащивается суть, она становится бессмысленной и так и воспринимается многими сегодня. На примере народной куклы – это показывается только технология изготовления куклы. А суть – а это инструмент для воспитания, психологической помощи – не передаётся. В результате, образно говоря, вместо топора мы получаем бумажный топорик, который уже не является инструментом и не выполняет своих функций.
Надо сказать, что не только изготовление традиционной куклы, но и любое декоративно-прикладное творчество имеет психотерапевтический эффект. В последнее время активно развивается такое направление в психологии как арт-терапия.
Арт-терапия - (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру и т.п., в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
Задачи арт-терапии:
Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
Получить материал для психодиагностики.
Проработать подавленные мысли и чувства.
Установить контакт с клиентом.
Развить самоконтроль.
Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
Развить творческие способности и повысить самооценку.
Правильно организованное занятие может выполнить многие из задач психокоррекции. Наверное, каждый педагог-прикладник хоть раз такой эффект на себе испытал, когда после занятия рукоделием решались такие задачи.
Кроме того, есть ещё один метод психологической помощи.
Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством куклы.
В частности есть разработанная методика «Позитивная куклотерапия» Авторы: Владимир Юрьевич Слабинский, кандидат медицинских наук (Санкт-Петербург) и Воищева Надежда Михайловна, преподаватель Института практической психологии Иматон (Санкт-Петербург).
Выделяют следующие функции куклотерапии:
коммуникативная — формирование эмоционального контакта детей в коллективе;
релаксационная — снятие эмоционального перенапряжения;
воспитательная — психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
развивающая — развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;
обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.
Я вам сегодня покажу, как это делаю я на примере изготовления традиционной народной куклы.
Итак, каждая традиционная народная кукла выполняется под свою задачу. Их много. Например, Девка-баба – это инициация, принятие своего нового состояния замужней женщины, на проработку проблем в замужестве, кукла Ведучка- на обновление психологической связи мать-дитя, на проработку проблем во взаимоотношениях с детьми, Спиридон-солнцеворот на активизацию творческого потенциала для перемен в жизни и т.д., на целеполагание на год.
Многоручка – это кукла по мотивам традиционных кукол Шестиручка-филиповка и Десятиручка, которые существовали как варианты одной куклы в разных губерниях. Кукла Многоручка, которую мы будем изготавливать сегодня – на целеполагание.
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека. Целеполагание — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего …
Чтобы привести свои цели в порядок, задуматься над их ранжированием делают эту куклу. Каждая рука делается на определённую цель, поэтому многоручка – вы можете сделать у куклы столько рук, сколько поставите перед собой целей. (Например, одна женщина делала семь рук). Детям постарше (подросткам, молодёжи и взрослым) можно дать такой вариант. Детям начальных классов я обычно даю Десятиручку – на каждую пару рук – своя цель. Эту куклу можно сделать как для себя, так и для другого человека. Например, мы её делаем для мамы. Тогда по целям, которые ставит ребёнок, можно диагностировать детские ожидания (судить о том, что ребёнку не хватает в отношениях с матерью: «Мы будем делать помощницу маме, которая поможет ей делать то, на что у мамы часто не хватает рук»). Для диагностики ребёнка так же интересны и процесс изготовления куклы, и сам результат, т.е. собственно кукла. (Внимание обращается на использованные цвета, аккуратность, проработку отдельных деталей и т.д.)
Если кукла изготавливается для себя, то задача такая: «Мы будем делать себя всемогущего, чтобы мы справились со всеми целями, которые у меня есть на ближайший год» (временной отрезок каждый определяет сам).
Как организовать такое занятие? Участники принимают правила:
Должно быть общее пространство, чтобы каждый чувствовал себя включённым (общий стол).
Нет зрителей, все участники.
В группе должен быть высокий уровень доверия. Пример откровенности показывает сам педагог.
Можно задавать вопросы любому человеку после того, как он выскажется.
Вы можете добавить любые другие правила игры, которые Вам помогут в достижении цели.
Обязательным условием для работы должно быть задание на рефлексию, которая идёт не только в конце занятия, но и перед изготовлением куклы, т.е. перед практической частью.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Технологическая часть:
Итак, давайте рассмотрим куклу Многоручку и подумаем, как её сделать. Конструкция её очень проста.
Для изготовления понадобится прямоугольники цветной ткани для ручек, юбки, платка; белая ткань для лица и туловища; вата или ветошь для набивания головы, нитки для скрепления частей и нитки потолще для пояса. Кукла может так же изготавливаться из лыка.
В основе куклы – крест, это кукла по конструкции крестушка.
Ручки – это скрученные из ткани «колбаски».
Юбка и запон изготавливается выворотным способом.
Обязательным элементом является пояс, скрученный из двух ниток и платка, завязанного концами назад.
Практическая часть:
Изготовление педагогами куклы Многручки для самих себя.
Ответы на вопросы педагогов. Обсуждение темы, обмен опытом.
Мини - выставка изделий педагога Алексеевой Елены Александровны и ее воспитанников Фольклорно-этнографической студии «Берегиня».
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
Википедия https://ru.wikipedia.org
Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. –М.: Белый город. 2010
Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла.-С.П.: Паритет, 2003
7