МКОУ «Шаитлинская СОШ»
План-конспект открытого урока математики в 5-ом классе
на тему
«Смешанные числа»
Урок провел учитель математики
Алиев Арсен Алиевич
Дата 28.01.2018 год.
2017-2018 уч. год
Тема: Смешанные числа
Цели:
1) Образовательные: ознакомить учащихся с понятием смешанного числа; научить выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанное число в виде неправильной дроби;
2) Развивающие: развитие внимательности, навыков устного счета;
3) Воспитательные: воспитание аккуратности, культуры записей на доске и в тетради.
Тип: Урок ознакомления с новым материалом.
Структура урока.
1.Оргмомент и постановка цели урока (2 мин.)
2. Проверка д/з и устные упражнения (7 мин.)
3. Объяснение нового материала (15 мин.)
4.Закрепление нового материала (16 мин.)
1) работа с карточками.
2) командная работа.
5. Постановка домашнего задания (2 мин.)
6. Подведение итогов урока (3 мин.)
Ход урока
1. Оргмомент и постановка цели урока
Проверяется подготовленность классного помещения и готовность учащихся к уроку.
Отмечается, что изучение дробей и действий над ними продолжается.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со смешанными числами, научимся выделять целую часть из неправильной дроби и представлять неправильную дробь в виде смешанного числа. В тетрадях запишите число, классная работа и тему урока: «Смешанные числа».
2. Проверка д/з и устные упражнения
В ходе фронтального опроса учащиеся отвечают на вопросы типа:
Какая дробь называется правильной?
Какая дробь называется неправильной?
Как поделить сумму на число?
Как представить частное 7 : 2 в виде дроби?
Представьте дробь в виде частного.
Сколько см. будет в 2 дм.5 см.?
Сколько мин. будет в 2 ч. 5 мин?
Сколько будет часов в двух сутках?
Что такое уравнение?
Что нужно сделать, чтобы найти неизвестное делимое?
Учитель: Давайте вспомним, как складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Для этого давайте решим задания:
а) ; в)
б) ; г)
3. . Объяснение нового материала
Учитель объясняет новый материал, учащиеся внимательно слушают и делают записи в тетрадях.
Учитель: Давайте решим такую задачу:
Нужно разделить 5 яблок поровну между двумя детьми. Как это
Решение: , 2- целая часть; - дробная часть;
_ 5 2_(делитель)
4_ 2 (неполное частное)
1 (остаток)
Каждый ребенок получит по 2 целых и половину яблоки
Чтобы из неправильной дроби выделит целую часть надо числитель дроби разделить на знаменатель дроби с остатком.
Остаток от деления будет числителем, частное – целой частью, а делитель знаменателем. Например: ;
- 8 6_
6_ 1
2
Получим, что неправильная дробь =
Запись числа, содержащую целую и дробную части называют смешанным числом.
Запишите в тетрадях правило:
Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, надо:
1) его целую часть умножить на знаменатель его дробной части;
2) к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
3) полученную сумму записать в числитель, а знаменатель оставить тот же.
Запишите примеры:
; ;
4. Закрепление нового материала
Учитель: А теперь давайте решим примеры из учебника:
№ 1084. Представьте число в виде суммы его целой и дробной части:
а) = ; б) = ; в) = ; г) = ;
№1085. Запишите в виде смешанного числа:
а) ; б) .
№1086(1-2). Выделите целую часть из неправильных дробей:
1) ; 2) ;
Учитель проверяет, как учащиеся усвоили материал, спрашивая нескольких из них правила. Далее класс приступает к решению задач из учебника, причем первые номера решаются очень подробно, с комментарием отвечающего. Учитель добивается от детей логичной, правильно выстроенной речи.
№1092(а)
а) ; ;
; ;
№ 1096.Бревно, длина которого м, распилили на части по м в каждой. Сколько получилось таких частей?
Решение. 1) (м) – количество частей;
Ответ: 29 частей.
5.Постановка домашнего задания
Задается прочитать объяснительный текст урока п. 28 учебника, выучить правило, решить №1109 (а, в), №1111 .
6.Подведение итогов урока
Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:
Какие числа называются смешанными?
Как выделить целую часть из неправильной дроби?
Как представить неправильную дробь в виде смешанного числа?
С учетом работы в течение всего урока комментируются ответы учащихся и выставляются отметки.