СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект открытого семинарского урока по литературному чтению, проведенного в 4 «в» классе МКОУ «Новопоселковая СОШ» учителем начальных классов Цмихановой Успахи Мирзехановны.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект открытого семинарского урока  по литературному чтению, проведенного  в 4 «в» классе  МКОУ «Новопоселковая СОШ» учителем начальных классов Цмихановой Успахи Мирзехановны.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект открытого семинарского урока по литературному чтению, проведенного в 4 «в» классе МКОУ «Новопоселковая СОШ» учителем начальных классов Цмихановой Успахи Мирзехановны.»

Этапы урока

  1. Мотивационный этап


Посмотрите внимательно на изображение солнца.



-Какое солнце вам больше всего нравится?

Почему? ( нам хмурые лица не нравятся)



Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора


- Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг- другу, улыбнитесь гостям. Сегодня на уроке помощь друга будет вам необходима.

- Я очень рада видеть вас радостными, добрыми и очень хочу начать урок с вами. Хорошего вам настроения и успехов.

- прочитайте девиз урока. «Дорогу осилит идущий»

-Как вы это понимаете?

(Это значит стремиться вперед, не отступать, не боятся трудностей)


-На уроке нам придется много говорить, декламировать ,поэтому начнем с разминки.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно



3. Наращивание слов – игра.

Береза – березовый – березонька

Дуб – дубовый – дубок

Осина – осиновый – осинка.

- Как можно назвать эти слова одним словом?

4. Дополни предложения.

- тот, кто сочиняет рассказы и сказки, называется …..

- тот, кто сочиняет стихи, называется …..

- Как вы понимаете прием олицетворения?

- На прошлом уроке мы с вами прочитали стихотворение, где используется такой прием.

III. Актуализация знаний.

- А что вы подготовили к этому уроку?

* отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид».

* полное стихотворение Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид».

* написать сочинение о природе.

* нарисовать иллюстрации к стихотворению.

* придумать свою историю о природе.

* подготовить информацию о Михаиле Михайловиче Пришвине.

- Выразительно прочитает стихотворение Амина.

1) Найди и покажи свой рисунок. Что ты хотела показать этими красками.

Оценивайте

2) Гуля прочитает стихотворение.

Еще природа не проснулась? Когда природа спит и когда она просыпается?

(природа спит зимой, а просыпается весной).

Оценивайте

3) Светлана прочитает стихотворение.

Какое время года тебе больше нравится? Почему? (Весна, потому что она похожа на невесту в белом наряде и радует нас своим прекрасным видом.)

Оценивайте

- Залина прочитает нам полное стихотворение.

- Понравилось ли вам полное стихотворение?

- О чем говорится во второй части стихотворения?

(не только просыпается природа от долгого сна, но и душа человека.)

- Что главное в стихотворении: печаль, грусть или радость ожидания весны?

Радость (набуханием почек, первыми цветочками, запахом смолы, шептанием деревьев).

- Что вы можете сказать о прекрасном времени года?

IV. Работа по командам.

Класс делится на две команды, одна команда задает другой команде вопросы.

1вопрос: Докажите, что в стихотворении говорится о ранней весне.

- Природа ранней весны, в описании Ф.И. Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

а воздух уже весною дышит.

Весна еще не пришла, «еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг


2 вопрос: - Еще природа не проснулась. А когда она засыпает и когда спит? Почему так говорят?

- Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то что происходит вокруг.

3 вопрос: Как вы думаете, какая она – «улыбка» весны.

- Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть – приход весны и природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует.

Весну послышала она

и ей невольно улыбнулась.

4 вопрос: Найдите в тексте два случая противопоставления, объясни их роль. Почему прием противопоставления подходит для описания, для стихов о ранней весне?

- Противопоставление и отрицание в конце первой строфы выражает борьбу весны с зимой, такою незаметную в начале, но такую благодатную, важную для всего живого мира. Автор очень тонко показывает завершение зимнего сезона с помощью эпитета «редеющий» (сон). Вторая часть строфы изящно «выписана» Тютчевым. Он подбирал легкое, почти неуловимое ощущение весны, ее предчувствие , что едва-едва осознается и человеком и природой.

V. Конкурс рисунков.

- посмотрим чей же рисунок лучше? Какой рисунок вам нравится?

- что же вы хотели показать этими красками?

VI. Придуманные истории.

1 история. Послушаем что нам подготовила Ася.( История про парк.)

- Вот видите дети какие они молодцы! Как они берегут свой парк. Люди избавляются от мусора и выбрасывают мусор куда попало, вырубают леса из-за хозяйственных нужд. Человек вырубает леса, истребляет животных, загрязняет окружающий мир промышленными и бытовыми отходами, превращает прекрасные и полноводные реки в сточные канавы. Природа в наших руках. Берегите природу.


