СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект мастер класса НА ТЕМУ: «Путешествие по страницам истории Древнего мира»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План – конспект мастер класса НА ТЕМУ: «Путешествие по страницам истории Древнего мира»»



МКОУ «Уркарахский МПЛ»

Дахадаевский район республика Дагестан














План – конспект мастер класса


НА ТЕМУ: «Путешествие по страницам истории Древнего мира»









Разработал учитель истории Абакарова Аида Габибовна









Уркарах 2022



Мастер-класс по истории

Тема: «Путешествие по страницам истории Древнего мира»

Дата проведения: 19.01.2022 г.

Класс: 5

Цель занятия для слушателей: рассмотреть методы и приемы организации деятельности учащихся на повторительно-обобщающем уроке истории в 5 классе.

Задачи занятия для слушателей:

  • Показать возможности использования компьютера на повторительно-обобщающем уроке истории в 5 классе;

  • Показать, как можно организовать работу в группах, в парах, индивидуальную работу и фронтальную на различных этапах повторительно-обобщающего урока.

Цель урока: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения и закрепления изученного.

Задачи урока:

  • В игровой форме повторить и обобщить материал по истории Древнего мира.

  • Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.

  • Активизировать познавательный интерес к исторической науке.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, карточки с вопросами и ответами, карточки с задачами и ответами, презентация Power Point, программа HotPotatoes 6.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (1-2 мин.) Слайд 1-2

  2. Основная часть. (20-25 мин.)

- Один ученик задремал на уроке и приснился ему, вот какой сон: плывет он на синем корабле по синему морю. Вдруг вдали показалась земля, но сойти ему на берег не позволили. На берегу собрались люди и один из них сказал:

- Ты сможешь сойти на берег только после того как пройдешь все испытания.

Ученик, конечно, очень удивился и испугался, ведь большую часть уроков истории он проспал. Слайд 3

Давайте поможем этому незадачливому ученику. А чтобы ему помочь вам нужно будет совершить путешествие по станциям. Слайд 4

  1. Работа в парах. Слайд 5

Первое испытание «БЛИЦ». Ваша задача ответить на предложенные вопросы (раздаются листы с вопросами). (Ответы в приложении 1)

1.

Первая столица объединенного Египта


2.

Повелитель Египта, его правитель.


3.

Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги.


4.

Знатные, знаменитые люди, советники фараона.

Вельможи

5.

Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон.

Амон – Ра

6.

Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых.

Осирис

7.

Бог земли в Древнем Египте.

Геб

8.

Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид.

Сфинксы

9.

Священная книга христиан.

Библия

10.

Царь Междуречья, создатель первых письменных законов.

Хаммурапи

11.

Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди.

Заповеди

12.

Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями.

Полис

13.

Простой народ в Греции.

Демос

14.

Избранные 9 правителей в Афинах.

Архонты

15.

Богиня охоты в Греции.

Артемида

16.

Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии.

Касты

17.

Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем.

Одиссей

18.

Место жительства греческих богов.


19.

Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли.

Гермес

20.

Способ письма в Двуречье.

Клинопись

21.

Непроходимые леса в Индии.

Джунгли

22.

Главный строительный материал в Двуречье.

Глина

23.

Люди, лишенные свободы.

Рабы

24.

Материал для письма в Китае.

Бамбук

25.

Напиток, пришедший к нам из Китая.

Чай

26.

Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии.

Конница

27.

Бог грома и молнии в Греции.

Зевс

28.

Низшие божества в Греции.


29.

Поэма Гомера о Троянской войне.

“Илиада”

30.

Свернутый в трубку лист папируса.

Свиток

31.

Он поднял восстание рабов в Риме.


32.

Это животное спасло будущего основателя Рима.


33.

Он предал Цезаря.


34.

Бог войны в Риме.


35.

Жрица богини огня и хранительницы домашнего очага в Риме.


Первое задание пройдено блестяще, давайте перейдем ко второму.

  1. Работа в группах. Слайд 6

Вторая станция «Размышлялки». Вам предстоит решить логические задачи. Слушатели делятся на 4 группы. (Ответы в приложении 2).

Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена?

Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена?


На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.


В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета.

Почему в гробнице было так мало железных предметов?


Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб… Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”


Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.

- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?

- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.

- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

- Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй.

О каких сражениях идет речь?


Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?


Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.

Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?

Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед.

Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта.


Кто из героев римских легенд мог бы сказать о себе такие слова:

1.«С давних пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то самый Рим, быть может, не был основан… Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь.»

