СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект мероприятия по химии для 10 класса на тему «Химическая викторина: знания, умения и навыки в области химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование в обучении предмета "Химия" игрового формата помогает школьникам взглянуть на "науку о веществах, их свойствах и превращениях" с другого ракурса и проявить еще больший интерес в дальнейшем обучении! Химическая викторина тому пример.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект мероприятия по химии для 10 класса на тему «Химическая викторина: знания, умения и навыки в области химии»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа имени Рустема Абзалова с. Алкино-2 муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан









План-конспект мероприятия по химии для 10 класса на тему

«Химическая викторина: знания, умения и навыки в области химии»













Составитель:

Ибатуллина Р.Р учитель биологии и химии МБОУ СОШ с.Алкино-2



I. Цели викторины:

• Проверить и закрепить знания учащихся по основным разделам химии.

• Развивать критическое мышление, умение работать в команде.

• Способствовать интересу к предмету и углубленному изучению химических процессов.

• Укрепить навыки применения теоретических знаний на практике.

Задачи викторины:

1. Провести проверку знаний по основным темам курса химии.

2. Стимулировать учащихся к самостоятельному поиску информации.

3. Развивать навыки работы в команде и коммуникации.

4. Обсудить актуальные вопросы, связанные с химией в жизни человека.

Оборудование:

• Презентация для викторины (слайды с вопросами и ответами).

• Карточки с вопросами для команд.

• Таймер для отслеживания времени.

• Награды для победителей (грамоты, медали).

• Интерактивная доска или проектор для демонстрации вопросов.

• Химические реактивы и оборудование для практических заданий.


II. Структура викторины

2.1. Введение

• Приветствие участников и объяснение правил викторины.

• Разделение учащихся на команды (по 4-5 человек).

• Краткое введение в тему: значение химии в повседневной жизни и ее роль в науке.

2.2. Основные этапы викторины

Этап 1: Теоретические вопросы

• Вопросы по основным разделам химии: неорганическая химия, органическая химия, физическая химия, аналитическая химия, биохимия.

• Примеры вопросов:

• Что такое атом и молекула?

• Каковы основные группы органических соединений?

• Объясните закон сохранения массы.

• Какие методы анализа веществ вы знаете?

Этап 2: Практические задания

• Проведение простых экспериментов или демонстраций, связанных с теоретическими вопросами.

• Примеры заданий:

• Определите pH раствора с помощью индикатора.

• Проведите реакцию нейтрализации и запишите уравнение реакции.

• Изучите свойства газов (например, реакция между уксусной кислотой и содой).

Этап 3: Интерактивные задания

• Игры и конкурсы: "Угадай вещество", "Химический словарь", "Химические ребусы".

• Примеры заданий:

• Участники должны угадать вещество по его свойствам.

• Составление химических формул из предложенных элементов.

• Решение кроссворда на тему химии.

Этап 4: Заключительный конкурс

• Команды представляют свои результаты и обсуждают, что нового они узнали во время викторины.


III. Подробное описание этапов конкурсов

Этап 1: Теоретические вопросы

Формат: Каждой команде задаются вопросы по очереди. За правильный ответ команда получает баллы.

Примеры вопросов:

1. Неорганическая химия:

Что такое валентность элемента?

Какова формула серной кислоты?

Назовите основные классы неорганических соединений.

2. Органическая химия:

Каковы отличительные признаки углеводородов?

Что такое изомерия? Приведите примеры.

Назовите основные реакции, характерные для алканов.

3. Физическая химия:

Что такое энтальпия?

Объясните понятие равновесия в химических реакциях.

Каковы основные законы термодинамики?

4. Аналитическая химия:

Что такое качественный анализ?

Каковы методы количественного анализа?

Объясните принцип работы спектрофотометра.

5. Биохимия:

Каковы основные классы биомолекул?

Что такое ферменты и какова их роль в организме?

Объясните процесс фотосинтеза.

Этап 2: Практические задания

Формат: Участники выполняют практические задания в группах, используя предоставленные реактивы и оборудование.

Задания:

1. Определение pH:

• Учащиеся получают несколько растворов (уксус, лимонный сок, сода) и индикаторную бумагу. Они должны определить pH каждого раствора и записать результаты.

2. Реакция нейтрализации:

• Проведение реакции между уксусной кислотой и бикарбонатом натрия (сода). Учащиеся записывают уравнение реакции:

CH₃COOH + NaHCO₃ → CH₃COONa + CO₂ + H₂O

• Наблюдение за образованием пузырьков газа.

3. Исследование свойств газов:

Участники проводят эксперимент с выделением углекислого газа при реакции уксуса и соды, фиксируя изменения в объеме газа.

Этап 3: Интерактивные задания

Формат: Игры и конкурсы, направленные на закрепление знаний в непринужденной форме.

1. Игра "Угадай вещество":

Один участник описывает вещество (без его названия), остальные должны угадать, что это за вещество на основе описания его свойств.

2. Химический словарь:

Каждой команде выдается список терминов из химии, которые они должны объяснить другим участникам без использования самих терминов.

3. Химические ребусы:

Участники разгадывают ребусы, связанные с химическими элементами и процессами, например, "Na + Cl = NaCl" (соль).

Этап 4: Заключительный конкурс

Формат: Команды представляют свои результаты и делятся впечатлениями о проведенной викторине.

1. Каждая команда подводит итоги своего участия, обсуждая, что нового они узнали.

2. Ведущий задает дополнительные вопросы для обсуждения, например:

Какие темы были наиболее интересными?

Какой эксперимент произвел наибольшее впечатление?


Рекомендации по дальнейшему изучению

1. Изучение дополнительных материалов по темам, вызвавшим интерес у участников.

2. Проведение дополнительных практических занятий по сложным темам.

3. Подготовка к олимпиадам и конкурсам по химии.


Заключение

  1. Подведение итогов

Обсуждение результатов викторины, награждение победителей.

Выявление сильных и слабых сторон команд.


  1. Рефлексия

Участники делятся впечатлениями о викторине, что нового узнали и какие темы требуют дополнительного изучения.


Список литературы

1. Лаврова И.В., "Органическая химия", Санкт-Петербург: Питер, 2020.

2. Кузнецов А.А., "Химия для старшеклассников", Москва: Наука, 2021.

3. Громова Н.Н., "Основы неорганической химии", Екатеринбург: УрФУ, 2019.

4. Тихомиров А.В., "Химия в жизни", Москва: Высшая школа, 2022.

5. Интернет-ресурсы по химии и образовательные платформы.