Цель урока: ознакомить учащихся с устройством и принципом действия систем горячего и холодного водоснабжения, канализацией в доме.
Этапы урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | 2 | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку; контроль отсутствующих. | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. |
2. Проверка домашнего задания. | 5 | Учитель проверяет наличие и правильность выполнения задания в тетрадях. | Зачитывают ответы. |
3.Мотивация учебной деятельности учащихся. | 3 | Современный дом или квартира обычно представляют собой благоустроенное и комфортабельное жилище. И всё это благодаря чему? (инженерным коммуникациям). Перечислите их (отопление, электропроводка, газоснабжение, кондиционирование и вентиляция, системы безопасности, водопровод) Использование водопровода в современных домах невозможно без чего? (канализации). Так куда же течет вода, которую мы уже использовали и, что же представляет система канализации, сейчас мы это и выясним. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. |
4.Постановка цели и задач урока. | 3 | Как вы думаете, какая тема вашего урока? А теперь прошу вас назвать цель нашего занятия. | Формулируют тему урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. |
5.Первичное усвоение новых знаний. | 10 | Канализация – система трубопроводов и очистных сооружений для удаления бытовых сточных вод. Технология канализации сточных вод заключается в том, что использованная вода из раковин, моек, душевых поддонов и т.д. по трубам выводятся за пределы дома. Далее по железобетонным трубам, проложенным под землёй, сточные воды поступают на очистные сооружения. Очищенная вода выпускается в реку. Современные очистные сооружения обеспечивают полную биологическую очистку по технологической схеме: механические решетки (это первичный этап очистки сточных вод, ширина отверстий не более 1,6 см, улавливает крупный мусор - пластмасса, банки, пакеты, тряпки, бумага; и под пресс), песколовки (улавливают более мелкий мусор - частицы песка, мелкие камни), первичные отстойники (используют для того, чтобы освободить воду от взвешенных частиц -глина), аэротенки (здесь происходит биологическая очистка грязной воды активным илом- бактерии, простейшие организмы, которые питаются грязью), вторичные отстойники (необходимы для очистки от ила, содержащего микроорганизмы). Ещё один блок очистки- обеззараживание воды – ультрафиолетовым облучением, хлорированием. Под каждой раковиной, ванной и в унитазе есть сливная труба. Она изогнута так, чтобы вода сначала стекала вниз, потом поднималась вверх. -Как называется эта конструкция? Для чего она имеет такую форму? Эта конструкция называется СИФОН – изогнутая сливная труба. В сифоне отрезок трубы перед изгибом всегда заполнен водой. Он выполняет функцию водяного затвора и не дает неприятным запахам проникать в квартиру. Трубный сифон изготавливается из жесткой или гибкой трубы. Конструкция бутылочного сифона позволяет извлекать мелкие предметы или чистить засор. | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. |
6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой | 7 | 1.Сантехническое устройство для подачи и смешивания горячей и холодной воды А) Кран Б) Вентиль В) Смеситель 2.Что следует сделать в первую очередь в случае аварийной ситуации или ремонта системы водоснабжения А) Заменить кран Б) Перекрыть кран на входе в дом (квартиру) В) Вызвать слесаря 3.Сантехническое устройство, предотвращающее попадание неприятных запахов в жилище. Вентиляция 4.Из каких материалов изготавливают трубы для систем водоснабжения и канализации А) Металл Б) Стекло В) Пластик Г) Металлопластик Д) Кирпич 5.В чём преимущество пластиковых и металлопластиковых труб по сравнению с металлическими А) Более простой монтаж Б) Устойчивость к коррозии В) Устойчивость к перепадам температур 6.В чём смысл двухсекционной кнопки сливного бачка? А) Удобство использования Б) Экономия воды В) Эстетичность Преподаватель предлагает использовать метод взаимопроверки тестового задания и озвучивает правильные ответы тестового задания и критерии его оценки. (5 правильных ответов – «5»; 4 – «4»; 3 – «3»; 2-1-«2»). Преподаватель визуально оценивает результаты тестового задания. | Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют. |
7.Закрепление материала | 3 | Вопросы для закрепления нового материала: 1) Вентиль на водопроводной трубе – это что? (запорное устройство для отключения воды) 2) Фильтр на водопроводной трубе - для задержки твердых частиц (песка, ржавчины) 3) Водяные счетчики - для определения расхода воды 4) Виды смесителей - двухвентильный, однорычажный, сенсорный и т.д. 5) Кран-букса в смесителе - перекрывает канал, через который проходит вода 6) Стальные и пластиковые трубы - для монтажа водопровода внутри домов и квартир 7) Канализация - система трубопроводов и очистных сооружений 8) Сифон - изогнутая сливная труба | Предъявляют результаты самостоятельной работы в коллективе, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. |
8. Подведение итогов урока, выставление отметок. | 2 | Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности; выставляет оценки за урок. | Отвечают на вопросы учителя, предоставляют дневник для выставления оценок. |
9. Информация о домашнем задании. | 2 | Выяснить какие сифоны (смесители) установлены дома. | Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание. |
10.Рефлексия деятельности | 3 | Учитель задает вопросы: Что сегодня узнали? Какие новые понятия усвоили? Что было интересно? Что не понравилось? Чему научились? | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
2.Что следует сделать в первую очередь в случае аварийной ситуации или ремонта системы водоснабжения
3.Сантехническое устройство, предотвращающее попадание неприятных запахов в жилище.
4.Из каких материалов изготавливают трубы для систем водоснабжения и канализации
5.В чём преимущество пластиковых и металлопластиковых труб по сравнению с металлическими