2. «Увы, нам не поставили статуй за совершенный подвиг, как этой серой хищнице! Не от того ли, что язык наш не понятен, а научиться латинской речи мы не можем?! О люди, вы так неблагодарны! Заслуги наши перед Римом огромны. В тишине ночи пронзительные наши голоса подобны были звукам военных труб… Только благодаря нам – пусть об этом не забывают потомки римлян – город не был захвачен, разграблен и разрушен.

Найдите ошибки в тексте: «Герой Троянской войны Гектор, в то время, когда между греками троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых лошадей, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Его жена Андромаха была вне себя от радости и в числе других зрителей кричала мужу: «Слава победителю!»


Кто-то рассказывал о знаменитом афинском правителе Солоне следующее. Будучи мальчиком, Солон очень радовался тому, что в дни побед над персами при Марафоне и Саламине занятия в школах не проводились. Отец Солона, напротив, сердился на сына, считая его лодырем и бездельником.

Правдив ли рассказ?


В каких случаях можно употребить следующие крылатые выражения и слова?

-горе побежденным;

-и ты Брут?

-яблоко раздора;

-тридцать серебряников;

-вандалы, вандализм.


И со вторым заданием вы справились превосходно. Предлагаю вам перейти к третьему заданию.

  1. Индивидуальная работа. Слайд 7 На третьей станции «Картографической» вам предстоит поработать с историческими картами. Выполните задания на карточках.

1.

Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их). Слайд 8

2.

Определите по очертаниям, где какие страны изображены: Слайд 9


3.

Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено. Слайд 10

4.

Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот.

Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне?

Покажите ее на карте.

Слайд 11

5.

Покажите на карте страну, которая нанесло поражение Карфагену.

Слайд 11

6.

Покажите страну в юго – восточной Азии, находящуюся на большой равнине.

Слайд 11

Еще одно задание пройдено. Нам осталось совсем немного.

  1. Фронтальная работа. Слайд 12

И последняя станция «Компьютерная» включает в себя несколько заданий разнообразного характера.

Давайте выполним задания на компьютере.

-выполнение теста на определение дат;

-составление правильных предложений о древних людях;

- определение названия страны, заполнение пропусков;

-выполнение теста на соотношение личностей и страны их проживания;

-выполнение теста на соотношение личностей и их достижения;

-разгадывание кроссворда по определениям.

Итак, все задания выполнены, а это значит, что ученика пустили на берег неизвестной ему страны. Но страна оказалась историей, путешествие по которой всегда интересно и увлекательно. А совершаем мы это путешествие каждый день, когда идем на урок. Каждый день мы открываем эту увлекательную страну не только для учеников, но и для себя.

Наше занятие подошло к концу. Сейчас я вас попрошу “сделать выстрел в яблочко”. Прикрепите стрелки к красному яблоку если вам понравилось или к зеленому если не понравилось. Слайд 13

Приложение 1

1. Ответы на вопросы

1.

Первая столица объединенного Египта

Мемфис

2.

Повелитель Египта, его правитель.

Фараон

3.

Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги.

Писец

4.

Знатные, знаменитые люди, советники фараона.

Вельможи

5.

Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон.

Амон – Ра

6.

Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых.

Осирис

7.

Бог земли в Древнем Египте.

Геб

8.

Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид.

Сфинксы

9.

Священная книга христиан.

Библия

10.

Царь Междуречья, создатель первых письменных законов.

Хаммурапи

11.

Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди.

Заповеди

12.

Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями.

Полис

13.

Простой народ в Греции.

Демос

14.

Избранные 9 правителей в Афинах.

Архонты

15.

Богиня охоты в Греции.

Артемида

16.

Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии.

Касты

17.

Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем.

Одиссей

18.

Место жительства греческих богов.

Гора Олимп

19.

Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли.

Гермес

20.

Способ письма в Двуречье.

Клинопись

21.

Непроходимые леса в Индии.

Джунгли

22.

Главный строительный материал в Двуречье.

Глина

23.

Люди, лишенные свободы.

Рабы

24.

Материал для письма в Китае.

Бамбук

25.

Напиток, пришедший к нам из Китая.

Чай

26.

Какой вид войска впервые стали широко использовать в Ассирии.

Конница

27.

Бог грома и молнии в Греции.

Зевс

28.

Низшие божества в Греции.

Нимфы и сатиры

29.

Поэма Гомера о Троянской войне.

“Илиада”

30.

Свернутый в трубку лист папируса.