2 история. Давайте послушаем информацию Тофика.

- После завтрака мы оделись и пошли на экскурсию в лес. Дорога была очень длинная, шли мы далеко, но совсем не устали. Шли через речку, мимо большой горки, когда прошли по заваленному снегом полю, то, наконец, пришли в лес. Там было много елочек и сосен, а на них – шишечки – на верхушках. Около елочки была большая гора снега, и мы подумали, что это берлога медведя. Потом мы увидели следы зайца и лисы, слышали, как кричит ворона и как ветер шумит высоко в ветках большой сосны. Прогулка в лес нам очень понравилась.

-Видите, как Тофик с семьей идут в лес ,наблюдают за природой. Тофик настоящий наблюдатель за природой.

VI. Изучение нового материала.

Вводная беседа перед работой над новым материалом

- О природе, о красоте окружающего мира пишет не только Федор Иванович Тютчев, Николай Иванович Сладков, В.В. Бианки, В.Д. Берестов, а также есть много писателей и поэтов, которые пишут детям и только о природе.

Об одном из них подготовила информацию Гусейнова Милана.

- Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин родился в купеческой семье. Он был охотником за наблюдениями. Главная тема творчества Михаила Михайловича Пришвина – человек и природа, их взаимоотношение и взаимовлияние. В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать необходимо ее изучать. Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученный.

Звери и птицы у М.М. Пришвина «шипят, гудят, кукуют, свистят». Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам в рассказе («Золотой луг»); шепчет лес («Шепот в лесу»).

VII. Релаксация.

- Сели все поудобнее и послушаем звуки природы.

(звучит голоса птиц, журчит ручей (музыка)).(аудиоматериал)

- то что вы слышите характерно для какого времени года?

- Для ранней весны.

- что именно характерно?

(В это время начинается сокодвижение и деревья просыпаются от глубокого зимнего сна. Стволы и ветки тянутся к теплому солнышку, набухают почки на веточках.)

- А какой аромат!!! Это же информация, которую посылают растения в природу и миллионы лет обмениваются ею.

- Так о чем же мы говорили и будем говорить сегодня на уроке. (О природе, о лесе, о деревьях)

- Вы все правы: Мы сегодня научимся понимать о чем и как говорят деревья. Не только люди, но и деревья перекликаются между собой.

2) Образцовое чтение учителя.

- Послушайте как разговаривают деревья.

(чтение текста учителем.)

3) Словарная работа.

Что такое смола? Обратимся за помощью к словарю.

- смола – къир, шкьакь.

- осина – къавахдин са жуьре.

Обратимся за помощью к словарю.

- Тополь – чинар, лацу къавах.

- Береза – верхьи тар.

- Черемуха – ягода – куьлуь емиш.

- Вот это дерево черемухи. Особенно черемуха красива весной, когда цветет. И в это время она особенно нуждается в уходе. Люди, из-за красивых цветов, ломают ветки и ставят в вазы, а в вазе они быстро вянут и их выбрасывают.

Какие правила мы должны соблюдать:

- не топтать цветы; не ломать ветки; не загрязнять природу.

А у меня в руке краснолаковые ягоды калины. Разотрите между пальцами веточку и понюхайте этот аромат. Чем пахнет ветка? (смолой, деревом). Недавно мы были на экскурсии. Сравните этот аромат с тем ароматом. Вот какой аромат посылают они в природу.

4. Чтение детьми цепочкой.

5. Самостоятельное чтение.

6. Закрепление по вопросам.

- Какие деревья описывает автор? (березы, тополя, черемухи)

- В какое время суток особенно хорошо слышен разговор деревьев? (вечером)

- Для изображения деревьев автор использует слова «оживляющие предметы?»

- Как называется такой прием? (олицетворением.)

- Найдите в тексте примеры олицетворения?

(между собой перекликаются, шепчутся, выходят на поляну, зовет к себе, помахивает)

- Какие деревья растут у нас?

(У нас растут тополя, ореховые деревья, фруктовые деревья, ели, сосны, ивы, акации и др.)

- Ребята, какую часть речи мы сейчас изучаем на уроке русского языка?

(имя прилагательное)

- Найдите прилагательное в 1 абзаце (шоколадные, зелеными, зеленом, большая, прозрачная)

- а сейчас прочитайте этот абзац без прилагательных.

- Какой текст вам больше нравится? (с прилагательным)

- Как называется прилагательное, когда они используются в переносном значении для достижения художественной выразительности. (эпитетами).

