УМК «Школа России», 1 класс, В. Г. Горецкий «Азбука», стр. 69-72
Тема урока: «Звуки [в], [в'], буквы Вв. Век живи – век учись»
Цели: ознакомить детей с буквой Вв и звуками [в], [в'].
Задачи: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся со звуками [в], [в'], буквами Вв; формирования навыка чтения (умения читать слоги, слова, предложения с изученными буквами);
Задачи урока:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению звуков [в], [в'], букв Вв , по формированию навыка чтения;
Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления при формировании навыка чтения;
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать культуру учебного труда повышение мотивации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз.
Планируемые УУД:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «Хочу учиться», «любовь к Родине», « уважение к своему народу через родной язык»
Метапредметные:
формирование познавательных универсальных учебных действий: умение составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; расширение словарного запаса
формирование регулятивных универсальных учебных действий:
умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
развитие самостоятельности, самооценки; осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя
формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя; развитие умения участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре, в группе)
Предметные: формирование умения выделять звуки в слове, устанавливать порядок звуков в слогах и односложных словах; развитие умения выполнять слого- звуковой анализ; закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ; развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко -буквенного анализа и синтеза слогов, слов; развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения, совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса; формирование навыка сознательного, правильного, слогового чтения
Основные образовательные ресурсы: учебник Горецкого В. Г. “Азбука”, толковый словарь Ожегова, наглядность: наборное полотно, демонстрационное полотно, карточки, приложение «Буква за буквой»
Ход урока.
I. Организация начала урока
1. Приветствие
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, зовут меня Алина Николаевна.
2. Проверка готовности к уроку
У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: азбука, индивидуальное наборное полотно, индивидуальное демонстрационное полотно, карточки.
3. Мотивация к учебной деятельности
У: Прозвенел звонок веселый!
Все готово? Все готовы?
Мы сейчас не отдыхаем
Мы работать начинаем.
II. Актуализация умений и знаний
1.Индивидуальная работа (работа по перфокартам или в рабочих тетрадях, или по индивидуальным карточкам);
У: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на стадион и будем играть в одну спортивную игру, которую все очень любят. Догадались? Конечно же, это футбол. Но все места для зрителей перепутались. Помогите расставить их в правильном порядке.
2.Фронтальная работа:
Откройте Азбуку на стр. 68-71
У: Рассмотрите иллюстрацию.
У: Что изображено на картинке?
У: Прочитайте текст перед иллюстрацией.( про себя)
У: Как озаглавите текст, который вы прочитали?
У: Почему вы так его назвали?
У: Как его надо прочитать вслух? (громко, выразительно…)
У: Как вы понимаете эти слова?
У: Кто автор этих строчек?
Что вы о нем знаете?
Прочитайте текст после иллюстрации.
Какой первый звук в слове «ворота»?
3.Анализ учебной деятельности учащихся (на данном этапе).
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Какой первый звук в слове ворота? [в]
У: Как называется то, куда становятся вратари? (ворота)
У: Какой первый звук в слове Вова? [в']
У: Как вы думаете, какие учебные задачи мы будем решать сегодня на уроке?
У: Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звуки [в], [в'], узнаем, какой буквой они обозначаются, будем учиться читать слоги, слова, предложения с этой и другими буквами.
IV. Физминутка
V. Открытие новых умений, знаний
У: Итак, представим что мы пришли на стадион, поговорим о игре.
У: Куда игроки должны забить мяч?
Д: В ворота.
У: А что они кричат друг другу, чтобы передать мяч?
Д: Лови.
Выделяем из этих слов [в] и [в']
У: Как играть в футбол, вы знаете. Но с кем же мы будем играть? Нам нужна команда. Назовите как можно больше зверей и птиц со звуками [в] и [в'].
Д: Ворона, корова, сова, воробей, волк, верблюд, лев, свинья, буйвол, медведь, удав, соловей.
У: Молодцы! Команду мы выбрали, начинается первый тайм.
У: На доске красный, синий и зеленый квадратик.
У: Как вы думаете, что нам нужно сейчас определить? (гласный или согласный).
У: Произнесем звук [в], еще раз [в-в-в].
У: Какой это звук?
Д: Согласный.
У: Почему? Докажите.
Д: Воздух во рту встречает преграду.
Звонкость - глухость звука.
У: На доске колокольчик и перечеркнутое ухо.
У: Звонкий это звук или глухой?
Д: Звонкий.
У: Как нам определить, звонкий звук или глухой?
Д: Звонкий звук мы произносим с помощью голоса, глухой - с помощью голоса и шума.
У: Молодцы, ребята! Счет матча 2 : 0 в вашу пользу.
Твердость - мягкость звука.
У: На доске синий и зеленый квадрат.
У: Сравните имена двух наших игроков "волк" и "свинья". Назовите первый звук в первом слове и второй звук во втором слове.
Д:[в] и [в'].
У: Даем характеристику этих звуков.
Д: это звуки согласные, звонкие.
Знакомство с буквой В в.
У: Звуки [в] и [в'] обозначаются буквой В в.
У: На что похожа эта буква?
Д: Дают сравнение.
У: На доске вы видете слоги ВА, ВИ, ВУ, ВЫ, ВО.
У: Читаем слоги хором;
У: Читаем слоги с твердым согласным;
У: Читаем слоги с мягким согласным.
У: Что нам указывает на твердость - мягкость согласного в слоге-слиянии?
Д: Гласный звук верхнего или нижнего ряда.
У: На доске картинки с изображением животных и схемы. Перечислите животных.
Д: Волк, медведь, сова.

У: Соедините схемы с изображением зверей и отгадайте, чья первая схема, кто вратарь команды зверей?
Д: медведь.
У: Схему слова "медведь" выкладываем на парте.
VI. Физминутка
VII. Закрепление открытых умений, знаний
У: Открываем учебник на стр.71 читаем текст и работаем со схемами.
У: Отыщите и прочитайте предложение в тексте, соответствующее схеме:

VIII. Итог урока. Рефлексия.
У: Вы все молодцы, очень хорошо сегодня работали. Конечно, вы выиграли у команды зверей в футбол, выполнили все задания, которые вам давали.
У: А теперь еще раз вспомним, о каких звуках и какой букве мы сегодня говорили?
Д: О звуках [в] и [в'] и букве Вв.
У:Дайте характеристику этой букве.
Д: Буква Вв обозначает два звука:[в] и [в']. Это звуки согласные, звонкие.
У: Кому на уроке было грустно, вы разместите в лесу грустного мишку, а кому весело – весёлого.
Подведение итогов