План – конспект открытого урока
Математика
«Доли»
3 класс
Выполнила:
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 763
Страмнова Елена Анатольевна
Москва 2021 год
Конспект открытого урока математики по теме "Доли".
3-й класс.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации о долях, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения :
Личностные УУД:
применять правила делового сотрудничества
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
оценивать сложившуюся учебную ситуацию;
высказывать свои предположения и самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
сотрудничать в совместном решении проблемы
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «Доли»
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группах
Образовательные технологии: технология деятельностного подхода
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийное видео «Мы делили апельсин» , карточки для работы в группах
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация, видео «Мы делили апельсин», круги радиусом 4 см и 6 см, мандарины, карточки разнеуровневые
Ход урока
I. Организационный момент
Мы начинаем урок математики.
Запишите дату и классная работа.
II. Актуализация знаний.
Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Задание первое: арифметический диктант. Запишите в строчку ответы
Слайд1
8 увеличьте в 9 раз 8*9=72
2)найдите произведение 5 и 8 равно: ( 40)
3) На какое число надо умножить 8, чтобы получилось 48? (На 6)
4) Частное 42 и 6 равно: (7)
5) уменьшите 40 на 5 (35)
6) Какое из данных чисел делится на 5?
20 или 32
7) Чему равно значение х в уравнении х:4=8? (32)
8) Сколько раз по 4 содержится в числе 12? (3)
Шифровка:
7 | 3 | 40 | 64 | 32 | 72 | 9 | 6 | 35 | 20 |
л | н | п | м | и | а | к | е | ь | с |
72 40 6 7 35 20 32 3
а п е л ь с и н
- Проверим.
– Если ответы верны, то получится слово, а какое вы узнаете чуть позже.
– Вы скажете, причём тут апельсин, когда у нас математика?
– А он нам поможет назвать тему урока.
III. Знакомство с темой урока.
– Задание второе. Посмотрим, как животные делили апельсин. (Просмотр видео «Как животные делили апельсин») Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.
- Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).
– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).
– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).
- Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин? (Да).
- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).
- Сформулируйте тему урока. ( Тема урока: «Доли»). . Слайд 2
lV. Постановка учебных задач.
- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)
- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли). Слайд 3
V. Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».
- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин
- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).
- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).
- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.
- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)
(На доске появляется запись: 1 часть из 5).
В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.
- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).
- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.
- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).
- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).
VI. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.
1) Практическая работа. - Сейчас мы вместе выполним такую работу.
А) - Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.)
- Какие это части? (равные)
- Получили … (½). Слайд4
- Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей?
- А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну)
- А как записать? (¼)
- Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть.)
- Как прочитать эту запись? (Одна четвертая).
- Сколько четвертых долей в половине?
- Какая доля больше, половина или четверть? (Половина.)
- Как это записать? (½ ¼)
Слайд 5
Физминутка музыкальная
2) Чтение дробей.
Слайды 6
Нажождение долей по рисунку
Слайды 7-12
V II. Закрепление нового материала.
Работа по учебнику
1. №1. (уст) Стр. 92
– Итак, пирог разделён на 6 равных частей.
– Взяли 1 такую часть
–Это 1/6доля пирога
– И вам нужно узнать, какая доля получится, если разделить на 2 равные части каждую шестую долю пирога.
– Значит, что мы должны сделать с каждой шестой? (Разделить на 2 равные части)
– У вас у каждого «пирог», разделённый на 6 равных частей.
– Разделите каждую шестую долю пирога на две равные части.
– Сколько равных частей получили? (12)
– Значит, какая доля получится? (1/12)
– Сравните: какая доля больше: (1/6 или 1/12)
Вывод: чем больше частей, тем доля меньше. Слайды 13-14
2. №2 с.92
3. Групповая работа (4 группы) Задания на листочках.
1 группа
Начертите квадрат со стороной 4 см. Разделите его на 2 равных прямоугольника и закрасьте один из них красным цветом. Подпишите закрашенную долю.
2 группа
Начертите квадрат, длина стороны которого 3 см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну четвёртую долю. Подпишите закрашенную долю.
3 группа
Начертите квадрат, длина стороны которого 3 см. Раздели его на равные части так, чтобы можно было закрасить одну третью долю. Закрасьте зелёным цветом и подпишите закрашенную долю.
4 группа
Начертите отрезок, длиной 6см и разделите его на 3 равные части так, чтобы можно было закрасить одну третью долю. Закрасьте зелёным цветом и подпишите закрашенную долю.
VIII. Задание на сообразительность.
- А теперь проверим вашу сообразительность.
Кто из девочек какую долю раскрасил, если Таня закрасила большую долю, чем Оля, а Лена закрасила большую долю, чем Таня?
Слайд 15-16
- Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.
После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.
- Какая часть сыра осталась на блюдце? (половина, ½, 4/8) Слайд17-18
Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.
IX. Задание на дом: №3, 4, с.92, разделить апельсин на равные доли
X. Рефлексия:
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Что такое доли?
– А ещё мы учились сравнивать доли. Какой вывод сделали?
- Что понравилось на уроке?
-Что показалось трудным?
- Вспомните, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока?
- Сможем сейчас записать ответ? (1 апельсин на 2 приятелей, сколько у каждого?)
– У вас у каждого на столе по три мордашки с улыбками. Покажите
- Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему всё понятно?
- У кого ещё есть затруднения? В чём?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Достиг ли наш урок цели?
- Спасибо за урок. Вы молодцы.