СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект на тему: "Широкая Масленица"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План - конспект на тему: "Широкая Масленица"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования Республики Крым

«Дворец детского и юношеского творчества»

Отдел изобразительного и декоративно-прикладного творчества


План - конспект

занятия студии изобразительного искусства

на тему: «Широкая Масленица»


Педагог: Вахрушева Мария Павловна

Цель: Ознакомление с историей и традициями праздника Масленица.

Задачи:

образовательные– обучение созданию грамотной композиции; овладение методами и техническими приемами для передачи настроения в композиции;

развивающие – развитие навыка построения сюжетной композиции; грамотного использование цветовой гаммы, для передачи состояния и настроения; развитие эстетического восприятия темы.

воспитательные– воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости, внимания, умения работать в коллективе.

Тип занятия: комбинированное.

Вид занятия: групповое.

Форма организации: лекция-беседа, игра, мастер-класс, практическая работа.

Оборудование, дидактический материал: бумага формат А3, карандаши простые, кисти, гуашь, акварель, карандаши цветные. Репродукции картин по теме занятия, цветовые схемы-плакаты, книги и журналы по изобразительному искусству.

План занятия

1.Организационная часть

2.Сообщение темы и цели занятия.

3.Изучение теоретических сведений. Беседа, творческая игра с учащимися.

4.Физкультминутка.

5.Практическая часть

6. Анализ понимания нового материала, повторение и закрепление.

7.Подведение итогов

Ход занятия:

1. Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих, проверка готовности к работе, краткое повторение правил техники безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических норм.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Вступительное слово педагога. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию, знакомство с планом занятия. Мотивация.

Звучит музыка П.И.Чайковский «Масленица» (Времена Года).

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами чуть ближе познакомимся с прекрасным, веселым праздником Масленицей и создадим прекрасные сюжетные композиции на эту тему, так что за этот праздник Масленица?



3. Теоретическая часть.

Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры.

По одной из версий, название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

Масленица ‑ самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю.  Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица". До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли "мясное воскресенье", в которое тесть ездил звать зятя доедать мясо.

Понедельник -"встреча" праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его, и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.

Вторник - "заигрыш". В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки? женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда ‑ "лакомка". На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.

Четверг ‑ "разгуляй". В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" ‑ то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг ‑ оборона или взятие снежного городка.

Пятница ‑ "тещины вечера", когда зять едет "к теще на блины".

Суббота ‑ "золовкины посиделки". В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье ‑ это заключительный "прощеный день", когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста ‑ Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. 









5. Практическая часть

Просмотр репродукций и детских работ по теме занятия.

Под руководством педагога учащиеся составляют композицию на тему: «Масленица».

Поэтапно, от эскиза и поиска цветового решения к готовой работе.

6. Анализ понимания нового материала, повторение и закрепление.

Просмотр выполненных работ. Вопросы по теме занятия, обсуждение пройденного материала.

Вы все чудесно справились с заданием. Давайте устроим просмотр, и обсудим наши работы? (Просмотр и обсуждение работ, выполненных учащимися на занятии)

Ребята, вам понравилось занятие? Все было понятно? (Ответы учащихся)

Вы все молодцы! Спасибо, жду вас на следующем занятие. Обязательно возьмите с собой хорошее настроение!

7. Подведение итогов занятия. Уборка рабочих мест. Домашнее задание.

Список использованной литературы и интернет источников:

  1. Волобуева И.И. Обучение в игре. – М., 1998. – 120 с.

  2. Волобуева И.И. Основы изобразительного искусства. – М., 2000. – 160 с.

  3. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. Киев: Рад. шк., 1989.

  4. Барчаи Е. Анатомия для художников Е. Барчаи. – М.: Эксмо, 2008. – 344 с.

  5. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.

  6. Ли Н. Основы ученического академического рисунка. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.

  7. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. – М., 1989. – 160 с.

  8. Уроки детского творчества. – М.: Burda, 2002. – 130 с.

  9. Сайт: center.art-edu.ru

  10. Нечепоренко Л.С., Подолак Я.В., Пасинок В.Г. Классическая педагогика: Учебное пособие. Х.: Основа, 1998.

  11. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982.

  12. Народные художественные промыслы»; П.И. Уткин, И. С. Королева, 1992 г.

  13. «Играем, познаем, рисуем»; Е.Л. Зеленина, 1996 г.

  14. «Уроки изобразительного искусства»; С. Корнилова, 2000 г.

  15. ИЗО. Краткий словарь художественных терминов 5-8 классы. Издательство «Титул» 1997г.

  16. «Рисунок и основы композиции», Г.И. Кулебакин,1983 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!