VIII. Проблемная ситуация.

- Чтобы понять ваше отношение к природе, ко всему живому перед вами поставлю проблемную ситуацию:

Например:

1) – Дети принесли домой маленького ежика, которого нашли в лесу и решили оставить его жить дома, но мама не разрешила. Как вы думаете почему?

- Ёжики должны жить в лесу. Ёжики приносят пользу природе. Ёжик дома погибнет, его дом – лес. Нельзя брать диких животных домой.

2) – Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Что бы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?

(Ответы детей.)

- Молодцы, правильно ответили.

IX. Тестовая работа.

- Ну, а теперь выполним небольшую тестовую работу. Перед вами листочки с вопросами и ответами один из которых правильный.

- Это задание чуть посложней. Вам нужно поработать с текстом и выполнить задания в тексте, который напечатан на листочке.

Проверка: (кто первым закончит поднимите руки).

X. Синквейн.

- А сейчас мы проведем моделирование в виде синквейн.

- Ключевое слово в этом рассказе какое? (дерево)

- Задание такое. У каждой группы свое ключевое слово – название дерева.

- Каждая группа составляет синквейн с этим словом.

1. Тополь.

2. Цветущий, высокий.

3. Шепчет, перекликается, помахивает.

4. У нас растет тополь.

5. Дерево.

1. Береза.

2. Белоствольная, кудрявая, стройная, белая, гордая.

3. Шепчет, зовет, помахивает.

4. Береза – символ русской красоты.

5. Красавица.



  1. Черемуха.

1. Осина.



XI. Итог урока.

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

(М.М. Пришвин. Разговор деревьев)

- Чему учит нас Михаил Михайлович Пришвин?

- Подумайте, достигли ли вы той цели, которую поставили для себя в начале урока?

Дополните предложения.

Я понял что …( надо любить природу, охранять ее, беречь. Это кладовая солнца со всеми ее сокровищами)

Мне удалось …( добиться поставленной цели, раскрыть тайны природы.)

Мне понравилось …( стихотворение Федора Ивановича Тютчева о весне.)

Мне было на уроке …( интересно.)

Я узнал, что … (Михаил Михайлович Пришвин наблюдатель за природой.)

Теперь я знаю, что … (не только люди умеют разговаривать, но и деревья.)

В будущем я хочу … (понаблюдать за природой как Пришвин. Наблюдать в лесу за разговорами деревьев.)

Мне было трудно … (найти эпитеты из текста, теперь я научился сравнить 2 части стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид.»)

XII. Выставление оценок.

- Самостоятельно дайте оценку своей деятельности.

XIII. Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение и пересказ этого рассказа, нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.

- Письменно ответьте на вопрос: Какие деревья растут в нашем лесу? (написать в тетраде по литературе).

- Подготовить информацию об экологической проблеме, сделать рисунок и краткую презентацию Гусейновой Милане.

- Найти стихотворение о березе и о черемухе, записать автора и само стихотворение в тетрадь по литературе, и выучить его наизусть.


- Понравился ли вам урок?

- Интересно было вам на уроке?

- Кому было интересно, поднимите солнышки, кому неинтересно – тучки.

Ну, а теперь завершая наш урок споем нашу замечательную песню.

Песня «Береза»( аудиоматериал)






Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Новопоселковая средняя школа»



План - конспект

открытого семинарского урока

по литературному чтению, проведенного

в 4 «в» классе

МКОУ «Новопоселковая СОШ»

учителем начальных классов Цмихановой Успахи Мирзехановны.







с.Касумкент 2015г

М. Пришвин «Разговор деревьев»

Урок литературного чтения, 4 класс

Тип урока – урок деятельностного типа

Цели урока:

обучающая: формирование умения анализировать рассказ через наблюдение за его образными, интонационными, конструктивными особенностями;

- развивающая: развитие целостного, системного представления о мире на основе анализа рассказа как особого жанра литературы;

- воспитательная: воспитание чуткого и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения:

- личностные:

  • проявлять интерес к содержанию и форме художественного произведения;

  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к прочитанному;

- метапредметные:

  • принимать и удерживать учебную задачу, контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы;

  • слушать и использовать в работе другую точку зрения

 -создать условия для развития у учащихся

  • навыков фиксировать информацию, полученную путем анализа текста;

  • умения строить устные высказывания и формулировать собственное мнение;

  • умения работать в паре и в группе.

- предметные:

  • осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер;

  • овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

  • понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста;

  • уметь анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте;

  • высказывать собственные оценочные суждения.

Технология развивающего обучения.

Ресурсы:

Литературное чтение: Учебник для 4 кл.:карточки.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, компьютер, презентация ,выставка книг М. Пришвина