Свиток

31.

Он поднял восстание в Риме.

Спартак

32.

Это животное спасло будущего основателя Рима.

Волчица

33.

Он предал Цезаря.

Брут

34.

Бог войны в Риме.

Марс

35.

Жрица богини огня и хранительницы домашнего очага в Риме.

Весталка.







Приложение 2.

Ответы к задачам.

1.

Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена?

Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.

Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого.

Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево.

2.

На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.

Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.

Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге.

3.

В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета.

Почему в гробнице было так мало железных предметов?

Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии.

4.

Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами?

“Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мне умереть, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб…Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу!”

Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море.

5.

Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.

- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?

- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.

- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

- Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй.

О каких сражениях идет речь?

Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии.

6.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.

Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?

В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы.

7.

Греки были умеренны в еде и питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.

Для кого из героев поэм Гомера и при каких обстоятельствах злоупотребление вином имело роковые и необратимые последствия?

Страшный циклоп - людоед Полифем, который лишился единственного глаза, потому что заснул, опьянев от выпитого вина. “Тут повалился он навзничь… не в меру напившись” пишет Гомер.

8.

Перед вами продукты: инжир, лук, утка, картофель, чеснок, виноград, финики, кукуруза, помидор, мед.

Какие из них не входили в рацион египтян? Выберите 3 продукта.

Картофель, помидор, кукуруза.

9.

Кто из героев римских легенд мог бы сказать о себе такие слова:

1.«С давних пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то самый Рим, быть может, не был основан… Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь.»

2. «Увы, нам не поставили статуй за совершенный подвиг, как этой серой хищнице! Не от того ли, что язык наш не понятен, а научиться латинской речи мы не можем?! О люди, вы так неблагодарны! Заслуги наши перед Римом огромны. В тишине ночи пронзительные наши голоса подобны были звукам военных труб… Только благодаря нам – пусть об этом не забывают потомки римлян – город не был захвачен, разграблен и разрушен.

Волчица

Гуси

10.

Найдите ошибки в тексте: «Герой Троянской войны Гектор, в то время, когда между греками троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых лошадей, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Его жена Андромаха была вне себя от радости и в числе других зрителей кричала мужу: «Слава победителю!»

  1. Троянская война была раньше первых Олимпийских игр, поэтому ни один из участников не мог бы посетить эти игры;

  2. Андромаху бы не допустили на Олимпийские игры, т.к. женщинам это было запрещено.

  3. Участником Олимпийских игр мог быть только гражданин одного из полисов, а гость-чужеземец мог быть только зрителем.

11.

Кто-то рассказывал о знаменитом афинском правителе Солоне следующее. Будучи мальчиком, Солон очень радовался тому, что в дни побед над персами при Марафоне и Саламине занятия в школах не проводились. Отец Солона, напротив, сердился на сына, считая его лодырем и бездельником.

Правдив ли рассказ?

Солон жил за долго до Марафонской и Саламинской битв.

12.

В каких случаях можно употребить следующие крылаты е выражения и слова?

-горе побежденным;

-и ты Брут?

-яблоко раздора;

-тридцать серебряников;

-вандалы, вандализм.

-употребляется в случаях, когда говорится о применении права сильного.

-употребляется для характеристики неожиданной измены друга.

-так говорят о предмете или причине ссоры;

-употребляется в значении цены предательства;

-те кто причастен к разрушению исторических памятников; бессмысленное, жестокое разрушение исторических памятников.























Приложение 3

Ответы к заданиям по картам.

1.

Укажите древние государства, которые находились на полуостровах (назовите их).

Индия – полуостров Индостан

Греция – Балканский полуостров

Рим – Апеннинский полуостров

2.

Определите по очертаниям, где изображены Египет, Индия, Финикия и Палестина, Китай, Двуречье.

1 – Индия,

2 – Египет,

3 – Рим,

4 – Китай,

5 – Греция.

3.

Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это встречалось, было построено или изобретено.

1 – Египет (пирамида)

2 – Индия (Будда)

3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом)

4 – Рим (волчица)

5 – Греция (статуя богини Афины)

6 – Китай (компас)

4.

Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот.

Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне?

Покажите ее на карте.

Египтяне были в Междуречье, где реки текут в противоположном Нилу направлении.


5.

Назовите страну которая нанесла поражение Карфагену.

Это – Рим.

6.

Покажите страну в юго – восточной Азии, находящуюся на большой равнине.

Китай, который находится на Великой китайской равнине.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!