Разработка открытого урока по изобразительному искусству
в 5 классе по теме:
«Дымковская игрушка»
Составила:
Ларионова И П
2020г.
Тема: «Дымковская игрушка».
Цели урока: Создание условий для развития самостоятельности.
- воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность обучающимся почувствовать себя мастером по росписи дымковской игрушки.
Оборудование и материал: изображения произведений дымковского, хохломского, гжельского народных промыслов;
Оборудование: Для учителя:
образцы изделий народного промысла;
цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек таблицы с элементами узоров дымковской росписи
образцы рисунков-упражнений
презентация «Дымка»
Для учащихся:
таблицы с элементами узоров дымковской росписи, раздаточный материал: шаблоны, краски гуашевые , палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки
Этапы урока.
I. Организационный момент (1 мин.)
Создание эмоционального настроя
Самооценка готовности к уроку
Прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Садитесь. (Проверка готовности класса к уроку.)
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
1. Проверим на месте ли
- «разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их.
2. Сегодня вам не обойтись без той, которая
- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.
И не просто машет, а бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.
3. А дневники на месте? Покажите
I. Создание проблемной ситуации.
Учитель читает детям отрывок из песни З. Роот «Русская матрёшка» и просит ответить на вопросы.
– Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
– О ком эти строки? –
Что вас удивляет в названии «чудо-мастера», какой возникает вопрос?
Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать проблемный вопросы
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты ответов): – О чудо-мастерах.
Почему мастеров называют чудо- мастерами?
3. Постановка учебной задачи
II.
Формулирование проблемы.
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково
Как вы думаете, чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке? – (ответы детей)
Учитель записывает тему урока: «Дымковская игрушка»
-А почему игрушка называется дымковской?
Ребята, чего бы вы сами хотели добиться на уроке?
Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока.
Предполагают.
Первое – это познакомиться с дымковской игрушкой. Научиться рисовать такую игрушку.
В облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы.
На белом лице рисуют рот, над точками глазками
черные дужки бровей. На морозе лица людей украшает румянец. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом.
На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Как правило роспись выполняется в такой последовательности: У фигурок барынь, кормилец, кавалеров головные уборы и одежда имеют один яркий цвет.
Широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.
Уши, копытца зверей, клювы, гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения Дымковской игрушки весьма разнообразны. (показ и обсуждение слайдов)
Образы игрушек: разнаряженные щеголихи, няньки – кормилицы с детьми на руках, лихие всадники, кони, важные индюки, и другие образы.
- Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Учитель обобщает ответы, рисунки)
Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый в фоне и черный цвета.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Орнамент: геометрический (круги, овалы, клетки, полоски, точки).
Ещё раз внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках .Что же означают узоры на Дымковских игрушках?
Предполагают.
Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем, как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)
-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
Кружочки, солнышки – символ жизни
Точки, крестики – начало жизни
Квадратики – жилище
Квадратики с точками – засеянное поле
Линии – покой, волнистые линии – вода
IV. Поиск решения Работа с таблицей.
6.Физминутка «Маленький гном»
Работа по таблице «Образцы геометрического орнамента в дымковской игрушке» (на доске, на партах).
Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
Где располагаются точки?
Каково цветовое сочетание элементов в узорах? .
А сейчас мы отдохнем, а затем продолжим работу
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик игрушки лепил («помешивают»глину)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ножки вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
И работайте , и играйте,! (имитируют действия)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
-Какие краски будем использовать?
1. Ученики рассматривают образцы, отмечают отличия, особенности и отвечают на вопросы
В ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями
Между кольцами, на кольцах, по краю колец.
(не более 4 цветов)
8.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
V. Применение знаний (продуктивные задания).
Учитель предлагает ребятам обвести образец
барыни на листе и расписать её, подражая мастерам дымковского промысла.
Возьмите образцы и обведите образец барыни на листе. Попробуйте расписать её, подражая мастерам дымковского промысла.
Запомните. Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинайте с крупных элементов. Тонкие полоски наносите в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний
Почему назвали Слободу Дымково?
Как называют мастера, который работает с глиной?
Назовите отличительные особенности дымковской игрушки?
Выставка работ.